Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Быт ольхонских бурят






 

Традиционным жилищем бурят были юрты, которые делались шестистенные, восьмистенные и реже десятистенные. Остов юрты состоял из отдельных складных решеток, которые делали из ивовых прутьев. Их можно было сдвигать и раздвигать. Когда стенной каркас был установлен, один человек становился в центре будущей юрты и поднимал вверх круг, диаметром около метра, сделанный из березы. Его соединяли при помощи столбиков и потолочных палочек со стенами и полом. На этот каркас набрасывали войлоки или шкуры, укрепляя их с плетеной сеткой, а на потолок укладывали специальные потолочные войлоки или сшитые по форме юрты шкуры, оставляя свободным центральное отверстие. Установки юрты занимала не больше часа времени. Она легко разбиралась, что было удобно для перевозки.

В центре юрты устанавливали треногий таган с чугунной чашей для варки мяса, кипячения чая и молока, где горел костер. Напротив дверей помещался деревянный поставец – божница, над которым у шаманистов висел на стене длинный ящик с онгонами – шаманисткими божествами, представляющими собой шкурки белки, горностая, бурундука.

 

Налево от входа (в западной части юрты) было место хозяина, там же размещались принадлежности для охоты. Направо от входа (в восточной части) помещались кухонные принадлежности, здесь было место хозяйки. Сидели на полу вокруг очага. Средний войлок помещался перед божницей, а два – по бокам ее. Для почетных гостей слева на мужской стороне находились тюфячки от 3 до 12 штук (войлок, обшитый материей). Справа первым от входа было место для посуды, за ним по боку юрты находилась невысокая деревянная кровать.

Подушка набивалась шерстью и имела удлиненную форму. Ее конец, обращенный к стенке, был округлен, а конец, который выходил к огню, был

четырехугольный, украшался бляхами, кровати ставилась люлька. Делалась она на деревянной раме, на нее натягивали ткань или кожу. В люльку укладывали мягкую подстилку. Люлька была наклонной, в ней проделывалась дырка, через которую вытекала из-под ребенка моча. Она не впитывалась, так как подстилка была из кожи или меха. Люлька раскачивалась между высоких ножек и была украшена лодыжной костью с правой стороны, это был амулет. Кость брали от того животного, которого убивали в тулунах, т.е. мешках, сшитых из конских или звериных шкур.

Отапливали юрту чаще всего не дровами, а сухим лошадиным или коровьим пометом, потому что дым от него не был таким едким. Но в ней все равно было холодно, поэтому все сидели в юрте в верхней одежде. В 1820 г. Начала строиться деревянные юрты, а затем и дома, а к началу XX в.

Они стали преобладающим. Юрты ставили в основном на кочевьях. Бурятские дома не отличались от домов русских старожилов.

Бурятские хозяйства территориально группировались в улусы, средний размер которых не превышал 20-25 хозяйств. В отличие от русских деревень, в бурятском улусе каждый домохозяин располагался, как ему вздумается, отдельные деревянные дома или войлочные юрты были разбросаны на значительной площади, далеко друг от друга, поэтому каждый улус казался большим и свободным.

 

Пища. Основу питания бурятского населения составляли молочные продукты и мясо. Коров буряты доили с левой стороны. Молоко они употребляли только в кипяченом виде, из молока готовили сыры, простоквашу, пенки, напитки. Сыры «аруя» и «Хурут» представляли творожную массу, высушенную и нанизанную на нитку или спрессованную в виде отдельных ломтиков. Эти сыры запасали на зиму. Для приготовления пенок долго кипятили молоко, и когда образовывалась толстая и пористая пенка, ее складывали вдвое, подсушивали и подавали к чаю. Снятое молоко подогревали, заквашивали, в результате получали тараг – род простокваши, который ели кусками при помощи больших ложек или лопаточками. Из молока готовили масло и молочную водку. Каждый род имел свою закваску и ее передавать, как огонь, в чужой дом не принято.

