Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По степени использования






резервная валюта - иностранная валюта, в которой центральные банки государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям

ведущие мировые валюты - семь основных валют, Которые обладают полной конвертируемостью и наиболее часто используемых в международных расчетах. (Доллар США, Евро, Фунт стерлингов, Японская иена)

В зависимости от фактического существования выделяют реальную, т.е. такую, которая выполняет непосредственно функцию денег или условную, например, ЭКЮ.

Валютные отношения - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе взаимного обмена результатами деятельности национальных хозяйств разных стран и обслуживаются валютой. Они тесно переплетаются с внутренними денежными отношениями, являются их продолжением, когда они переходят границы национальных таможенных границ.

В зависимости от эконом. назначения валютных платежей в вал. отношениях можно выделить след. составляющие:

 международные расчеты по внешнеторговым операциям;

 получение и погашение различных видов международных ссуд;

 перемещения валюты при осуществлении внешних инвестиций;

 перемещения валюты при предоставлении экономической и технической помощи;

 операции по купле-продаже валюты на внутреннем и внешних валютних рынках.

 

37. валютный рынок. Виды операций на валютном рынке

Валютный рынок представляет собой систему устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей.

В качестве осн.субъектов валютного рынка выступают: транснациональные банки, коммерческие банки, торгово-промышленные и финансовые компании, центральные банки, биржи, международные и региональные организации, брокерские компании, частные лица и др.

При выходе на валютный рынок экономические субъекты преследуют различные цели:

· непрерывное осуществление международных расчетов (предприятия — клиенты банков);

· диверсификация (изменение структуры) валютных резервов и их пополнение (коммерческие, центральные банки);

· получение прибыли в виде разницы курсов валют и процентных ставок по различным долговым обязательствам (коммерческих банков, предприятий);

· хеджирование (страхование) от валютных и кредитных рисков;

· проведение валютной политики (центральные банки, ФРС, казначейства);

· получение международных кредитов.

Главной задачей валютного рынка является обслуживание международных экономических отношений.

На современном этапе валютный рынок выглядит как совокупность национальных, региональных и мировых рынков, грани между которыми практически стерты. Однако первоначально валютный рынок формируется в форме национального валютного рынка.

Объектом купли-продажи на этом рынке являются валютные ценности, иностранные - для резидентов, если они покупают или продают их за национальную валюту, и национальные - для нерезидентов, если они покупают или продают эти ценности за иностранную валюту.

Субъектами валютного рынка могут быть любые экономические агенты (юр. и физ.лица, резиденты и нерезиденты) и посредники, прежде всего банки, брокерские компании, валютные биржи, которые «сводят» продавцов и покупателей валюты и организационно обеспечивают операции купли-продажи.

Национальные валютные рынки существуют в большинстве стран мира, они ограничиваются экономическим пространством конкретной страны и регулируются ее национальным валютным законодательством.

Международные валютные рынки сформировались в странах, в которых до минимума сведены ограничения на валютные операции (валютные ограничения).

Мировые финансовые центры - это места сосредоточения банков, специализированных кредитно-финансовых институтов, где осуществляются международные валютные, кредитные, финансовые операции, сделки с ценными бумагами и залогом.

Осн. функціями вал. рынка явл.:

 обеспечение условий и механизмов для реализации валютной политики государства;

 обеспечение прибыли участникам валютных относин;

 формирование и уравновешивания спроса и предложения валюты и регулирование валютного курса;

 страхование валютных рисков;

 диверсификация валютных резервов.

Под валютными операциями обычно понимают любые платежи, связанные с перемещением валютных ценностей между субъектами валютного рынка. Операции классифицируются по нескольким критериям.

1. По сроку осуществления платежа по купле-продаже валюты:

 кассовые, или операции с немедленной поставкой-состоят в купле-продаже валюты на условиях поставки ее не позднее второго рабочего дня со дня заключения сделки по курсу, согласованному в момент ее подписания.;

 срочные - состоят в купле-продаже валютных ценностей с отсрочкой поставки их на срок, превышающий два рабочих дня.

2. По механизму осуществления операций:

 операции спот;

 форвардные операции - разновидность срочных операций, которая заключается в купле-продаже валюты между двумя субъектами с последующей передачей ее в обусловленный срок и по курсу, определенному в момент заключения контракта;

 фьючерсные операции - разновидность срочных операций, В которых два контрагенты обязуются купить или продать определенную сумму валюты в определенное время по курсу, установленному в момент заключения соглашения;

 опционные операции - разновидность срочных операций, при которых между участниками заключается особое соглашение, Что дает одному из них право (но не обязанность) купить или продать второй определенную сумму валюты в установленный срок (или в течение определенного срока) и по согласованному сторонами курсу.

3. По целевому назначению:

 операции с целью получения валюты для осуществления платежей по международным расчетам;

 операции с целью страхования от валютных рисков (операции хеджирования);

 операции с целью получения прибыли или спекулятивные операции.

4. По форме осуществления:

 безналичные;

 наличные.

5. По масштабам операций:

 оптовые (осуществляются между банками);

 розничные (осуществляются между банками и их клиентами).

Валютный своп - это комбинация двух конверсионных операций с валютами на условиях спот и форвард, осуществляемых одновременно и рассчитаны на одну и ту же валюту.

Валютный арбитраж - это комбинация из нескольких операций по покупке и продаже двух или нескольких валют по разным курсам с целью получения дополнительного дохода.

 

38. валютный курс и факторы, влияющие на него

Валютний курс - Это соотношение, по которому одна валюта обменивается на другую, или «цена» денежной единицы одной страны, которая определена в денежной единице другой страны.

Установление курса называется котировкой валюты.

Валютный курс необходим для:

• обмена валютами при торговле товарами, услугами, в процессе движения капиталов и кредитов;

• выбор мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

• периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Различают конъюнктурные и структурные (долгосрочные) факторы, которые влияют на валютный курс.

Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности, политической и военно-политической обстановки, по слухам (иногда ажиотажными), догадками и прогнозами.

Долгосрочные тенденции, которые определяют состояние той или иной национальной денежной единицы в валютной иерархии. Среди этих факторов можно назвать следующие:

1. Рост национального дохода. Этот фактор обуславливает повышенный спрос на иностранные товары, одновременно товарный импорт может увеличить отток иностранной валюты.

2. Темпы инфляции. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы.

3. Состояние платежного баланса.

