Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудные случаи употребления местоимений






 

Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя команда победила в соревновании.

Довольно распространенная ошибка – неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой – свой, твой – свой).

Помогает ли то, что ты делаешь тебя самого?

Нагромождение местоимений порой создает неясность теста:

Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее (эту ошибку можно рассматривать и как синтаксическую):

Этот курсант, он всегда посещает тренировки.

Задание 71. Выберите формы местоимений, данных в скобках. Охарактеризуйте варианты стилистически.

 

1. В бандитской группировке было двадцать человек. За всеми (ими, ними) была установлена слежка, среди (их, них) работали внедренные сотрудники полиции. 2. Насчет (их, них) был подан рапорт. 3. Мне не нравится (само, самое) определение. 4. Она винила (саму, самоё) себя. 5. Разве не заметна разница между мной и (ими, ними).

Задание 72. Найдите стилистические недочеты с местоимениями в следующих предложениях.

1. Обнаружив задымление, Никита Иванович побежал звонить соседям, которые его не заметили. 2. Также не берите на себя слишком многие обязательства. 3. При этом он требует свои пять тысяч в обмен на дополнительную информацию. 4. Всякому из участников форума была оказана финансовая поддержка. 5. Ни о какой-либо уверенности с их стороны говорить не приходится. 6. Депутаты потеряли к этому делу всяческий интерес.

7. Коробочка крепится к замку сумки и при попытке её открыть издает звуки Пятой симфонии Бетховена. 8. Ребенок старше семи лет должен занимать отдельное место в целях его безопасности. 9. Собака рванулась за ней, и буквально через секунду она уже исчезла за поворотом. 10. Лучше, чем меня, ты не найдешь. 11. Для детей беженцев привезли тысячу плюшевых мишек, но пока им нечего есть.

5.2.16.Трудные случаи употребления глаголов

 

Личные формы глагола, могут иметь варианты, связанные с видом. При образовании форм несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-, -ыва- в корне чередуются о//а: обусловливать – обуславливать, уполномочивать – уполномачивать. Среди глаголов с ударным корневым о есть такие, которые требуют чередования о//а (затронуть – затрагивать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать), и такие, которые сохраняют о в корне (узаконивать, подытоживать, приурочивать). Если возможны обе формы, вариант с а обычно употребляется в устной речи, хотя в последнее время его все чаще используют и в книжных стилях: заподазривать, сосредотачивать. Не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант имеет просторечную стилистическую окраску.

Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- расторг – расторгнул, опроверг – опровергнул, вял – вянул, лип – липнул, слеп – слепнул, отверг – отвергнул, гиб – гибнул, прибег – прибегнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб имеют разговорную стилистическую окраску и являются допустимыми.

Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь – достигнуть, застичь – застигнуть, настичь – настигнуть, постичь – постигнуть равноправны.

Задание 73. Выберите нужную форму глагола.

1. Курсант пытался (оспоривать – оспаривать) преподавателя, но на него все смотрели с недоумением. 2. В последние дни количество репетиций (удвоивалось – удваивалось). 3. Преподаватель повторял: «(Сосредоточивайте – сосредотачивайте) внимание на тексте, а не на комментариях к нему».4. (Оздоровлять – оздоравливать) молодое поколение – наша первая задача. 5. Сначала никто не (заподозривал – заподазривал) его в убийстве. 6. Не пытайтесь (задобривать – задабривать) голодного зверя. 7. Он никогда не (удостоивал – удостаивал) вниманием журналистов. 8. Я долго размышлял, чем (обусловливаются – обуславливаются) его поступки.

 

Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени. Если необходимо употреблять эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить, не буду чудить.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1-ом лице единственного чила формы умервщлю, ропщу.

Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1-го спряжения: выздоровею, -еешь, -еют; опостылею, опротивею. Формы этих глаголов выздоровлю, -ишь, -ят и т.д. употреблять не рекомендуется.

Задание 74. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении. 3. В данном положении я, скорее всего, (ощутить) неудобство. 4. Я уверен, что в этих соревнованиях я (победить). 5. Я (переубедить) тебя.

Задание 75. Спишите. Раскройте скобки, выберите подходящую глагольную форму, укажите возможные синонимические варианты, дайте их стилистическую оценку.

