Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






C) Нервная.






Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – у всех людей разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

· " безудержный" (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);

· " живой" (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);

· " спокойный" (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);

· " слабый" (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).

Основной недостаток таких подходов заключается, в том, что в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит Гиппократу, а нейрофизиологическая сущность темперамента сформулирована И.П. Павловым: основные процессы НС возбуждение и торможение у всех людей разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности, их соотношение определяет выраженность одного из следующих типов темперамента:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД.

2. Холерик - сильный неуравновешенный, подвижный (легко возбудимый).

3. Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный (малоподвижный) тип ВНД.

4. Меланхолик - слабый тип с быстрой истощаемостью и слабостью возбудительного процесса при недостаточности внутреннего торможения.

На основании темперамента под влиянием воспитания формируется

х арактерсовокупность устойчивых индивидуальных особенностей, черт личности.

Эти особенности выражают отношение человека к окружающему миру, самому себе, другим людям, и закрепляются в способах поведения. Характер значительно более зависим влияния окружающей среды. Формирование характера заканчивается к 18-20 годам и в дальнейшем сколько-нибудь его значительные изменения могут произойти в результате каких-либо чрезвычайных воздействий.

Акцентуации характера – чрезмерное усиление отдельных черт характера.

II. Способности - свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих успех в данной деятельности.

Выделяют общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

Природные задатки развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспиания. Для формирования личности важно развитие не только способностей, но и потребностей.

Потребности - отражение в сознании человека его нужд в чем-либо.

Есть материальные потребности и духовные. Духовные потребности подразделяются на:

► нравственные;

► эстетические;

► интеллектуальные.

III. Мотив – этото, чтопобуждает деятельность и направляет её на удовлетворение определенных потребностей. Совокупность мотивов образует мотивационную сферу.

Мотивация возникает при наличии 2-х основных условий: возможности достижения результата, и оценки данного результата как желательного, полезного (если вероятность или полезность равна нулю, то мотивации не будет).

Т.О. мотивация – это регуляторный процесс, который обеспечивает управление действиями для достижения определенной цели, т.е. результата, смысл которого понятен человеку, осознается им.

Воля - сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели (путем создания дополнительных побуждений к действиям, обладающих недостаточной мотивацией, или сознательным подавлением действий, противоречащих этим целям или нормам поведения).

IV. Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок.

Направленность личности имеет различные формы

· влечения, желания, интересы, склонности, идеалы (высшая форма сознательных устремлений личности),

· мировоззрение (система взглядов на окружающую действительность),

· убеждения (сочетание мировоззрения со стремлением к его осуществлению; здесь также задействованы мышление, эмоции, воля).

 

Существует несколько взглядов на вопрос ведущих факторов развития личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.