4. Разница процентных ставок в разных странах.

5. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции.

6. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.

7. Степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках.

8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику.

9. Степень развития фондового рынка, который является конкурентом валютном рынке. Золотой паритет - отношение весового количества чистого золота, которое находилось в двух денежных единицах, которые обменивались друг на друга.

Главными методами регулирования валютного курса является валютная интервенция и дисконтная политика.

 

39. валютные системы и валютная политика. Особенности формирования валютной системы Украины

Валютная система - это организационно-правовая форма реализации валютных отношений в рамках определенного экономического пространства. Валютные системы подразделяются на три вида: национальные, международные (региональные) и мировую.

Как организационно-правовое явление нац. валютная система состоит из целого ряда элементов. Основными из них являются:

1. Название, купюрность и характер эмиссии национальной валюты. В Украине национальная валюта называется гривней.

2. Степень конвертируемости национальной валюты. Украинская национальная валюта гривна является частично свободно конвертируемой.

3. Режим курса национальной валюты. Законодательное определение режима валютного курса Верховная Рада Украины возложила на Кабинет Министров и НБУ.

4. Режим использования иностранной валюты на национальной территории в общем экономическом обороте. Обычно этот режим сводится к полному запрету, либо к запрету с некоторыми исключениями для отдельных видов платежей.

5. Режим формирования и использования государственных Золотова-февральские резервов. Он устанавливается для обеспечения стабильного ности национальных денег и может проявляться двояко.

6. Режим валютных ограничений, которые вводятся или отменяются законодательным органом в зависимости от экономической ситуации в стране. Если экономика разбалансирована, национальные деньги не стабильны, в стране вводятся определенные запреты, ограничения, лимитирование и т.д. на операции с иностранной валютой.

7. Определение национальных органов, на которые возлагается проведение валютной политики, их прав и обязанностей в этой сфере.

Такими органами в Украине являются:

 Кабинет Министров Украины;

 Национальный банк Украины;

 Государственная налоговая администрация;

 Государственный таможенный комитет;

 Министерство связи Украины.

Формирования валютной системы Укр. началось одновременно с формированием национальной денежной системы, составной частью которой она является. Уже Законом Украины «О банках и банковской деятельности», принятом в 1991 г., были сформированы некоторые правовые нормы по организации валютного регулирования и контроля в Украине: Установлено лицензирование НБУ коммерческих банков на осуществление операций в иностранной валюте; разрешено НБУ покупать и продавать иностранную валюту, Представлять интересы Украины в отношениях с центральными банками других стран и в международных валютно-финансовых органах; обязано НБУ организовать накопление и хранение золотовалютных резервов.

К практической перестройки собственной валютной системы Украины приступила с выходом из рублевой зоны, провозглашенным Указом Президента Украины «О реформе денежной системы Украины» от 16 ноября 1992 г. Этим указом был определен статус рубля как иностранной валюты и упорядочено использование иностранной валюты на территории Украины. Единственным законным платежным средством признавался украинский карбованец, а российский рубль, который находился на счетах в украинских банках, подлежал обмену на кар-бованци по соотношению 1: 1.

С сентября 1996 г., После выпуска в обращение постоянной национальной валюты гривни, начался третий этап формирования валютной системы Украины, на котором рыночные принципы получили дальнейшее развитие.

Чрезвычайные меры в валютной сфере конца 1998 г. заметно затормозили дальнейшее рыночной трансформации валютной системы Украины. Вместе с тем их высокая эффективность (за 1999 г. гривня девальвировала относительно доллара США лишь на 35%) подтвердила значительные успехи Украины в формировании действенного механизма валютного регулирования, который позволил удержать гривню даже в чрезвычайно сложных условиях, сложившихся на валютном и фондовом рынках Украина в конце 1998 г.

40. платежный баланс и золотовалютные резервы в механизме валютного регулирования

Платежный баланс - это соотношение между валютными платежами экономических субъектов данной страны (резидентов) за ее экономическими границами и валютными поступлениями им из-за экономических границ страны (от нерезидентов) за определенный период времени (год, квартал, Месяц).

По форме платежный баланс представляет собой статистический отчет о поступлении валютных средств в страну и о расходовании их за определенный период в разрезе отдельных статей, стран, групп стран. По экономическому содержанию - это макроэкономическая модель, характеризующая состояние и динамику внешнеэкономических отношений данной страны с внешним миром.

Золотовалютные резервы - это запасы ИНОСТРАННЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ И ЗОЛОТА, которые принадлежат государству и находятся в распоряжении органов денежно-кредитного регулирования и могут быть реально ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НА регламентирующие и другие потребности, имеющие общеэкономического значения. ЭТИ ПОТРЕБНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕЛИ накопление золотовалютных резервов:

 обеспечения страны достаточным запасом международных платежных средств, с тем чтобы государство, ее отдельные структуры и негосударственные экономические агенты могли своевременно рассчитаться по своим внешним обязательствам. Это так называемое трансакционные назначение золотовалютных резервов, направленное на обслуживание связей национальной экономики с мировой. В этом назначении они служат запасом ликвидных средств, обеспечивающих платежеспособность страны на мировом рынке;

 обеспечение государству возможность проводить интервенции на валютном рынке и рынке денег, с тем чтобы поддерживать на нужном уровне на них спрос и предложение и обменный курс национальной валюты. Это так называемое интервенционное назначения резервов, направленное на поддержку внешней и внутренней стоимости национальных денег.

Достижение этих целей зависит от достаточности объема золото-валютных резервов и эффективности механизма их использования. В связи с этим возникает ряд проблем с использованием этого регулятивного инструмента:

 проблема оптимизации объема золотовалютных резервов;

 проблема интервенционного их использования;

 проблема размещения резервов и др..

 

41. пути становления национальной валютной системы Украины

Первым шагом в создании национальной денежной системы, стал выход Украины в 1991 г. из числа государств, которые используют в денежном обращении рубль, и внедрение в безналичное обращение временной (переходной) денежной единицы — украинского купоно-карбованца в ноябре 1992 г.

В марте 1994 г. была основана Банкнотная фабрика, а в октябре того самого года на ее базы созданы Банкнотно-монетный двор Национального банка Украины, где печатались рубли, со временем — гривны.

Внедрением национальной валюты Украины - гривны стал сентябрь 1996 г. Одной из особенностей ее обращения были многоразовые валютные интервенции, которые проводились Национальным банком Украины за счет собственных резервов.