 

1. Вопрос, (обсуждаться) на студенческом собрании, очень важен. 2. Мечтаю о том времени, когда снова (очутиться) у родного порога. 3. Не будем (оспорить) его мнение. 4. Никто не (уполномочить) его выступать от имени директора. 5. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении. 6.Студенты выбирают старосту и (уполномочивать) его представлять их интересы в академии. 7. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду.

Задание 76. Укажите наиболее вероятные варианты сочетаемости данных глаголов с существительными. Составьте предложения, относящиеся к официально-деловому стилю.

ОБРАЗЕЦ: Вносить – внести предложение. На собрании было внесено предложение об исключении некоторых членов кооператива.

 

Высказать, заслушать, затребовать, обеспечить, объявить, предоставить, составить, продлить, откликнуться, произвести, принять, предпринять, представить, оказывать, рассмотреть, удовлетворять.

Задание 77. Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего или простого будущего времени. Предложите свой вариант передачи необходимой информации.

1. Я (обезопасить) себя и своих близких, поставив металлическую дверь. 2. Я (колесить) по городу уже целый час. 3. Когда я захожу глубоко в воду, я всегда (трусить). 4. Я (пылесосить) ковер раз в неделю. 5. Я каждый день (лазить) на чердак. 6. Я (победить) противника в соревнованиях. 7. Получив международную премию, я (учредить) фонд поддержки молодых специалистов. 8. Завтра я (утвердить) договор, подготовленный сотрудниками. 9. Когда же я тебя (убедить)? 10. Я представлял себе, как снова (очутиться) дома и (ощутить) заботу родных.

 

5.2.17. Трудные случаи употребления предлогов

 

Довольно часто в текстах документов встречаются ошибки, вызванные неправильным употреблением предлогов по, благодаря, вследствие, ввиду и некоторых других. Конструкции с предлогом по и без него различаются стилистической окраской: конструкции без предлога – общеупотребительны, с предлогом – характерны для деловой речи, например: меры по усовершенствованию, опыты по разведению, мероприятия по предупреждению, расходы по ремонту, центр по подготовке.

Конструкциям с предлогом «после» присущ разговорный характер,

Например: Работать в колонии после окончания академии. Для письменной деловой речи в данном случае, то есть при обозначении действия или события, после которого что-либо происходит, уместнее конструкция «предлог «по» + существительное в предложном падеже»: по окончании академии. Часто здесь ошибочно используется дательный падеж: по прибытию, по приезду в город, вместо по прибытии, по приезде.

Следует также различать написание существительных «отсутствие» и «присутствие» с предлогом «в»: «в отсутствие» – когда кто-либо отсутствует (винительный падеж) и «в присутствии» – когда кто-либо присутствует (предложный падеж), например: «В отсутстви е партнеров мы не можем решить этот вопрос». «В присутстви и руководителя были обсуждены важные документы». Однако в предложении «Он упрекнул нас в отсутствии честолюбия» существительное «отсутствие» употребляется в предложном падеже и имеет окончание «и».

Предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», активно используемые в деловой речи, употребляются с существительными в форме дательного, а не

родительного падежа. Типичная ошибка – согласно приказ а,

вопреки распоряжения вместо правильного согласно приказ у, вопреки

распоряжени ю.

Употребляя производные предлоги, следует обращать внимание на согласование их с существительными. При этом необходимо знать, каким падежом управляет предлог.

Таблица 4.

 

Употребляются с родительным падежом Употребляются с дательным падежом
В отношении Во избежание В целях В течение В продолжение Вследствие Ввиду В силу Впредь до Касательно По мере По причине При посредстве Благодаря Вопреки В отношении к Навстречу Наперекор Подобно Применительно к Согласно Сообразно По    

 

Следует запомнить слова, в которых наиболее часто встречаются ошибки в управлении. Обратите внимание на падеж зависимого слова.

Таблица 5.

 

Благодаря (чему?) Вопреки (чему?) Вследствие (чего?) Доказать (что?) Заведующий (чем?) Начальник (чего?) Руководитель (чего?) Руководство (чем?) Согласно (чему?) Удостовериться (в чем?) Управляющий (чем?) Ходатайствовать (о ком? о чем? за кого? за что?)

