Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психомоторное развитие детей в различные периоды жизни






Статика новорожденного ребенка представлена внутриутробной позой: тонус сгибателей в конечностях повышен (физиологическая гипертония) – руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу, ноги согнуты и слегка отведены в бедрах. Моторика новорожденного ребенка носит рефлекторно-стереотипный характер, нецеленаправленна, атетозоподобна, что зависит от доминирования таламо-паллидарной системы. Кора головного мозга практически неактивна в плане центрального органа, регулирующего взаимоотношения организма с окружающей средой. Отсутствует какая-либо взаимосвязь в движениях, положениях рук и пальцев. Свойственная этому возрасту быстрая иррадиация возбуждения приводит к тому, что любое раздражение вызывает распространенное возбуждение всей коры, ведущее к охранительному (запредельному) торможению, и, как следствие, ко сну. Потому более 4/5 суток новорожденный спит, что обеспечивает надежную охрану незрелой нервной системы от избытка раздражающих влияний внешней среды. В ответ на любой раздражитель, превышающий порог раздражения, ребенок реагирует беспокойством, криком, плачем, защитными действиями.

В течение первого месяца жизни возможности восприятия внешнего мира расширяются за счет функционального формирования зрительного и слухового анализаторов (дистантные анализаторы). Появляется слуховое и зрительное сосредоточение – замирание, изменение ритма дыхания в ответ на слабые звуки (пощелкивание пальцами, погремушка, разговор) и кратковременная фиксация взгляда на лице наблюдателя, ярком предмете, а затем и слежение (вначале толчкообразное, потом плавное) за движущимися в горизонтальном направлении предметами. Слуховое и зрительное сосредоточение следует отличать от недифференцированной защитной реакции на резкий звук или яркий цвет, носящий безусловно-рефлекторный характер («защитный» рефлекс).

Формируются первые условно-рефлекторные связи, носящие примитивный характер. Одним из первых формируется пищевой условный рефлекс (первые недели жизни). Подготовка к кормлению, определенное положение ребенка вызывают сосательные движения еще до прикладывания к груди. Образуются первые взаимосвязи между отдельными анализаторами (сосание сопровождается уменьшением двигательной активности, попадание в рот горького вызывает прекращение сосания и т.д.). появляется первая осознанная улыбка в ответ на зрительный (улыбка взрослого) или слуховой (ласковый голос) раздражители. Её следует отличать от физиологической улыбки, которую можно вызвать у новорожденного похлопыванием по щеке. Крик приобретает эмоциональные оттенки, позволяющие дифференцировать источник раздражения.

В последующие два месяца жизни статика ребенка определяется закреплением способности к держанию головы, что расширяет возможности познавания мира. Значительно окрепшая нервная система стимулирует эти возможности, увеличивая время активного бодрствования (сон составляет около 16-18 часов в сутки). Возникают предпосылки для достаточно длительных наблюдений окружающей среды. Сохраняется высокий сгибателей конечностей, но в руках он уже менее выражен.

К концу третьего месяца жизни тонус сгибателей и разгибателей верхних конечностей уравновешивается, что создает условия активных, целенаправленных действий рук и их дифференцирования. Начинают постепенно исчезать в краниокаудальном направлении безусловные рефлексы. Все это способствует дальнейшему развитию функций центральной нервной системы. За счет появления цепных туловищных реакций ребенок может переворачиваться со спины на бок. Прислушиваясь к звукам, различно на них реагирует. Повторяет улыбку матери, смеется при общении. Появляется способность к конвергенции. Формируется комплекс оживления (эмоционально-положительная реакция): в ответ на ласковый голос, вид человека – усиление общей двигательной активности, блеск глаз, улыбка, смех, гуление. Следует отметить, что комплекс оживления возникает чаще всего при контакте с себе подобным (человеком), что свидетельствует о начинающемся интеллектуальном развитии. Но способности к анализу и синтезу у ребенка весьма ограничены. Младенец в этом возрасте не способен к дифференциации «своих» и «чужих». Формируется функциональная система «глаз-предмет-рука» - ребенок всем телом тянется к игрушке, пытаясь её охватить и ощупать (но рукой наталкивается на игрушку лишь случайно). Появляются согласованные движения рук. Ощупывает пеленку, распашонку, колени, живот, окружающие предметы.