Но уже 1997 г. ознаменовался огромным финансовым кризисом и неистовым ростом спроса на доллары США, тем самым причиняючи резкую девальвацию гривны. Эти события потащили за собой еще более критическую монетарную политику Национального банка.

Официальный курс гривны относительно доллара США устанавливается Национальным банком Украины. До 23 октября 1994 г. в Украине придерживались системы множественных курсов, в том числе официального валютного курса, который определялся НБУ, и рыночного, который устанавливался на валютного аукционах. Из 24 октября 1994 г. официальный курс устанавливался по результатам торгов на Украинской межбанковской валютной бирже. С 19 марта 1999 г. НБУ установил официальный обменный курс гривны относительно доллара США как средневзвешенный между курсами за операциями уполномоченных коммерческих банков на межбанковском валютном рынке. В пределах своей общей ответственности за обеспечение стабильности национальной валюты НБУ может влиять на формирование официального обменного курса путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке.

Средний за период курс гривны к доллару США определяется: для месячных значений - как средневзвешенная стоимость доллара США в гривнах за месяц; квартальные и годовые значения рассчитываются как среднеарифметическое от месячных значений.

 

42. валютное регулирование и валютный контроль как инструменты стабилизации валютной политики в Украине

При современных условиях развития экономики валютный рынок является основой построения как национального хозяйства - на уровне страны, так и мирового хозяйства - на глобальном уровне. Регулирование валютного рынка в Украине является одним из необходимых элементов рыночной экономики, который обеспечивает решение проблемы надежности денежной системы Украины. Осуществление эффективной валютной политики уравновешивает торговый баланс, содействует росту конкурентоспособности украинских товаров, рентабельности предприятий, накоплению валютных резервов Национального банка Украины.

В последние годы в Украине интенсивно обсуждаются вопросы инвестиционной привлекательности страны для иностранного капитала. На основе проведенных исследований, можно утверждать, что важной предпосылкой инвестиционной привлекательности страны является гибкость правил валютного регулирования относительно иностранных инвесторов. Кроме этого, правила валютного регулирования должны позволять национальным физическим и юридическим лицам эффективно работать на международных рынках, в частности, сотрудничать с ведущими международными банками и финансовыми учреждениями, которые могут предложить необходимые финансовые ресурсы для проведения международных операций физическими лицами и национальными компаниями.

Экономический рост в Украине в течение последнего десятилетия происходил в значительной мере благодаря экспорту. Любые препятствия, на пути к росту украинской международной торговли могут иметь негативные последствия, как для экономического развития всей страны, так и для обеспечения эффективной деятельности национальных компаний. Суровая система валютного контроля является примером таких препятствий в международной торговле, что способно остановить и затормозить развитие многих сфер международной торговли. Риски, связанные с обменом гривны на иностранную валюту, являются основными рисками для украинского или иностранного предприятия, которое осуществляет экспорт из Украины. Целиком очевидно, что преодоление этих препятствий должно быть приоритетной задачей реформирования украинских правил валютного регулирования.

Многие эксперты придерживаются мысли относительно того, что украинские правила валютного контроля по своей природе ограничивают и тормозят развитие экспортно ориентированных предприятий. Считается, что украинские правила валютного контроля остаются отсталыми и не обновлялись в течение очень длительного срока. В связи с этим, можно утверждать, что они лишь сдерживают развитие многих сфер экономики.

Главным законодательным актом Украины относительно валютного регулирования является Декрет Кабинета Министров Украины № 15-93 " О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 года. В процессе внедрения Декрета НБУ принял большое количество распоряжений, инструкций и других нормативных актов. Безусловно, экономические условия для ведения бизнеса в Украине резко изменились со времени принятия Декрета в 1993 году, но правила проведения операций с иностранной валютой остались в основном без изменений. Подобная ситуация уже не устраивает ни украинских резидентов, ни нерезидентов, которые работают в Украине.

Исследования валютного рынка позволяют сформулировать основные проблемы регулирования валютного рынка Украины, которые остаются нерешенными на сегодняшний день. К таким проблемам нужно отнести:
І. Лицензирование операций с иностранной валютой. Декретом КМУ устанавливается исключительный список операций, которые требуют или не требуют индивидуальной лицензии НБУ для их выполнения. Однако существующий перечень не учитывает каждую возможную ситуацию, и, довольно часто, операции, которые не указаны в Декрете, невозможно внедрить в Украине.
2. Международные платежи в иностранной валюте: ограничительные правила. НБУ согласовывает правила проведения международных платежей из-за границы Украины физическими и юридическими лицами.
3. Ограничительные правила для некоторых выплат по дивидендам. Правила относительно иностранной валюты делают невозможным перевод дивидендов из Украины владельцам депозитарных расписок, которые представляют акции украинских эмитентов на международных и заграничных рынках.
4. Украинские деривативы (производные ценные бумаги). Украинским законодательством не предусмотрено возможности для украинского бизнеса заключать любой производный контракт, который включает валютные ценности, за исключением ограниченного заключения фьючерсных контрактов.

Указанные проблемы не составляют исчерпывающий перечень проблем, вызванных жестким и довольно ограничительным валютным контролем Украины. Но они остаются достаточно показательными для определения путей развития валютного законодательства страны.

Для решения указанных проблем крайне необходимы комплексные, структурные изменения, которых требуетсовременное состояние экономики нашего государства. Среди первоочередных мер нужно выделить:
1. Полный пересмотр правил валютного контроля, отмена любых валютных ограничений и преобразования гривны в твердую мировую валюту. Данный вариант, па первый взгляд, выглядит не весьма реалистическим в ближайшей перспективе, но его следует рассматривать как стратегическую цель развития валютного регулирования в Украине.
2. Рост доверия населения к гривне, снижение уровня долларизации экономики и ее регулирование путем денежно-кредитной политики, содействие постепенному выравниванию условий кредитования в валюте, а так же гривне.;
3. Постепенное внесение изменений в валютное регулирование Украины путем принятия закона про валютный контроль, которым, в частности, предусмотреть решение вышеупомянутых проблем.
4. Эволюционное развитие валютного контроля путем внесения изменений в регуляторные документы НБУ. Такой подход остается недостаточно эффективным, поскольку сам регулятор, которым является НБУ, остается довольно консервативным органом относительно изменения действующих правил.