 

Предлог благодаря употребляется только в тех случаях, когда речь идет о положительных изменениях, о причинах, вызвавших желательный результат; в случае негативных последствий следует употреблять предлог из-за, например:

 

Таблица 6.

 

Благодаря высокой технической квалификации специалистов поставленная задача была решена на высоком техническом уровне. Из-за низкого качества строительных работ значительное время уйдет на устранение неполадок.  

 

Слова ввиду и вследствие, как и предлог благодаря, относятся к группе причинных предлогов. При их употреблении обычно учитываются присущие им смысловые оттенки.

Различие между ними заключается во временн о й отнесенности: предлог ввиду вводит в предложение обстоятельство ожидаемой причины, которая ещё только должна наступить и ожиданием которой мотивируется некоторое действие, решение и т.п. (например: ввиду ожидаемой грозы полёты отменяются). Предлог вследствие, наоборот, вводит в предложение обстоятельство уже наступившей причины: вследствие болезни были пропущены занятия.

Задание 78. Используя материалы таблицы 5, раскройте скобки, употребив данные в них слова в нужном падеже. Составьте с ними предложения.

 

1. Заведующий (лаборатория). 2. Благодаря (умелое руководство). 3. Вопреки (требования). 4. Руководитель (филиал). 5. Заведующий (кафедра). 6. Согласно (приказ). 7. Руководство (предприятие). 8. Управляющий (отдел). 9. Курировать (адъюнкты). 10. Начальник (факультет).

Задание 79. Прочитайте предложения, найдите ошибки в управлении. Отредактируйте предложения.

Образец. Должность управляющего клуба является вакантной. – Должность управляющего (чем?) клубом является вакантной.

 

1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета.

2. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен.

3. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.

4. Согласно приказа ректора университет переходит на шестидневную форму обучения.

5. Вследствие изменению расписания движение поездов было приостановлено.

6. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности.

7. Управляющий производства отклонил данное предложение.

8. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации.

9. Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов.

Задание 80. Образуйте словосочетания, выбрав правильную грамматическую форму.

1. Договориться Оговорить а) условия б) об условиях
2. Сделать выговор Упрекнуть а) сотрудника б) сотруднику
3. Понимать Отдавать отчёт а) необходимость б) в необходимости
4. Извещать Сообщить а) жильцов б) жильцам
5. Восхищаться Преклоняться а) перед мудростью б) мудростью
6.Базироваться Опираться а) на данных б) на данные
7. Презирать Пренебрегать а) опасность б) опасностью
8. Обсуждать Рассуждать а) о проблеме б) проблему
9. Разочароваться Быть недовольным а) проектом б) в проекте
10. Потерять веру Потерять доверие а) во что б) к чему

Задание 81. Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.

 

Тревожиться…, примириться…, помириться…, превосходство…, преимущество…, удивляюсь…, удивлен …, отчитаться …, сделать отчет…, отдавать себе отчет …, беспокоиться…, обращать внимание …, уделять внимание …, предостерегать …, доказать…, доказательство…, погасить…, оплатить…, заплатить…, заведующий…, заведовать…, идентичный…, инкриминировать…, отказ…, отказать…, подозревать…, подозрении…, соответствовать….

Задание 82. Исправьте ошибки, связанные с предложным и беспредложным управлением.

1. Уделите внимание на допрос свидетелей.

2. Приехав с Москвы, он остановился в общежитии.

3. Докладчик плохо оперировал с этими фактами.

4. Для абитуриента, желающего учиться в юридическом вузе, необходимо знание русского языка.

5. Для домашних животных эта особенность несвойственна.

6. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

 

Задание 83. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения.

 

1. Согласно (распоряжение, приказ, решение).

2. Благодаря (предупреждение, знание, выступление).

3. Вопреки (соглашение, предположение, просьба).

Задание 84. Проанализируйте употребление форм управления. Исправьте предложения.

1. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о том, что творческий процесс невозможно описать в виде программ и алгоритмов. 2. В эту зиму был очень большой снежный покров и все процессы несколько затянулись. 3. Что получается сейчас? Мы не имеем средств для оплаты за материалы. 4. Я имею в виду о положении в Кашмире. 5. Мне неприятно указывать об этом. 6. По предварительным данным, его служебная машина врезалась в дерево в результате внезапно появившихся на трассе людей.