 

В конце ноября, в декабре каждая семья забивала скот на зиму. Самые бедныезакалывали одну голову крупного скота, более богатые – две. Этого хваталопримерно до мая. Летом буряты ели баранину, а зимой – говядину, в основном вареную.

Резали большими кусками, заливали малосоленой водой и долго варили. Любили бульон с лапшой. Во время забоя скота жарили на вертеле говяжью печень. Почетными блюдами считались баранья голова, лопатка, крестец. При разделке туши кости не дробили, тушу разбили по суставам. Не разрешалось проливать кровь убитого животного, для чего была отработана технология убоя. Барану разрезали живот ниже грудной клетки, в надрез просовывали руку, разрывали диафрагму и зажимали аорту, а затем начинали снимать с туши кожу. После удаления внутренностей кровь, скопившуюся внутри туши, переливали в ведро. Кровь и кишки шли на изготовление домашней колбасы, которая варилась вместе с мясом, здесь же варился бараний желудок и кишки.

Затем все это вынимали из бульона, выкладывали на большое блюдо и ставили на стол. Бульон в больших кружках подавали отдельно. Вилок в обиходе не было, мясо брали рукой, постепенно отрезали небольшие кусочки и ели.

Любимым блюдом были бузы (позы), т.е. пирожки из пресного теста, начиненные сырым мясом и приготовленные на пару в специальных жестяных сосудах. Из поджаренной муки и сметаны готовили саламат. Из пресного теста делали лепешки и варили их в бараньем сале или в растопленном масле.

 

 

 

 

У русских буряты заимствовали выпечку красного хлеба и печенья.

Чай употребляли кирпичный, пили из широких деревянных чашек. В летнее время буряты много употребляли ягод, особенно голубицы, черники, брусники, черемухи. Огородные овощи не выращивали, а заготавливали дикорастущие травы и коренья: черемшу, дикий чеснок и лук, луковицы сараны и др.

Особенно ценился у бурят суп и хорхог. Его готовили в деревянной посуде с плотной крышкой. Мясо баранина от разных частей туши вместе с кусочками внутренностей мелко рубили и закладывали в деревянную кастрюлю с водой. На печке раскаляли камни до красна и бросали в эту кастрюлю. Делали это до тех пор, пока бульон не закипал. Его солили, плотно закрывали крышкой и настаивали. Это

было деликатесное блюдо. Таким образом, структура питания определялось основным видом хозяйственной деятельности – скотоводством, зависела от сезона, была достаточно калорийной и витаминизированной за счет широкого использования «Даров» сибирской природы.

Одежда бурят была приспособлена не только к климату, но и к езде верхом на лошади и сидению на полу. Зимняя мужская одежда состояла из прямого мехового халата (дэгэл), левая пола которого запахивалась на правую и застегивалась на боку, что давало возможность правой рукой доставать из-за пазухи все

 

необходимое. Воротник халата был стоячий, рукава отрезные, обшлага имели форму раструба. Шуба опоясывалась ременным поясом с серебряными или медными бляхами. С правой стороны пояса свисал кисет с табаком и табакеркой, нож и огниво. Труба закладывалась за голенище обуви. Зимой буряты носили дохи из меха.

Мужскую шапку – малгай – с острой тульей и расширенными кверху околышем шили из лисьих или волчьих лап, из шкуры кабарги, косули, соболя. Летней одеждой служил халат – терлик – такого же покроя, как и шуба. Шили его из ткани, на подкладке, по краям отделывали тесьмой. Нижняя одежда: под халатом носили штаны и рубаху, покрой был заимствован у русских. С приходом русских мужчины стали носить крестьянские зипуны. В костюме бурят встречаются и тибетские мотивы.

Женская одежда состояла из рубахи, штанов, поверх которых одевали халат. У замужних женщин он состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку. Ворот был невысокий, рукава часто делались в середине разноцветные, на конце были узкие обшлага. Дэгэл шился на подкладке. Воротник был оторочен тесьмой или шелком, подол юбки и края обшивались плисом или шнуром.