Приведенные меры дадут возможность украинской экономике воспользоваться всеми преимуществами процесса глобализации, а следовательно, укрепить позиции на международном рынке. Однако, при современных условиях развития украинской экономики, серьезная либерализация валютного законодательства может привести не к притоку валюты из-за границы, а к ее оттоку из Украины. Путем решения данной проблемы является поэтапное смягчение валютного режима по мере улучшения общей экономической ситуации в Украине.

 

43. мировая и международная валютные системы

Мировая валютная система - это совместно разработанная государствами и закреплена международными соглашениями форма реализации валютных отношений.

Составляющими мировой валютной системы является:

1)формы международных средств платежа, 2) унифицированный режим валютных паритетов и курсов, 3) условия взаимной конвертируемости валют, 4) унификация правил международных расчетов, 5) режим валютных рынков и рынков золота, 6) международные валютно-финансовые организации, 7) международное регулирование валютных ограничений.

Развитие мировой валютной системы:

1) система, основанная на золотом стандарте (платежный оборот обслуживался преимущественно золотом), 2) механизм золотодевизного стандарта, было юридически оформлено решением Генуэзской конференции (1922 г.) 3) Бреттонвудская валютная система. На международной валютно-финансовой конференции стран антигитлеровской коалиции, состоявшейся в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США), были согласованы основные принципы данного валютно-финансового устоя, 4) Ямайская валютная система сложилась в результате сделки, которая была достигнута на совещании стран-учаснць МВФ в г. Кингстоне на Ямайке в январе 1976 г.

Международная валютная система - договорно-правовая форма организации валютных отношений отдельных стран.

Чтобы противостоять гегемонии доллара в мировой системе, в марте 1979 г. было создано международную валютную систему - Европейскую валютную систему (ЕВС) - форма межгосударственного регулирования валютных отношений стран западноевропейского интеграционного комплекса. Механизм ЕВС включал 3 элемента: Европейская валютная единица ЭКЮ, * режим совместного колебания валютных курсов - " суперзмея", * Европейский фонд валютног о сотрудничества.

Маастрихтское соглашение 1992 г. определило 3 этапа становления ЕВС:

1) липень1990р.-грудень1993р.: Полная либерализация движения капиталов внутри ЕС, * завершение процесса формирования единого внутреннего рынка ЕС, * разработка мероприятий по сближению ряда экономических параметров для стран-членов, 2) Январь 1999: Создание независимой Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, * установление фиксированного курса для валют стран-членов ЕВС между собой, а также относительно ЭКЮ, * эмиссия единой денежной единицы, * проведение единой валютной политики странами членами ЕВС. 3) 1 января 2002г.- Евро вошло в наличного оборота i имеет место параллельного обращения с национальными валютами. А с 1 июля 2002г. евро останется единой европейской валютой.

 

44. международные рынки денег и капиталов

Составляющими мирового рынка являются международные рынки денег и капиталов. Критерием их разграничения является сроки кредитов и их целевое направление. Средства, предоставляемые на длительный срок, относятся к рынку капиталов, а краткосрочные средства - до рынка денег. Традиционный инструмент на международном рынке капиталов - иностранные облигации. Инновацией является еврооблигации, т.е. облигации, номинированные в валюте, чем валюта страны, в которой она продается. Наиболее значительным международным денежным рынком и рынком капиталов является еврорынок.

Участие нац. рынков денег и капиталов в операциях мирового рынка определяется такими факторами:

• наличием развитой кредитной системы и фондовой биржи;

• местом страны в мировой экономической системе хозяйства и ее валютно-экономическим положением;

• умеренностью налогового давления;

• льготным валютным законодательством, Открывающий иностранным заемщикам доступ на национальный рынок денег и капиталов и иностранным ценным бумагам - в биржевой котировки;

• удачным географическим положением;

• относительной стабильностью политического режима.

С институциональной точки зрения международный рынок капиталов и денег - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. К таким учреждениям относятся: Частные фирмы, банки, прежде всего ТНК и ТНБ, фондовые биржи, государственные и муниципальные органы, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, региональные банки развития и др..

Международный рынок денег - это сектор рынка, на котором покупаются и продаются краткосрочные долговые инструменты (срок погашения которых меньше одного года).

Инструментами международного рынка денег является: Векселя казначейства, оборотные сертификаты банковских депозитов, коммерческие бумаги, банковские акцепты, соглашения об обратном выкупе, федеральные резервные фонды, евродоллары и др.

Международные рынки денег различаются по территориальному и валютной признакам.

Международный рынок капиталов - это такой рынок, на котором покупаются и продаются долгосрочные (срок погашения которых более одного года) долговые обязательства и акции. Инструменты рынка капиталов: акции, закладные, облигации, ценные бумаги правительственных учреждений, потребительские и банковские коммерческие ссуды.

Традиционный инструмент на международном рынке капиталов - иностранные облигации. Эти облигации продаются в зарубежной стране и номинированные в валюте этой страны.

Новшеством является еврооблигация, т.е. облигация, номинированная в валюте, чем валюта страны, в которой она продается.

Самый мощный рынок капиталов в мире имеют США. Нью-Йорк - центр рынка капитала США.

Крупнейшим международным рынком денег и рынком капиталов является еврорынок, или евродолларовый, евровалютных рынок.

Евровалюта - это срочный депозит, который находится в банке за пределами страны - эмитента валюты.

 

45. спрос на деньги. Механизм определения спроса на деньги

Спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент., Это желание иметь определенную часть своего портфеля активов в ликвидной форме. Спрос на деньги состоит из двух частей: 1) текущая касса (деньги необходимы субъектам для текущих расчетов и для покрытия непредвиденных вит-т. Эти средства необходимы для поддержания безпосер процесса в-ва и сохраняются в наиболее ликвидной форме) 2) деньги, которые хотят иметь субъекты с целью получения прибавочной стоимости.

Цели спроса на деньги: 1) создание запаса покупательных и платежных средств (спрос на текущий запас платежных средств), 2) накопление денег как капитала (спрос на постоянный запас денег как форму богатства), 3) комбинированные (спрос на длительный запас денег на осуществление будущих платежей и получения дополнительных доходов).

Мотивы: Трансакционный мотив - постоянная потребность в запасе гр-и для их немедленного использования; мотив предусмотрительности - для удовлетворения непредвиденных потребностей; спекулятивный мотив - желание иметь запас денег, чтобы при благоприятных условиях превратить их в высокодоходные финансовые документы.