 

Задание 85. Вместо точек вставьте пропущенные гласные в существительные и предлоги.

1. По окончани… Академии ФСИН России он работал в колонии. 2. Войти в здание академии можно только по предъявлени… документа. 3. По получени… приглашения они стали собираться на торжественное мероприятие. 4. По истечени… срока действия пластиковой карты вы не сможете свободно войти в здание. 5. По прилет… в аэропорт члены делегации получили свой багаж. 6. По приезд… в город мы осмотрели его исторический центр. 7. По приход… в учреждение возьмите заказанный вам пропуск. 8. Согласно распоряжени… администрации необходимо обменять старые удостоверения на новые. 9. Вопреки приказ… начальника реорганизация подразделения еще не состоялась. 10. Благодаря умело… руководств… отдел добился хороших результатов в работе. 11. В отсутстви… руководства вопрос не может быть решен. 12. В присутстви… начальника не касайтесь этой темы. 13. Он может обвинить вас в отсутстви… решительности.

 

Задание 86. Найдите ошибки в употреблении следующих словосочетаний.

1. Отчитаться в израсходовании полученного аванса. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Уделять внимание на каждую мелочь. 4. Превосходство новой техники перед старой. 5. Это должно послужить сигналом для выбора наиболее лучшего варианта. 6. В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 7. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 8. Курсанты уделяют внимание на записи лекций.

Задание 87. Найдите грамматические ошибки в предложениях и прокомментируйте их.

1. Земля около Внуковского аэропорта уже строится новыми дачными домами.

2. Лица, которые совершали и участвовали в преступлениях, понесли заслуженное наказание.

3. Становится всё более очевидным и актуальным необходимость рассмотрения управленческих и социальных проблем таможенной службы.

4. Регионы могут определять систему мер социальной защиты государственным служащим исходя из возможностей своих бюджетов.

5. Примерно четыреста москвичам грозит запрет на выезд за границу в рождественские каникулы.

6. Он испытывает непрятие к дресс-коду, принятому в его компании.

7. В новое учебное пособие автора вошёл многолетний опыт чтения курса лекций перед слушателями академии.

8. Сотрудников Михаила Владимировича поразил столь не типичный ему поступок.

9. С гор открывается прекрасная панорама на город.

10. Известный политик на пресс-конференции подчеркнул, что с соседними странами надо дружить и помогать.

Задание 88. Раскройте скобки, поставив существительное в нужном падеже с предлогом или без предлога.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (академия, факультет), потребность (знание, работа), платить (проезд), удивляться (результаты), контроль (выполнение), сообщить (приезд).

Задание 88. Объясните характер допущенных ошибок в приведенных ни­же предложениях. Отредактируйте предложения.

1. Прошу оплатить стоимость товара согласно счета.

2. Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты.

3. Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам.

4. В наше предприятие приглашены на работу молодые специалисты.

5. Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для подписания договора.

6. Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами.

7. Выступивший на собрании заместитель директора доцент Иванова объяснила суть дела.

8. Гражданка Иванова обратилась с заявлением о разводе брака.

9. Пишите Ваши инициалы полностью.

Задание 89. Вместо точек вставьте в предложения предлоги ввиду, благодаря, вследствие с учётом их лексического значения. Раскройте скобки.

 

1. …(ожидаемые заморозки) принять меры предосторожности и провести профилактику оборудования.

2. Написать служебную записку … (увеличение объема работы в следующем квартале).

3. …(ремонт железнодорожного полотна) пассажирский поезд пришел с опозданием.

4. Оперативно провести совещание … (поддержка городской администрации).

5. … (повышение цен на энергоносители) решения об изменении оптовых и розничных цен на товары и услуги будут согласовываться с членами комиссии.

6. … (большой наплыв посетителей) время работы выставки увеличено на два часа.

7. … (активная деятельность экологических служб города) экологическая обстановка в городе начала улучшаться.

8. Срочно принять решение … (неблагоприятный прогноз погоды).

9. … (неудовлетворительная успеваемость) курсант отчислен из академии.

10. Получить плохой урожай … (сильная засуха).

Задание 90. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях.

 

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять больше внимания на юриспруденцию. 4. Мужество десантников вселяло страх противнику. 5. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 6. Уже появилась рецензия о новой монографии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.