Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика стресса.






Полностью избежать стрессов нельзя, но можно научиться управлять стрессовыми ситуациями. Главная причина стресса связана с индивидуальными особенностями человека.

Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо:

1. Формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

2. Изменение отношения к проблемной ситуации. Любой аспект жизнедеятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается человеком как превосходящий его возможности.

Когда некое событие влияет на нас, и мы испытываем эмоции. Но сами по себе события не запускают наших эмоций. Прежде чем возникнет эмоция, событие анализируется нашей психикой: в первую очередь опасность или безопасность, а также определяется степень личностной значимости путем сопоставления со шкалой индивидуальных ценностей.

Формула, формирования эмоций:

С→ М→ Э→ Р,

где С — событие;

М — мысли или оценка данного события;

Э — эмоция;

Р – реакции: телесные (учащенное сердцебиение, изменение дыхания, мышечное напряжение и т. п.) и поведенческие (бегство или агрессия, бессмысленные споры, напрасные покупки и т. п).

Если оценка ситуации неверна, запускают эмоциональные переживания, по интенсивности, значительно превосходящие истинное значение произошедшего, это препятствует конструктивной адаптации к жизненным условиям, и мы испытываем избыточные негативные эмоции.

 

 

Содержание

Тема 1.5. Психология и возраст

Содержание учебного материала

Составляющие развития человека. Основные особенности онтогенеза психики человека. Психология и возраст. Периодизации психического развития.

 

План:

1.

Составляющие развития человека:

- физическое развитие (изменение массы тела, роста и т. д.);

- социальное развитие (изменение социального статуса);

- психологическое развитие (развитие психических, познавательных процессов, воли, эмоций).

Выделяют три взаимосвязанных, но несовпадающих друг с дру­гом возраста:

- хронологический (паспортный);

- физический (биологический);

- психологический (это то, каким человек себя чувствует и осознает). Он во многом влияет на физический возраст.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений. Развитие на каждом возрастном этапе имеет свои закономерности.

Принципы развития человека:

1) Новообразования - в возрасте складываются новые психические качества (новообразования), означающие вклад этого возраста в общее психологическое развитие.

Так, развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, формированием более адекватной и устойчивой самооценки, чем у детей раннего возраста. Центральное психологическое новообразование старости - мудрость, которая характеризуется зрелостью ума, глубоким взаимопониманием с окружающими, оптимистичными жизненными установками.

2) Гетерохронность (разновременность) развития - хронологический, биологический, социальный и психологический возраст могут не совпадать.

Например, в психологии юности хорошо описано явление, характеризующее " детскость" мышления и поведения человека - инфантилизм. Известны примеры и другого варианта развития, когда жизненные обстоятельства и индивидуальные особенности человека определяют значительное опережение его психологического становления относительно хронологического и т.д.

3) Преемственность - все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь.

5) Сензитивность - это присущее определенному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Человек на отдельных этапах развития наиболее чувствителен к некоторым педагогическим воздействиям, которые вызывают у него появление определенных качеств.

Например, прогрессивное развитие речи в раннем возрасте обусловлено созданием взрослыми оптимальных условий, преждевременное или запаздывающее обучение в этом направлении может неблагоприятно сказаться на всем психическом развитии ребенка.

6) Кризисы развития. Психологическое содержание кризисов развития состоит в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности.

Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет).

При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

7) Компенсаторность - психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

8) Возрастное психическое развитие характеризуется по мере взросления и старения человека возрастанием индивидуализации, т.е. неповторимым своеобразием психики и личности.

Основные категории развития:

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возраста, определенным образом организованная система отношений ребенка с окружающим миром (Л. С. Выготский)

Ведущий вид деятельности эта такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения психических процессов, личности человека на данном возрастном этапе и создает условия для формирования новых видов деятельности.

 

Содержание






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.