Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
ПЛАН: 1. Изменения характера просвещения и культуры в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. 2. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. 3. Школьное образование в XVII – XVIII вв. в Англии. Педагогические взгляды Джона Локка. 4. Движение Просвещения во Франции. Педагогическое наследие Клода Адриана Гельвеция, Дени Дидро, Жан-Жака Руссо.
Глоссарий: 1. Дидактика – теория обучения и образования. 2. Дидактические принципы – требования к организации обучения, сформулированные на основе познанных и изученных его закономерностей (причинно-следственных связей между явлениями в процессе обучения). 3. Педагогические принципы – требования к организации педагогического процесса в целом (и обучения, и воспитания), основанные на общепедагогических закономерностях. 4. Принцип природосообразности в обучении и воспитании ( в современном понимании, сформулирован на основе принципа природосообразности, определенном Я.А. Коменским) – исходное положение в педагогике, требующее, чтобы ведущим звеном любого учебно-воспитательного взаимодействия и педагогического процесса выступал ребенок с его конкретными природными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие – главные и определяющие факторы обучения и воспитания, играющие роль экологической защиты человека. 5. Теория свободного воспитания – концепция организации воспитания, не стесняемого никакими ограничениями развития сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для свободного воспитания характерно отрицание системы обучения и воспитания, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех его сторон жизни и поведения. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо; представители его в России XIX века – Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель.
5.1. Изменения характера просвещения и культуры в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. Элементы новых социальных отношений, иных подходов к человеку, к воспитанию и обучению исподволь зарождались еще в недрах феодализма, в период с XIV по XVII вв., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация. В преддверии Нового времени (XVII – начало XVIII вв.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. В 1623 году Фрэнсис Бэкон (философ, родоначальник английского материализма) в трактате «О достоинстве и увеличении наук» определил систему научного знания, выделяя отдельные науки, в том числе и педагогику. Не случайно этот исторический период времени получил название эпохи Просвещения. Семнадцатое столетие было временем рационализма (от лат. racio – разум) и индивидуальных поисков знания об окружающем мире и месте человека в нем. Эти устремления разумного человечества выразились в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. По мнению многих просветителей эпохи Просвещения, именно наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. С этой точки зрения они критиковали схоластику и ее силлогический дедуктивный метод, которому противопоставляли обращение к опыту и обработку его индукцией, подчеркивая значение в науке эксперимента. Такие представления о познании явились стимулом для развития в изучаемую эпоху естествознания. Эпоху Просвещения характеризует, в общем и целом, культ разума и науки, горячее желание прогрессивных людей (мыслителей, ученых, писателей, педагогов) подчинить разумному началу жизнь общества. В связи с этим значительно возросла роль просвещения, образования, педагогики как практической деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения и уже как науки, в рамках которой на теоретическом уровне обобщается педагогический опыт. Педагогические идеи, возникшие еще на заре человечества, развивавшиеся как философское познание, получили в эпоху Просвещения иную интерпретацию, возникли новые идеи об организации обучения и воспитания, соответствующие духу своего времени. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований природных явлений, изучения человека как части природы. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования (следует отметить, что в эпоху Просвещения религиозный характер содержания образования, воспитания и их организации все же является значимым). Ярким примером проявления указанных тенденций может служить педагогическое наследие ряда мыслителей, философов, просветителей этого периода в истории человечества. 5.2. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 – 1670 гг.). Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был 'родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев», которые отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость. В 1604 г. на Я.А. Коменского обрушилось большое несчастье: случилась эпидемия, убившая всю его семью. Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Устройство этого учебного учреждения соответствовало своему времени, школа, как и многие другие, была организована на схоластически-догматических основах средневековья, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической жизни, трудовая подготовка, уважалось человеческое достоинство учеников. В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Я.А. Коменский совершил путешествие в Голландию. Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину молодой человек купил на последние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Я.А. Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой. С этого времени в жизни педагога начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей – мирная и счастливая жизнь. Но с 1612 г. для Я.А. Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь этого великого педагога один из исследователей его взглядов и педагогической деятельности. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. Эти годы своей жизни он посвятил делу укрепления своей общины, много сделал для организации в ней школы. Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты Родины, «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии. С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи. Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность, много раз переиздававшуюся в последующие века. Я.А. Коменский прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков. В ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках. Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга в XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языка почти во всех страна Европы. Еще на родине Коменский начал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать название «Рай чешский». В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, назвав его «Великая дидактика, содержавший универсальную теорию учить всех всему…», написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык. Он стал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (пансофия — знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован и сразу посыпались отклики, ведь идея энциклопедизма была созвучна потребностям эпохи. Многие мыслители Европы восприняли ее с энтузиазмом, однако неоднозначно: одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная идея пансофии Я.А. Каменского — воспитание нового высоконравственного человека, человека многообразных, энциклопедических знаний и труда. Я.А. Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались революционные волнения среди населения и педагог не рискнул остаться в стране. По поручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу над «Пансофией» во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку. В 1642 г. он поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать его методику. Я.А. Коменский взялся за работу, считая ее второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Материальную поддержку Я.А Коменскому и его друзьям оказывал в этот период богатый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился в Эльбинге (на побережье Балтийского моря). За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем: вначале — пример, а потом правило; предмет — и параллельно с ним слово; свободное и осмысленное освоение. Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы. В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев», на эту должность предложили Я.А. Коменского, в том же году педагог был избран епископом общины и возвратился в Лешно. Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покровительство и помощь. С согласия общины Я.А. Коменский принял приглашение. Он отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, все же в школе произвел значительные преобразования. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках» - первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как книга была переведена на многие языки, то стала использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка. В годы нахождения Я.А. Коменского в Венгрии им было создано еще около 10 оригинальных работ, как методических, так и общепедагогических. Он даже видоизменил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали (современный игровой метод обучения – дидактический театр). Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действия. Община «Чешских братьев» распалась, и Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Педагог нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя. С начала 60-х гг. XVI в. Я.А. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. Но и в эти годы он пишет ряд работ педагогического характера, некоторые из них были опубликованы еще при его жизни. В конце жизни великий чешский педагог напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Скончался Я.А. Коменский 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.
|