Во втором квартале жизни полностью исчезает физиологический гипертонус, что дает ребенку возможность принимать любую позу (лежать на спине, боку, животе, а в конце периода - сидеть) и свободно пользоваться конечностями (особенно верхними). Формируется верхний рефлекс Ландау, что позволяет в положении на животе фиксировать взглядом и изучать различные предметы, а также за счет опоры ладоней на горизонтальную поверхность получить дополнительную информацию о предметах окружающего мира. Закрепляется функциональная система «глаз-предмет-рука» - ребенок осознанно тянется за предметом, хватает его, рассматривает, тянет в рот.

Формируется и дифференцируется ручная умелость: сначала хватание происходит путем наложения («обезъянье» хватание, «ладонный захват), затем появляется противопоставление большого пальца всем остальным (захват «клешней»). Появляется и дифференцируется движение одной руки от другой: может одновременно размахивать одной рукой с игрушкой, а другую руку с игрушкой тянет ко рту, перекладывать предмет из одной руки в другую. Исчезают безусловные рефлексы, кроме рефлекса Бабинского. Может передвигаться, переставляя руки и подтягиваясь на животе. Формируется произвольная опора (при поддержке за подмышки стоит, опираясь на всю ступню). При прикладывании ладони к ступням согнутых ног – выпрямляет их.

В эмоциональной сфере происходит дальнейшая дифференциация. Появляются «любимые» и «нелюбимые» игрушки. С удовольствием смотрит в зеркало, реагируя на свое изображение. Начинает хорошо узнавать «своих», реагируя комплексом оживления. При появлении «чужого» лица малыш или настораживается (закрывает глаза, лицо, перестает двигаться, затихает), или реагирует отрицательно – двигательное беспокойство, плач, крик, хныкание. Положительные эмоции сопровождаются длительным, певучим, мелодично окрашенным гулением.

Во втором полугодии жизни происходит дальнейшее совершенствование статики и моторики, переход от сидячего положения к стоянию, а затем и ходьбе. Богатство двигательных возможностей в первое время настолько захватывает ребенка, что может нарушать сон (во время сна ребенок садится, встает, тем самым просыпаясь и реагируя отрицательными эмоциями). Усложняется характер манипулирования предметами – от свободного перекладывания предмета из руки в руку (попытка найти «достойное» применение) до «подражания» («причесывание», «умывание лица», ладушки, «пока- пока», перелистывание страниц

. в деятельности рук возникает противопоставление большого пальца отдельно каждому другому, что дает возможность манипулирования мелкими предметами («щипковый» захват). Возникает условный рефлекс «хватания» - берет все, попадет под руку.

В этом возрасте уже четко выявляется центральная роль коры головного мозга как решающего, регулирующего фактора быстрой адаптации организма к изменениям внешней среды, легкости образования разнообразных условных рефлексов. Формируется вторая сигнальная система. От гуления ребенок переходит к повторению слогов, а затем к произношению простых слов с повторяющимися слогами. Развивается сенсорная речь (понимание речи). Ребенок показывает части тела, названные взрослым, знакомые предметы, причем, если предмет находится не обычном месте, то малыш упорно ищет его.

Появляются первые компоненты социальной адаптации ребенка: от попыток самостоятельно есть, пить – до первых гигиенических навыков (умываться, причесываться, проситься на горшок, складывать игрушки). Эмоциональная сфера разнообразна. Богатство мимики позволяет дифференцировать практически все эмоции (удивление, испуг, страх, удовольствие и т.д.). Условные связи к концу первого года жизни позволяют использовать эмоциональную сферу в достижении поставленных целей (плакать, чтобы дали любимую игрушку, «заигрывать» перед знакомыми и незнакомыми, чтобы обратили внимание и т.д.).

На втором году жизни происходит переход от неуклюжего вертикального положения к локомоторному контролю высокой степени. Ребенок учится уверенно ходить, подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом, перешагивать через препятствия, бегать, пинать мяч ногой. Действия с предметами принимают целенаправленный характер: ребенок может сложить башню сначала из двух, затем из трех, шести кубиков; сложить и разложить матрешку; уложить кубики в коробку; сложить пирамидку. Начинает пользоваться карандашом и бумагой, самопроизвольно выписывая замысловатые каракули и даже копируя вертикальные линии.

Быстро развивается речь. Если к году словарный запас ребенка составлял не больше10 слов, то к 2 годам он достигает 300 слов. Легко повторяет произносимые взрослыми слова и простые предложения. Облегченные слова заменяются правильными. Речь становится постоянным средством общения со взрослыми. Как правило, в этот период ребенок много говорит во время игры, и во время других действий, начиная использовать прилагательные. Он хорошо понимает смысл предложений – высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в его жизни. Это период вопросов «Что это?» и I и II степени общения (I степень – только эта конкретная кукла; II степень - слово обозначает группу однородных предметов: кукла относится к любой кукле, независимо от размера, формы).