Факторы, влияющие на спрос на деньги: 1) изменение объемов производства, 2) изменение уровня цен, 3) скорость обращения денег, 4) изменение нормы процента, 5) накопление богатства, 6) инфляция, 7) ожидания ухудшения конъюнктуры рынков

График:

 

46. формирование объема денежной массы в обороте

 

Грошовий оборот забезпечується певною масою грошей, величина якої є важливою характеристикою стану грошового обороту та ринкової кон’юнктури в цілому. Зміна грошової маси безпосередньо впливає на інтенсивність обороту грошей, на формування платоспроможного попиту, на кон’юнктуру ринків, а значить — на економічний розвиток. Тому регулювання грошової маси є ключовим напрямом державної грошово-кредитної політики. Завдяки цьому вивчення та правильне визначення маси грошей в обороті має не тільки теоретичне, а й важливе практичне значення.

Поняття грошової маси досить складне, оскільки складна сама категорія грошей, велика різноманітність їх форм та функцій. Не випадково в трактуванні змісту та показників вимірювання грошової маси є помітні розбіжності.

У зарубіжній літературі до 30-х років ХХ ст. панувало уявлення про грошову масу як сукупність залишків металевих грошей і розмінних банкнот у розпорядженні суб’єктів обороту. Усі інші грошові інструменти — нерозмінні банкноти, розмінна монета, депозитні вклади тощо — виділялися у поняття «засобів обігу» і не включалися в загальну масу грошей. Ситуація принципово змінилася після скасування золотомонетного стандарту.

У радянській літературі аж до останніх років панувало уявлення про масу грошей як сукупний залишок знаків грошей (банкнот, казначейських білетів і розмінної монети) у розпорядженні суб’єктів обороту. Такі підходи суперечили принципам єдності та безперервності грошового обороту і піддавалися гострій критиці.

Саме життя теж довело (на Заході — раніше, в СРСР — пізніше) необхідність включати до грошової маси не тільки всі готівкові знаки, а й депозитні гроші — спочатку короткострокового характеру, а згодом і довгострокового. Більше того, окремі сучасні економісти та центральні банки до грошової маси відносять будь-які активи, котрим властива певна ліквідність (облігації державних позик, векселі, страхові поліси тощо). Це зумовлено головним чином неоднозначними, суто емпіричними підходами до визначення самої сутності грошей, яка може змінюватися залежно від цілей аналізу і використання певного елемента грошового обороту. Отже, і в саму грошову масу вони можуть включатися чи виключатися з неї відповідно до конкретної ситуації.

Зарубіжна економічна наука та практика дали достатньо розгорнуте й обґрунтоване трактування і статистичне визначення грошової маси, які ефективно використовуються в регулятивній практиці. Перехід України до ринкової економіки робить надзвичайно актуальним вивчення і використання цього досвіду в нашій практиці.

Виходячи з викладеного вище розуміння сутності грошей та грошового обороту, під грошовою масою слід розуміти всю сукупність запасів грошей у всіх їх формах, які перебувають у розпорядженні суб’єктів грошового обороту в певний момент. Такими суб’єктами є приватні особи, підприємства, громадські організації, господарські об’єднання, державні установи тощо, які мають у своєму розпорядженні готівкові гроші чи вклади на різних рахунках у комерційних банках[1].

Грошова маса має певний кількісний вираз (обсяг у мільярдах чи мільйонах грошових одиниць), надзвичайно складну структуру та динаміку руху. З точки зору якісної характеристики грошової маси важливе значення має її структура, а з погляду практики її регулювання — динаміка руху обсягу та структури.

У структурному відношенні грошову масу можна розділити за кількома критеріями:

· за ступенем «готовності» окремих елементів до оборотності, тобто за ступенем їх ліквідності;

· за формою грошових засобів (готівкові, депозитні);

· за розміщенням у суб’єктів грошового обороту;

· за територіальним розміщенням та ін.

Найбільшу складність має структуризація грошової маси за першим критерієм, оскільки немає однозначного розуміння ступеня ліквідності кожного її елемента, як і немає чіткого розмежування між власне грошима і високоліквідними фінансовими активами, які вже не є грошима. За цим критерієм наука і практика виділяють кілька елементів грошової маси, комбінацією яких можна визначати різні за складом і обсягом показники грошової маси, що називаються грошовими агрегатами.

Грошовий агрегат — це специфічний показник грошової маси, що характеризує певний набір її елементів залежно від їх ліквідності. Кількість агрегатів, які використовуються в статистичній практиці окремих країн, не однакова, що пояснюється істотними відмінностями в елементному складі грошової маси, у спектрах активів, які розглядаються в національній практиці як гроші, у завданнях використання грошової маси в регулятивних цілях. Так, у США застосовуються чотири агрегати для визначення маси грошей, в Англії — п’ять, у Німеччині — три.

У статистичній практиці України визначаються і використовуються для цілей аналізу і регулювання чотири грошові агрегати: М0, М1, М2, М3.

Агрегат М0 відображає масу готівки, яка перебуває поза банками, тобто на руках у фізичних осіб і в касах юридичних осіб. Готівка в касах банків сюди не входить.

Агрегат М1 включає гроші в агрегаті М0 + вклади в банках, які можуть бути використані власниками негайно, без попередження банків, тобто запаси коштів на поточних рахунках та на ощадних рахунках до запитання.

Агрегат М2 — це гроші в агрегаті М1 + кошти на всіх видах строкових рахунків, кошти на рахунках капітальних вкладів та інших спеціальних рахунках.

Агрегат М3 охоплює гроші в агрегаті М2 + кошти на вкладах за трастовими операціями банків.

Показник грошової бази не є ще одним агрегатом грошової маси. Це якісно інший показник, що характеризує масу грошей з боку прояву її на балансі центрального банку. Тому цей показник інколи називають ще грошима центрального банку, який їх безпосередньо контролює і регулює, впливаючи в кінцевому підсумку і на загальну масу грошей.

Грошова база включає запаси всієї готівки, яка перебуває в обороті поза банківською системою та в касах банків, а також суму резервів комерційних банків на їх кореспондентських рахунках у центральному банку.

Величину грошової бази можна визначити за формулою:

Гб = Гвип + Грез,

де Гвип — сума готівки, випущеної центральним банком і не поверненої в його фонди; Грез — сума грошових коштів (резервів), які перебувають на кореспондентських рахунках банків у центральному банку.