На халат надевали безрукавку. У западных бурят она состояла из жилета и пришитой к нему сборчатой юбки и называлась цегедой. Разрез шел посередине от ворота до низа, сзади юбка также была разрезана до жилета. Края выреза ворота и

рукава, место соединяется жилета с юбкой, подол обшивались цветной тесьмой. В присутствии мужчин женщина должна быть одета в безрукавку и быть в шапке. По преданию бурят небо не должно видеть волос женщины.

Ольхонские буряты носили и длинные сарафаны. Они шились на кокетке, к которой пришивали полосы материи в сборку. Края застежки, идущей сверху вниз, подол сарафана обшивались бархатом или бобровым мехом. Женщины носили серебряные серьги со вставкой из нефрита или коралла, на шее – многочисленные цепочки, подвески, медальоны.

 

Национальный женский головной убор – это шапка, сшитая из цветной материи с выпушкой из меха бобра и выдры. Летом женщины носили платок. Волосы они расчесывали надвое и заплетали в косы, концы которых вкладывались в бархатные украшенные чехлы. На праздники женщины под шапку одевали унты на кожаной или беличьих лапок шерстью вверх, кульмеи – сапоги с короткими голяшками. Обувь у мужчин и женщин была одинаковой и называлась «гутал». На руки буряты одевали коколды, т.е. рукавицы с отверстием для большого пальца, они у запястья завязывались на шнурок или пришивались к рукаву, а иногда просто висели на шнурах. Итак, одежда ольхонских бурят отвечала условиям жизни и труда, отражала достигнутый уровень обработки шкур животных. Буряты раньше других народов Предбайкалья стали использовать покупные ткани, и шить из них халаты на подкладке, носить меховые русские зипуны и шапки-ушанки.

Культура бурятского быта богата опытом лечения различных болезней и сохранения здоровья. Наиболее распространенными болезнями были туберкулез, трахома, сифилис. В ольхонском ведомстве встречалась проказа. Основные причины этих заболеваний определялись условиями жизни, отсутствием медицинской помощи. Причину туберкулеза среди бурят медики связывают с массовым куреньем табака. Взрослое население независимо от пола почти поголовно курило. Особенно велика была смертность среди детей до 5 лет. Традиции, связанные с охраной здоровья, требовали во время морозов и ветров утеплять ноги снизу и коленки, так как считалось, что охлаждение может быть причиной заболеваний суставов, почек, сердца. Детям и женщинам запрещалось

сидеть на сырой земле и на камнях, ходить в ветреную погоду с открытой грудью. Это и объясняет обычай бурят всегда застегивать наглухо воротник, как рубахи, так и куртки.

При выборе места установки юрты или дома буряты избегали болотистых и заливаемых мест. Это объяснялось тем, что по их представлениям земля через болота и водоемы выдыхает отработанный воздух вместе с жидкостью, которой их и наполняет. Жить в таких местах считалось вредным для здоровья. Буряты защищались от палящего солнца, у них не принято загорать, а купались в основном с гигиенической целью.

Рецепты лечебного питания у бурят сохранялись до сих пор. По традиции женщинам после родов давали бульон, приготовленный из мелко нарезанной говядины и баранины, а также арсу, которые способствовали быстрому восстановлению сил. Особенно высоко у бурят ценилось мясо лошади. Конину ели преимущественно зимой, так как считалось, что она сохраняет тепло. При простудных заболеваниях и кашле употребляли тарбаганий жир как наружно, так и вовнутрь. При бессоннице готовили бульон из бараньих лыток. Бульон из костей барана был эффективным средством укрепления организма.

Молоко и молочные продукты тоже считались целебными средствами. Айрак и тарак очищали желудок и кишечник, давали покой организму, улучшали сон. Молоко пили при кашле, простуде, недержании мочи, ангине. Особое место в лечебных целях занимал зеленый чай с молоком. Считалось, что он разжигает кровь, улучшая кровообращение, обновляет ее, дезинфицирует желудочно-кишечный тракт, полезен при головных болях, используется как мочегонное средство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.