Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды аргументации






Исходя из определения риторики как искусства убеждать (Аристотель), в современных трудах по риторике большое внимание уделяется аргументации.

Аргументация – приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории). Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений, предназначенных для поддержки тезиса аргументации. Кроме того, аргументацией называют также совокупность аргументов в поддержку какого-то положения.

В зависимости от характера аудитории, на которую способно распространяться воздействие аргументации, все способы аргументации делятся на универсальные и неуниверсальные, или контекстуальные.

Универсальная аргументация применима в любой аудитории. Способы универсальной аргументации подразделяются на эмпирические (ссылаются на опыт) и теоретические (опираются на рассуждение).



К эмпирическим относятся прямое подтверждение, косвенное подтверждение, эмпирическое опровержение, или фальсификация, а также примеры, иллюстрации и образцы, т.е. так называемые эмпирически наблюдаемые случаи, или факты, используемые с определенной целью. Как пример, такой наблюдаемый случай подводит к формулировке общего утверждения; в качестве иллюстрации – подкрепляет уже установленное общее положение; как образец – побуждает к подражанию.

К теоретической аргументации относятся логическое обоснование, системная аргументация, методологическая аргументация.

Неуниверсальная, или контекстуальная, аргументация эффективна лишь в определенной аудитории, к ней относятся аргументы к традиции, к авторитету, к вере, к интуиции, к здравому смыслу и т.п.

Убедительности речи способствует знание логических форм и приемов изложения материала (Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Часть 1/ В.В. Кудряшова и др.; СПбГГИ. СПб, 2006, с.58).

Логические формы изложения материала

Формы изложения Определение
Анализ Мысленное разделение объектов, предметов на содержащиеся в них части и отдельное рассмотрение каждой из этих частей
Формы изложения Определение
Синтез Мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков целого
Сравнение Мысленное установление сходства и (или) различия предметов по главным и неглавным признакам
Обобщение Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии

5. Средства выразительности: тропы и фигуры (основные)

 

Мастерство публичного выступления состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Образность речи достигается за счет использования выразительных средств языка – тропов и фигур.

Тропы (лексические средства) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.

 

Языковое средство Определение Примеры
Эпитет Образное определение А волны моря с печальным ревом о берег бились (Горький)
Сравнение Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку, обязательно упоминание обоих сравниваемых предметов Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Л) Ах, злые языки страшнее пистолета (Грибоедов)
Метафора Перенос значения с одного явления(или предмета) на другое на основе сходства между ними В саду горит костер рябины красной, но никого не в силах он согреть (Есенин)
Метонимия Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений Я три тарелки съел (Крылов) …Белинского и Гоголя с базара понесет (Некрасов) Все поле охнуло (Пушкин)
Синекдоха Перенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства, назывании целого через его часть или наоборот. Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин)  
Гипербола Художественное преувеличение Я говорил вам тысячу раз. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
Литота (обратная гипербола) Художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)
Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (Есенин)
Аллегория (иносказание) Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ Фемида безмолвствует (о правосудии)
Перифраз(а) Замена названия предмета (явления) описательным оборотом Унылая пора! Очей очарованье! (Пушкин) (об осени)

Фигуры (синтаксические средства) - обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску.

 

Языковое средство Определение Примеры
Анафора Повторение слов, словосочетаний, морфем в начале предложений Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья (Лермонтов)  
Эпифора Повторение слов, словосочетаний в конце предложений Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Параллелизм одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде! Чтобы научиться писать, надо писать!
Антитеза Противопоставление явлений и понятий Я царь – я раб, я червь - я Бог! (Державин)
Градация Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов) Не сломлюсь, не дрогну, не устану (Бергольц)
Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов Ей радостно грустить такой нарядно обнаженной (Ахматова)
Инверсия Нарушение прямого порядка слов По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (Пушкин)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Выражение утверждения в вопросительнй форме; привлечение внимания; усиление эоционального воздействия Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (Тютчев)  
Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов И Толстой, и Достоевский, и Чехов – вечные спутники умного человека.
Парцелляция Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (Грибоедов)

