Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы системно-деятельностного подхода.






 

Принцип системного детерминизма психического. Детерминизм - причинная обусловленность, зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. Потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. Поведение человека детерминируется внешними материальными причинами, социальной ситуацией, мировоззрением.

Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий - любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

Принцип активности - личность является активным субъектом преобразования мира.

Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания.

Принцип системности (системного строения психического явления) - принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом.

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

 

 

5 СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, СТРОЕНИЕ ПСИХИКИ.

ПСИХИКА - это субъективный образ объективного мира, при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, поступа­ющая информация подвергается специфической обработке, т.е. - это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Развитие психики реализуется в разных формах:

· филогенез - становление структур психики в ходе биоло­гической эволюции вида;

· онтогенез — формирование структур психики в течение жиз­ни отдельного индивида.

Выделяют три крупные группы психических явлений:

1 Психические процессы - обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Подразделяются на:

· познавательные - ощущения, восприятия, пред­ставления, память, внимание, мышление, воображение, речь;

· эмоци­ональные — эмоции и чувства;

· волевые - решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

2 Психические состояния - признаки психической деятельности, характеризующие её состояние в данное время. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они воз­никают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.д.).

Наиболее изученными являются:

1 общее состояние, например, внимание, проявляющееся на уров­не активной сосредоточенности или рассеянности;

2 эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, печальное, грустное, гневное и т.д.), угнетенность, апатия;

3 творческое состояние личности или вдохновение.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная и физи­ческая работа протекает легко и продуктивно, при другом - труд­но и неэффективно.

3. Психические свойства. Каждое психическое свойство формируется постепенно в про­цессе отражения и закрепляется в практике. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Например:

· интеллектуальные свойства - наблюдатель­ность, гибкость ума;

· волевые - решительность, настойчивость;

· эмоцио­нальные — чуткость, нежность, страстность и т.д.

Многие из явлений, изучаемых психологией, могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процесса и состояния.

 

 

Самостоятельная работа студента:

Изучить материал лекции и учебника О.И. Полянцевой «Психология» по теме: «Предмет психологии, основные цели, задачи, отрасли», учебника И.В. Островской «Психология» глава 1. « Структура, функции, строение психики».

 

В практической тетради составить план-схему по материалам лекции.

 

Рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы.

В план-схеме по теме «Предмет психологии» должны быть отражены:

1 Определение понятия «психология», задача психологии.

2 Этапы развития психологии.

3 Определение понятия «психика», функция и формы развития психики.

4 Психические явления.

5 Структура современной психологии.

6 Методы исследования психологии.

 

Пример:

 

Содержание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.