Происходят изменения и в психо-социальном развитии. Ребенок активно подражает поведению матери и других лиц (пудрится, говорит по телефону, «стирает», моет посуду и т.д.), словесно требует еду и питьё, самостоятельно ест, частично раздевается и одевается с помощью взрослого. Большинство детей к 2 –летнему возрасту способны выразить словами потребность сходить в туалет и ведут себя в этих случаях по общепринятым правилам. Необходимость подчинения усиливающемуся воздействию и контролю социальных факторов у некоторых детей может вызывать состояние беспокойства и страха, что проявляется во вспышках гнева, «закатывания» истерик. Совершенствуется сенсорное восприятие окружающего – ребенок способен различать предметы по цвету, величине, форме.

В процессе дальнейшего развития (3-6 годы жизни) происходит совершенствование двигательных умений – ребенок способен перешагивать через препятствия и ходить по лестнице чередующимся шагом, бегать (обязательно наличие фазы полета «полета»), прыгать. Ребенок может менять темп, направление и характер своих движений как по команде, так и самостоятельно (переходить с бега на шаг, резко повернуть, изменить темп движения), может сдерживать, хотя и с напряжением, свое движение, дожидаясь команды. Учиться бросать и ловить предметы (мяч). Может танцевать, ходить на пятках, прыгать на одном месте. Появляется способность к координированной деятельности верхних и нижних конечностей («маршевая» ходьба). Движения рук совершенствуются. Если в 3 года ребенок способен рисовать прямые лини, круги, то к 6 годам появляется способность в целенаправленных, тематических рисунках.

Резко возрастает роль второй сигнальной системы. Речь становится средством познания. Возникает понимание своего «Я». Может назвать свое полное имя, возраст, пол. Ребенок понимает смысл речи взрослого о событиях и явлениях, которых не было в его непосредственном опыте. Начинает использовать в речи падежи (ориентировка в отношении к предметам, пространству) и глагольные времена (ориентировка во времени). Появляются многословные фразы, придаточные предложения с союзами и местоимениями, монологи. Это период вопросов «Почему?», III и IV степени обобщения (III степень – слово обозначает несколько групп предметов: «игрушки» - это и кукла, и мячи, и кубики; IV степень – слово обозначает ряд предыдущих уровневых обобщений: «вещь» - это и «игрушка», и «посуда», и «одежда»).

Широко развита игровая деятельность. Ребенок охотно играет со взрослыми и сверстниками, исполняя определенную роль (мама, папа, продавец, доктор и т.д.). социальная адаптация включает в себя способность к полному уходу за собой, активной помощи взрослым по дому. По мере осознания того факта, что в дальнейшем он станет взрослым, ребенок начинает искать образец для подражания. Жизнь сопровождается растущим восприятием мира и многочисленными фантазиями.

Оценивая психомоторное развитие ребенка любого возраста, необходимо обращать внимание на его сознание, поведение, адекватность реакции на окружающее, а также возможность концентрации внимания на игрушках, книгах, заданиях, умение понимать обращенную к нему речь и указания взрослых. После определения параметров психомоторного развития (нервно-психического развития – НПР) ребенка устанавливается группа НПР и дается заключение. Выделяют группы риска по нервно-психическому развитию:

- Группа внимания:

1. Дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока;

2. Дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 1 эпикризный срок.

- Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.

- Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока

- Группа диспансеризации:

1. Дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока;

2. Дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных сроков

3. Дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценки НПР

Диапозон между показателями, равный одному эпикризному сроку, свидетельствует о дисгармоничном НПР, составляющий 2 и более эпикризных сроков – о резко дисгармоничном НПР.

Группу детей с нормальным нервно-психическим развитием составляют дети с развитием по всем показателям 1 эпикризный срок.

У детей старшего возраста необходимо обращать внимание на успешность обучения в школе, навыки чтения, письма, абстрактное мышление.

При оценке речи (в зависимости от возраста) учитывают гуление, произношение слогов и отдельных слов, фразовую речь, умение формулировать свои мысли.

При исследовании двигательной сферы обращают внимание на положение тела, двигательную активность: умение держать голову, сидеть, ходить, бегать, выполнять мелкую ручную работу, играть в подвижные игры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.