Перший елемент (Гвип) грошової бази відрізняється кількісно від готівкового агрегату М0 — більший на суму готівки в касах банків. Другий елемент (Грез) грошової бази відрізняється і якісно, і кількісно від безготівкового елемента грошових агрегатів М1, М2, М3. Він являє собою суму зобов’язань центрального банку перед комерційними. А безготівкові елементи грошових агрегатів — це зобов’язання комерційних банків перед своїми клієнтами. Вони формуються комерційними банками як за рахунок коштів, одержаних від центрального банку, тобто за рахунок Грез, так і за рахунок створення грошей самими комерційними банками в процесі кредитної діяльності через механізм грошово-кредитного мультиплікатора (детально цей механізм буде роз­глянуто в підрозділі 2.7). Тому безготівкові елементи грошових агрегатів значно більші за своїм обсягом від безготівкового елемента грошової бази. Завдяки цьому загальний обсяг кожного з грошових агрегатів (крім М0) перевищує обсяг грошової бази. Ступінь цього перевищення свідчить про величину грошово-кредитного мультиплікатора на рівні комерційних банків.

В Україні маса грошей в обороті після грошової реформи 1996 р. характеризується високими темпами зростання та надмірно великою вагою в ній готівки

 

47. балансирование спроса и предложения денег в обороте

Если две кривой - спроса и предложения - наложить одну на Друге в одной системе координат, то получим завершенную графическую модель денежного рынка. В ней спрос и предложение подаются во взаимодействии и определяется результат этого взаимодействия: уровень их уравновешения и норма равновесной ставки

процента, который отвечает этому уровню

Кривые спроса (МД) и предложения (М1) пересекаются в точке А, какой адекватные масса денег в обороте на сумму 4, 0 млрд грн. и пруда ожидаемого дохода (номинального процента) на равные 8%. Это значит, что экономические субъекты в данной экономической ситуации желают иметь в своем распоряжении денег на сумму 4, 0 млрд грн., а банковская система может обеспечить предложение денег на этом же равные, чтобы уравновесить спрос и предложение.

За этого условия пруда процента (ожидаемого дохода) стабилизируется на равные 8%. Этот уровень есть равновесной ставкой процента, которая будет удовлетворять требования обеих сторон рынка: покупатели смогут сформировать нужен им запас денег, что равняется 4, 0 млрд грн., и будут его держать на руках, а продавцы смогут разместить имеющийся в них запас денег по приемлемой

ставке процента.

Ни за какой другой ставки процента подобная зрівноваженість спроса и

предложения невозможная. Предположим, что каким-то чином удалось в этой ситуации установить ставку процента на равные 6%, то есть низшей от равновесной. Реакцией на это изменение будет снижение альтернативной стоимости сохранения денег и возрастание спроса на деньги - точка спроса сместится по кривой спросу вправо у положения A1 (при потому, что точка предложения останется в предшествующем положении А). Увеличение спроса на деньги окажется в усилении требований экономических субъектов к банкам предоставить им денежные ссуды. Тем не менее банки не смогут удовлетворить этих требований, поскольку их резервы остались неизменными. Отдельные банки попробуют закупить дополнительные резервы на межбанковском рынке, и между банками усилится конкурентная борьба за ресурсы. Следствием этой борьбы станет возрастание процентной ставки до тех пор, пока она не достигнет предшествующего (равновесного) уровня. Но по мере приближения ставки к тому уровня будет возрастать альтернативная стоимость денег и сокращаться спрос на деньги. Как только пруда достигнет 8%, весь дополнительный спрос на деньги исчезнет и все показатели займут равновесное положение: спрос и предложение - 4 млрд грн., ставка процента - 8%.

Затронутое равновесие рынка можно было " успокоить" другим способом - увеличением предложения денег к новому уровню спроса. Для этого центральный банк должен увеличить резервы коммерческих банков, купивши в них соответствующую массу ценных бумаг ли увеличив рефинансирования. За счет дополнительных резервов банки удовлетворили бы дополнительный спрос на деньги, и равновесомая восстановилась бы. Но уровень ее был бы совсем другим - объем денежной массы возрастет до 5 млн грн., а ставка процента снизится до 6%. Тем не менее такое равновесие может иметь отрицательные следствия для реальной экономики, прежде всего для товарных рынков, где значительно возрастет платежеспособный спрос.

Нарушение равновесия на денежном рынке может обуславливаться также факторами, которые действуют на стороне предложения денег и на стороне спроса на деньги. В этих случаях равновесие может восстановиться только на других уровнях как процента, так и денежной массы.

 

48. факторы, которые формируют роль денег в развитии экономики

 

Роль грошей тісно пов’язана з їх функціями. Якщо функція грошей — це їх конкретна «робота» щодо обслуговування руху вартості на певному етапі процесу відтворення, то роль грошей — кінцевий результат цієї «роботи», її наслідок для суспільства.

Роль грошей визначається рівнем розвитку товарного виробництва та адекватних йому суспільних відносин. Вона не може бути реалізована там, де для цього немає відповідних умов. Не могла бути значною роль грошей у докапіталістичних формаціях, оскільки саме господарство тоді мало переважно натуральний характер. За допомогою грошей там набувала суспільного визнання лише незначна частка вироблюваної продукції. Тому не було залежності товаровиробника від ринку, а вплив грошей на його економічне становище і через нього — на розвиток виробництва був мало відчутним.

Подібне становище мало місце і в умовах командно-адміні­стративної економіки в колишньому СРСР та інших країнах Східної Європи. Хоч головна сфера економічних відносин тут мала грошову форму, сама суть цих відносин була нееквівалентною, нетоварною, що робило використання грошей формальним, а роль їх — обмеженою, швидше за все обліково-розподільною. Проте і така роль мала певний позитивний вплив на розвиток суспільного виробництва.

Найсприятливіші умови для реалізації ролі грошей у розширеному відтворенні були створені за капіталізму, коли товар став загальною формою продуктів виробництва, а економічні відносини в суспільстві були переведені на еквівалентні, ринкові засади. Особливе значення мало те, що сама робоча сила стала товаром, об’єктом купівлі-продажу за гроші.

Завдяки поширенню грошових відносин на всі фактори суспільного виробництва — засоби праці, предмети праці і робочу силу — просте товарне виробництво перетворилось у капіталістичне, а самі гроші набули принципово нової якості — стали носієм капіталу, відкрили можливість кожному, хто має вільну вартість, легко і швидко її капіталізувати.