3.2. Выполните тест

Задания Варианты ответов
1.Какое из определений риторики принадлежит Аристотелю? 1) Риторика – наука хорошо говорить. 2) Риторика – это теория и мастерство эффективной речи. 3) Риторика – искусство убеждать. 4) Риторика – это наука об искусстве публичного выступления.
2.Какой компонент не входит в модель речевой коммуникации? 1) – отправитель информации (адресант) 2)– получатель информации (адресат) 3) – наличие экспрессивно окрашенной лексики 4)– сообщение (текст в письменной или устной форме)
3.К какому роду речей относится приветственная речь? 1) к академическому 2) к социально-бытовому 3) к социально-политическому 4) к судебному
5.Какой вид речи имеет перед собой основную цель воздействовать на поступки адресата? 1) информационная 2) эпидейктическая 3) агитационная 4) убеждающая
6. К какому виду речей по цели высказывания относится лекция? 1) убеждающая 2) информационная 3) агитационная 4) эпидейктическая
7. Какая из перечисленных речей не относится к эпидейктическим речам? 1) приветствие 2) оправдательная речь 3) благодарственное слово 4) поздравление
8. На каком этапе подготовки публичного выступления следует соблюдать риторические принципы последовательности, единства, усиления и экономии? 1) изобретение 2) расположение 3) словесное выражение 4) произнесение
Задания Варианты ответов
9.Укажите правильную последовательность этапов подготовки публичного выступления 1) расположение – изобретение – словесное выражение; 2) изобретение – словесное выражение – расположение; 3) словесное выражение – изобретение – расположение; 4) изобретение – расположение – словесное выражение
10. Какие способы убеждения относятся к универсальной аргументации?   1) эмпирическая аргументация 2) аргумент к здравому смыслу 3) теоретическая аргументация 4) аргумент к традиции
11.Какой форме изложения материала соответствует следующее определение: Мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков 1) анализ 2) синтез 3) сравнение 4) обобщение
13. Какому логическому приему изложения материала соответс-твует следующее определение: Рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам 1) индукция 2) дедукция 3) метод аналогии 4) концентрический метод
14.Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом распо-ложение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, располо-жение его в определенной системе называется ________________речи 1) аргументацией 2) композицией 3) инвенцией 4) выразительностью
15.Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – повторение отдельных слов в начале предложений. 1) антитеза 2) анафора 3) эпифора 4) инверсия
16. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – перенос значения (переименование) на основе смежности явлений. 1) сравнение 2) метафора 3) метонимия 4) гипербола
Задания Варианты ответов
17. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – замена названия предмета (явления) описательным оборотом 1) метонимия 2) синекдоха 3) аллегория 4) перифраз
18. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – сочетание противоположных по значению слов   1) сравнение 2) метонимия 3) метафора 4) оксюморон
19. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений 1) инверсия 2) антитеза 3) параллелизм 4) оксюморон
21. Какое средство выразительности использовано в предложении? Северная Венеция очаровывает вас. 1) сравнение 2) аллегория 3) метонимия 4) перифраз
22. Какое средство выразительности использовано в предложении? Наука – это нервная система нашей эпохи (М.Горький). 1) сравнение 2) метафора 3) метонимия 4) перифраз
23. Какое средство выразительности использовано в предложении? Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь). 1) метафора 2) сравнение 3) метонимия 4) гипербола
24. Какое средство выразительности использовано в предложении? Мой первый друг! Мой друг бесценный! (Пушкин). 1) параллелизм 2) эпифора 3) риторическое обращение 4) парцелляция

 

3.3.Проверьте правильность ответов

1 – 3; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 2; 7 – 2; 8 – 2; 9 – 4; 10 – 1, 3; 11 – 2; 12 – 3; 13 – 2; 14 – 2; 15 – 2; 16 – 3; 17 – 4; 18 – 4; 19 – 3; 20 – 3; 21 – 4; 22 – 2; 23 – 4; 24 – 3.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.