Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие психологии.






ПСИХОЛОГИЯ (psyche - «душа» + logos «понятие» означает «наука о душе») - это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизнедеятельности.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических яв­лений и процессов.

Первые попытки понять и объяснить психологические явления возникли в первобытном обществе. Мировоззрение первобытных людей наделяет каждый предмет и явле­ния природы душой, которая выступает источни­ком движения и развития.

Первый этап в развитии психологии - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Тогда психология существовала в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля. Аристотелю принадлежит первый известный в истории труд по психологии. В своих работах Аристо­тель пользовался такими понятиями как «ощущение», «память», «чувства». Он считал, что душа может существовать вне всякой свя­зи с телом, так как имеет божественное происхождение, и, следовательно, познать ее нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.

Второй этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Психология отделяется от философии и начинает рассматривать в качестве предмета не душу, а процессы мышления и сознание. Сознанием назвали способность ду­мать, чувствовать, желать. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и опи­сание фактов.

Третий этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть; а именно: поведение, поступки, реакции человека.

Четвертый этап - психология как наука, изучающая объектив­ные закономерности, проявление и механизмы психики.

 

3 СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПСИХОЛГИИ

Современная психология включает в себя ряд направлений.

Общая психология изучает психические процессы и свойства личности, общие закономерности формиро­вания психической деятельности нормального человека.

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает закономерности развития, присущие каждому возрастному периоду: от мла­денчества до старости.

Психология труда — изучает закономерности трудовой дея­тельности.

Предметом изучения медицинской психологии являются пси­хологические факторы, влияющие на болезни, личность пациента в связи с его болезнью или здоровьем и социальной микросредой, личность медицинского работника и система отношений в меди­цинском учреждении.

Методы исследования в психологии:

1 Наблюдение - это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия.

2. Опрос человека (больного), а при возможности - его родственников или близких людей. Медицинский анамнез включает анамнез жизни и анамнез заболевания. Задача психологического анамнеза - установить сложившуюся систему отношений больного, особенно отношение к болезни, и оценить, насколько болезнь изменила всю эту систему, т.е. какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений.

При сборе психологического анамнеза основное внимание следует уделять:

· перенесенным болезням, в первую очередь тяжелым, реакциям на них;

· профессиональному пути и деятельности, удовлетворенности ими;

· развитию семейных отношений и отношению с окружением вне семьи (на работе, с приятелями) - здесь бывают причины для неприятных переживаний и важно оценить, может ли человек рассчитывать за пределами семьи на поддержку и сопереживание;

· характеру употребления спиртных напитков, курению.

3 Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Он бывает лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

4 Тестирование - это стандартизированный метод, позволяющий получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

5 Анализ творчества отдельного человека, например, его писем, дневников, рисунков, фотографий и т.д. или каких-либо общественных материалов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.