Насамперед грошового виразу у формі прибутку набула мета капіталістичного виробництва. Це дало можливість зняти усілякі обмеження з його розвитку, оскільки нагромадження грошей (прибутку) не має будь-яких внутрішніх обмежень, нагромаджувати їх можна нескінченно.

Завдяки тому, що капіталістичні підприємства все виробляють для продажу і всі елементи виробництва купують на ринку, створюється особливий ринковий механізм стимулювання і регулювання суспільного виробництва, в центрі якого перебувають гроші. На ринку розвивається конкуренція як загальносуспільне явище — конкуренція за покупця, за робоче місце, за вигідне замовлення тощо. По суті, в усіх цих випадках ведеться боротьба за отримання більшої суми грошових доходів. Оскільки перемагає той, хто спроможний одержати найкращі результати в такому змаганні, конкуренція, а значить і гроші, стають рушійною силою науково-технічного прогресу, зростання продуктивності суспільної праці, інтенсифікації виробництва, забезпечення високої якості продукції та ін. Тим самим створюються могутні стимули для розвитку капіталістичного виробництва.

У проблемі ролі грошей у розвитку економіки можна розрізняти якісний і кількісний аспекти.

В якісному аспекті роль грошей виявляється у тому, що сама їх наявність, саме грошове середовище, в якому діють економічні агенти, позитивно впливає на розвиток суспільного виробництва.

По-перше, знімаються фізичні межі виробництва, що визначаються особистими потребами самих виробників. Виробляти можна стільки, скільки вдасться реалізувати, а надлишок вартості можна зберігати в грошовій формі чи перетворити в позичковий капітал.

По-друге, реалізація вироблених продуктів за гроші, замість бартеру, значно спрощує, прискорює і здешевлює доведення їх до споживачів. Суспільство одержує значну економію на реалізаційних витратах, скорочуються потреби в обіговому капіталі, краще задовольняються потреби споживачів.

По-третє, завдяки грошам ринок набуває загального характеру, його механізм стає могутнім важелем економічного прогресу, передусім завдяки конкуренції, стимулюванню ефективного виробництва та економного споживання — виробничого, державного, особистого.

Здатність грошей приносити своїм власникам в умовах ринкової економіки додаткову вартість значно посилила їх стимулюючий вплив на кожного суб’єкта економічних відносин: і на виробника (працівника), і на споживача. Як виробник, або працівник, кожний з них прагне краще і більше працювати, щоб вивести свої грошові доходи за межі виробничих чи споживчих потреб і, капіталізувавши надлишок доходу, мати можливість одержувати додаткову вартість. З цією ж метою він як споживач прагне економно використовувати свої грошові кошти, оскільки капіталізація їх залишків дає можливість одержувати додаткові доходи понад ті, що приносить жива праця.

Гроші в умовах ринкової економіки стають носієм позичкового капіталу. Через механізм його руху, зокрема через банки та ринок цінних паперів, формування якого зумовлюється перетворенням грошей у капітал, відкриваються можливості узгодити індивідуальні та колективні інтереси виробників, дещо згладити суперечності між соціальними класами та групами суспільства, забезпечити більшу рівномірність і збалансованість процесу розширеного відтворення.

Всебічне охоплення грошовою формою економічних відносин всередині країн та між ними, а також постійне вдосконалення самого грошового механізму створили сприятливі умови для формування міжнародних ринків і тісних взаємовигідних зв’язків між країнами, міжнародного переливу вільних капіталів у місця найефективнішого їх використання тощо.

Глибоке проникнення грошової форми в усі «клітини» суспільних відносин відкриває широкі можливості для регулювання за допомогою грошових інструментів процесу розширеного відтворення. Мова йде передусім про такі інструменти, як податки, позичковий процент, ціни, орендна плата, бюджетне фінансування та ін. Через них держава має можливість регулювати основні економічні процеси на мікро- та макрорівнях і в цілому на економічне становище в країні відповідно до попередньо визначених цілей.

Кількісний аспект ролі грошей полягає в тому, що через зміну кількості грошей в обороті можна активно впливати на економічні процеси, зокрема на результати діяльності економічних агентів як виробників і як споживачів. Цю можливість широко використовують усі держави з ринковою економікою для регулювання економічного життя в країні. Збільшуючи чи зменшуючи масу грошей в обороті, центральні банки, які діють від імені своїх держав, забезпечують зміну таких економічних інструментів, як платоспроможний попит, ціни, процент, валютний курс, курс цінних паперів тощо. Завдяки цьому забезпечується вплив на такі вирішальні економічні процеси, як інвестиції, зростання виробництва, зайнятість, розвиток експорту й імпорту та їх збалансування тощо[2].

Еволюція ролі грошей в економіці України. У міру поглиблення ринкової трансформації економіки України помітно зростає роль грошей в її розвитку. Поступово українська гривня перетворилась у справді загальний еквівалент, у

«головну діючу особу» на ринку. Кожний, хто має гроші, може вільно купити будь-який потрібний товар на внутрішньому ринку. Це істотно підвищило заінтересованість економічних суб’єктів у тому, щоб більше заробляти грошей і економніше їх витрачати. Стало значно легше капіталізувати гроші, вклавши їх у цінні папери та банківські депозити. Запровадження часткової конвертованості гривні істотно підвищило роль грошей у розвитку зовнішньоекономічних відносин, в інтеграції економіки України у світову економіку. Грошово-кредитна політика зайняла ключове місце в механізмі державного регулювання економіки. Динаміка цін стала відчутно реагувати на регулюючі заходи Національного банку України в грошовій сфері.

Проте ці позитивні зрушення в підвищенні ролі грошей поки що не дали відчутних результатів у розвитку суспільного виробництва, яке близько 10 років перебуває у стані хронічної кризи. Це зумовлено передусім уповільненістю, непослідовністю переведення економіки на ринкові засади, адміністративним втручанням держави в економічне життя, а також слабкістю самого грошового механізму, зокрема банківської системи, все ще високою інфляцією. Тому економічні суб’єкти недостатньо результативно реагують на стимулюючі імпульси, які надходять з боку грошей, не виявляють належної заінтересованості в інвестуванні виробництва, у капіталізації доходів, у розвитку товарно-грошових відносин. Вони нерідко віддають перевагу натуральним формам економічних відносин (бартеру), «тіньовим» методам господарювання, переведенню вільного фінансового капіталу за кордон, конвертації його в іноземну валюту тощо. Ці процеси істотно стримують позитивний вплив ринкових перетворень та грошей на розвиток економіки.

