Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жертвенные и культовые места






 

В последнее время все больше внимания стали уделять значимости природных объектов культового характера. Действительно они в прошлом имели исключительно важную роль не только в развитии религиозно-мифологических воззрений, но и в становлении сакрально-политических центров объедения родовых, племенных и общенародных этнических групп. В этой связи особый интерес представляют образы оз. Байкал, его священные и неприкосновенные памятники, вокруг которых консолидировалась таежная культура. Одновременно вокруг горной системы Хангая в Центральной Азии формировалась ядро культуры степных кочевников.

В условиях таежного единства народов Прибайкалья и Северной Монголии, объеденных притягательной силой Байкала и Хингая, в разных ландшафтных условиях сформировался уникальный культ «Земля-Вода». Оба объекта имеют наиболее значимые культовые святилища, где, якобы, обитали духи и божества общенародного значения. Например, уже с начала эпохи бронзы на Хангае размещались центры всех ценральноазиатских племенных объединений и государственных формирований.

А феномен Байкала до сих пор не познан, хотя достоверно известно глубокое почитание этого наиважнейшего географического объекта в глубоком прошлом. Об этом свидетельствует наличие множества культовых мест родоплеменного значения в Приольхонье и на о. Ольхон, игравших значительную роль по отношению к образу Байкала. Безусловно, такие места, центром которых явился Ольхон, способствовали консолидации более мелких этнических групп вокруг этой уникальной культовой территории. В дальнейшем все больше стали почитаться пантеон духов и формы обрядности традиционного шаманизма, поскольку они были связаны с условиями обитания человека и его промысловыми местами и погребениями.

В последние годы при обсуждении современных политических проблем, связанных с обоснованием глубокой преемственности материальной, духовной и этнической культур, многие современные исследователи стали обращать свои взоры на Ольхон. В своих научных трудах они много внимания уделяют памятникам древности подчеркивая, что знание своих национальных исторических святынь дает возможность восстановить свои исконные этнические и культурно-бытовые связи. Действительно, своеобразие шаманистической религий, как в древности, так и в современности, настоятельно требует объединения природно-исторических памятников в единые комплексы и возрождения их былой функции заповедных священных территорий.

Куртун. Он находится чуть выше слияния рек Бугульдейки и Куртуна, в окрестности с. Куртун. Еще М.Н. Хангаловым было обращено внимание на священность Куртунского озера. По словам местных, бурят, пишет он, в глубинах водоема обитает супружеская чета Хухэ hахул-нойон (синебородый господин) и Хур-Саган-хатун. Сам «Хозяин» Куртуна считался родным братом всемогущего владыки Ольхона Хан hута-баабая, а они, в свою очередь, «происходили» из семьи черного кузнеца Хожир – Хаара – дархана. Впрочем, здесь же почитали и некоего «белого бога». По данным С.П. Балдаева, эжином Куртуна и одноименного озера считался Хухэ – тологой – убэгэн (синеголовый старец).

Культовое место находится на берегу описанного озера в долине р. Куртун.

 

 

Оно представляет собой лиственничное дерево, увешанное всевозможными

цветными ленточками материи. Вот что пишет по этому поводу М.Н. Хангалов «подъезжая к дереву, буряты сходят с коня или арбы и приходят в глубоком молчании и с серьезным видом или даже присоединяют от себя новую ленту…Эжин озера благосклонно принимает возлияния тарасуна даже от русского крестьянства».

М.Н. Хангалову впервые удалось на прибрежных склонах найти древние рисунки. Чуть позже, Н.Н. Агапитов обнаружил «какие-то знаки красной краской, изображения двух кругов с четырьмя – радиусами в каждом.

Хурай-нур расположен в долине р. Анги, в ее устьевой части. Здесь имеется небольшое озеро Хурай-Нур (сухое озеро), очень почитаемое местным населением. Мифологическое предание повествует о жительстве в здешних местах священных лебедей, быть может, тех, которые считаются прародителями сыновей Хоридоя и всех хори – бурят.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.