Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Тема 2. Школа и педагогическая мысль в средние века
Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VI в.). Типология церковных школ, содержание образования и методы обучения. Уровни обучения в церковных школах раннего средневековья (элементарный, средний, повышенный). Догматический характер обучения. Появление светских учебных заведений (IX – XVI вв.). Городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские) и их назначение. Система ученичества. Возникновение и развитие университетов в Западной Европе. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки. Воспитание светских феодалов. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в эпоху средневековья. Вклад средневековых философов и теологов (П. Абеляр, Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, В.де Бове и др.) в развитие теории и методики обучения и воспитания. Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Всесторонне развитая, социально-активная личность – гуманистический идеал эпохи. Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф.Рабле, Э.Роттердамский, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.
ПЛАН: 1. Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. 2. Воспитание и образование в Византии. 3.Церковные школы в Западной Европе. 4. Система рыцарского воспитания. 5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы. 6. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
Глоссарий: 1. Догматическое обучение – обучение, построенное на неосознанном заучивании текстов. 2. Религиозное, рыцарское, светское образование и воспитание – характер воспитательно-образовательных систем в раннее, развитое и позднее средневековье. 3. Монастырские, соборные (или кафедральные), приходские школы; ремесленное ученичество – система образовательно-воспитательных учреждений в Западной Европе в эпоху раннего средневековья (V – X века). 4. Университеты, цеховые и гильдейские школы – система образовательно-воспитательных учреждений в Западной и восточной Европе (эпоха развитого и позднего средневековья, XI – XVI века).
Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, называемое также эпохой Возрождения. Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В этот период, начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений. Все образование и культура в этот период находится в руках церкви и религиозных организаций: в Византии под воздействием православного христианства, в Западноевропейских странах – воздействие католической религии. Католицизм и православие проповедовали покорность, терпение, ущемление земных интересов и потребностей для спасения души в будущей загробной жизни. Учитель не щадил своих учеников за ошибки, в школах были широко распространены жестокие телесные наказания. Они одобрялись церковью, которая учила «что природа человека греховна», а телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют из ребенка «дьявольское начало». Связь средневековой культуры с христианской религией, необходимость использовать при богослужении книги на латинском языке обусловливали в Западной Европе своеобразный тип школ, содержание обучения в которых имело религиозный характер, официальным языком, на котором осуществлялось преподавание, была латынь, чужой язык для большинства европейских народов. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов обучение. 2.2. Воспитание и образование в Византии. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил уровень образованности в Западной Европе. Социального ограничения на получение образования не существовало. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. «Образованность – величайшая из добродетелей» – гласит один из императорских указов. В Византии, в отличие от большинства средневековых государств, отсутствовала монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. На первом этапе (IV –IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. Этап IX – XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959 гг.), когда были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XII– XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения искусства античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе. В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель. 2.3. Церковные школы в Западной Европе. Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы. Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян). В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан). Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы. При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали. В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши, даже взрослые люди, решившие постичь «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки. Курс обучения в монастырских и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включались грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляла «сеть свободных искусств», преподавалось богословие, которое считалось венцом наук. Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. 2.4. Воспитание светских феодалов. По-другому воспитывались сыновья рыцарей – «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцарского сословия (графов, герцогов), многие феодалы в период раннего средневековья были неграмотными. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т.п. По достижению 21 года он на особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья светских феодалов оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились занять высшие церковные должности. Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и других богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения, в который входили проза, поэзия, классические языки, пение и др. Они готовились стать светскими дамами. 2.5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове. Средневековый университет, как правило, имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполняющий роль общеобразовательной школы, где изучались «семь свободных искусств». По окончании университета выпускники получали степень бакалавра, а защитившиеся перед членами факультета – «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, юридическом, медицинском факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет (как и на подготовительном) и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук. Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, участвовал в диспутах. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университете, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах. Существовали университеты за счет церкви, взносов за обучение студентов и различных пожертвований. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войны, университеты перебирались из одного города в другой. Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них. В период средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светские знания и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI и XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого были главными источниками при изучении богословия в школе. Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную «науку» словопрения, однако на протяжении долгих веков она господствовала в обучении. Ученые мужи – схоласты вели бесконечные диспуты по теме, например, «снег белый или черный?», «Огонь – горячий или холодный?» и др., тратя на них недели и доходя до ссор и даже драк. В XIII – XV веках самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера (при мастерских ремесленников) Появились подобные заведения и для девочек. 2.6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Прогрессивные мыслители провозгласили в этот период идеи гуманизма, в соответствии с которыми человека признали высшей ценностью на Земле. Началась эпоха, названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое «прочтение» античных достижений в науках и искусстве. Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования (начало книгопечатания, открытие Америки, морского пути в Индию, появление романского и готического стилей в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, поэзия Петрарки и Данте и т.д.). Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители, гуманисты эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания. Среди них наиболее известен в истории педагогики Витторино да Фельтре (XVв.). Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы были классические языки (латинский, греческий), литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически (верховая езда, бег, борьба, военизированные игры). Мальчики и девочки обучались совместно, что было нововведением для этого времени. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети. Как гуманист и человек, внесший свой вклад в развитие идей обучения и воспитания, известен Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) – французский писатель. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он критикует воспитание того времени (отказ от физических и умственных нагрузок порождают лень, болезнь, скуку) и представляет идеал гуманистического воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного человека. Философ, мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) жил в Голландии, в Париже, в Англии. В своем сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих философских сочинениях, которые носили педагогический характер, заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности детей в процессе обучения, заинтересовывать их учением. Как прогрессивный мыслитель и автор гуманных идей обучения и воспитания известен в истории педагогики Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) – итальянский философ, создавший трактат-утопию «Город Солнца» (1602 г.), где изображен образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых должно строиться гуманное воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев народа; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Не менее известен представитель гуманных идей обучения и воспитания в том времени - Томас Мор (1478-1535 гг.), английский мыслитель, давший в своем труде «Остров Утопия» или «Золотая книжка столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) представления о счастливом устройстве человеческого общества. В книге были изложены взгляды автора и на воспитание и обучение. Первостепенной задачей автор считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – те нравственные черты, которые отличают гармонию развитого человека. Государственные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек. Итак, главными идеями педагогов-гуманистов эпохи Возрождения явились забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей; любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.
Контрольные вопросы и задания: 1. Почему в эпоху раннего средневековья преобладающими школами были церковные? 2. В чем особенности светского образования и воспитания в эпоху феодализма? 3. С чем связаны изменения характера образования и воспитания в эпоху развитого средневековья? В чем проявлялись эти изменения? 4. Каковы основные идеи о совершенствовании обучения и воспитания высказывались мыслителями, философами и педагогами эпохи Возрождения? Докажите актуальность этих идей для современной школы.
Литература:
1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособ. для вузов / А.Н. джуринский. – М.: Издат. группа «Форуса – Инфра – М», 1988. – 272 с. 2. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с. 3. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с. 4. Пискунов, Л.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Л.И. Пискунов: составитель и автор вводных статей А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971. 5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с. 6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.89 – 164. 7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – Гл.4. – С.60 - 183.
|