Досвід країн з розвинутою ринковою економікою не тільки свідчить про величезну роль грошей, а й показує основні напрями успішного використання їх у трансформаційній економіці нашої країни.

По-перше, це максимальне переведення на ринкові засади всіх сфер економічних відносин. Грошова форма повинна реально опосередковувати всі процеси розширеного відтворення, забезпечувати здійснення їх на еквівалентній основі. На принципах еквівалентності, самофінансування, самодостатності повинна ґрунтуватися діяльність не тільки виробничих підприємств, а й економіч­них суб’єктів сфери науки, освіти, охорони здоров’я тощо.

По-друге, переорієнтація цілей економічної, у тому числі грошової, політики із забезпечення інтересів центру на інтереси безпосереднього виробника, окремих колективів, регіонів тощо. Тільки за цієї умови можна буде ефективно використати грошові інструменти для стимулювання суспільного виробництва, а отже і для забезпечення економічних інтересів центру.

По-третє, забезпечення вільної, гарантованої капіталізації грошових доходів усіх суб’єктів економічних відносин усіма методами, сумісними з нашими соціальними пріоритетами. Це сприятиме зростанню інвестицій, згортанню тіньової економіки, зміцненню банківської системи.

По-четверте, оздоровлення грошового обігу, забезпечення високої, сталої вартості грошової одиниці. Без цього неможливо відновити роль грошей у міновому процесі, витіснити бартерні операції з ринку, а отже, забезпечити їх належну роль у розвитку економіки в цілому.

У міру подальшої трансформації економіки України в ринковому напрямку, розвитку банківської системи, формування ринків цінних паперів, кредитного та валютного ринків, оздоровлення державних фінансів і національних грошей, послаблення кризових явищ в економіці роль грошей в економічному житті України неухильно зростатиме

 

49. общие методологические основы количественной теории денег

При выполнении деньгами своих функций и поддержания стабильности цен важно, чтобы объем платежеспособного спроса соответствовал предложению товаров. Соблюдение этого правила обусловлено стремлением предотвратить задержку реализации товаров и услуг в связи с недостаточностью средств обращения. Поэтому важная задача — снабдить экономику необходимой де­нежной массой и определить, сколько денег должно находится в обращении. Современная теория спроса на деньги представлена различ­ными концепциями. Рассмотрим количественную теорию денег. Эта теория появилась еще в XVI в., когда приток золота из Аме­рики в Европу возрос более чем в 2 раза, серебра — более чем втрое. Как следствие, в Испании цены возросли в 4, 5 раза, в Анг­лии — в 4 раза, во Франции — в 2, 5 раза, в Италии и Германии — в 2 раза. С этого времени зависимость цен от количества денег в обращении стала предметом пристального внимания экономиче­ской науки. Широкое распространение количественная теория получила в начале XX столетия, когда обострились проблемы об­ращения и покупательной способности бумажных денег. Количественная теория денег связывает между собой денеж­ный и товарный рынки, устанавливая прямую связь между рос­том денежной массы в обращении и ростом товарных цен. Все колебания уровня экономической активности сопровождаются изменениями в предложении денег. Наиболее известны два ва­рианта количественной теории денег: трансакционный подход, или теория И. Фишера, и кембриджская версия, или теория кас­совых остатков. Теория денег американского экономиста Ирвинга Фишера (1867—1947) исходит из того, что поскольку деньги выполняют функцию средства обращения, то их количество, необходимое для обращения в экономике, определяется массой и ценой реа­лизуемых благ. Теория базируется на макроэкономическом урав­нении обмена:

где M — количестве денег в обращении; V — скорость обраще­ния денежной единицы; Р — средневзвешенный уровень цен; Q — количество всех товаров и услуг.

Правая часть уравнения (товарная) показывает объем реали­зованных на рынке товаров. Левая часть уравнения (денежная) показывает количество денег, уплаченных при покупке товаров. При этом предполагается, что V и Q постоянны, поскольку определяются долговременными факторами. Если количество денег в обращении в результате эмиссии увеличивается, то неиз­бежным следствием будет нарушение равновесия. В такой ситуа­ции равновесие может быть восстановлено только путем роста цен. Из уравнения обмена следует, что уровень иен прямо пропорционален количеству денег в обращении и скорости их обо­рота и обратно пропорционален количеству товарных сделок:

Кембриджский вариант количественной теории денег разра­батывался рядом экономистов. Например, уравнение А. Пигу (1877—1959) выглядит следующим образом:

где M — количество денег; К — доля годовых доходов, которую хозяйствующие субъекты желают иметь в денежной форме (кас­совых остатков); Р — уровень цен; Т— физический объем про­изводства. В этом уравнении, как и в предыдущем, предполагается, что K и T в краткосрочном периоде постоянны.

 

 

50. основные постулаты абстрактной теории денег

В мировой экономической науке четко выделяются два подхода к изучению теоретических проблем денег. Представители одного из них ищут ответа на вопросы, связанные с внутренней природой денег: что такое деньги; почему они появились и существуют в обществе; как они развиваются и почему приобретали ту или другую форму; в чем заключается и как формируется стоимость денег и т.п. Для этого направления теории денег характерно явное преувеличение внимания к внутренним аспектам явления денег и недооценка их внешних аспектов, которые проявляются во влиянии денег на экономические процессы. Этот подход относительно изучения природы денег можно назвать абстрактной теорией денег. Наиболее известными проявлениями такого подхода является номиналистическая теория, металлическая теория, государственная теория, функциональная теория, марксистская теория и др.

Представители второго направления принимают деньги такими, какие они есть, и, не углубляясь в исследование их природы, ищут ответа на вопросы, которые связаны с местом и ролью денег в воспроизведенном процессе. Деньги - простая вуаль на реальной экономике или ее активный элемент и фактор, который влияет на ее развитие и структурные изменения; какими своими проявлениями деньги наиболее активно влияют на реальную экономику и на какие именно ее процессы; какой конкретно механизм влияния денежного фактора на реальную экономику (передаточный механизм); может ли государство использовать этот механизм в своей экономической политике и как именно; какая должна быть в связи с этим денежно-кредитная политика в стране и др. Этот подход в научном анализе денежных проблем можно назвать прикладной теорией денег. В западной литературе она обычно называется монетарной теорией

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.