Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просветительские реформы начала XVIII века в России.






Период ознаменовался введением гражданского алфавита (1701), открытие первых светских государственных школ, создание периодической печати (1701). В 1701 г. открываются школы навигационных и математических наук. В 1707 г. открывается медицинская школа, в 1709 г. – инженерная школа, в 1714 г. – цифирное училище, ставшее основой для светских государственных школ математических и навигационных наук, в 1715 г. – создание морской академии на базе морских классов школы математических и навигационных наук, в 1719 г. – открытие реальных школ при заводах, в 1721 г. – при уральских школах создается система профессиональных школ. В 1725 г. учреждается Академия наук. Задача: размножение наук, подготовка ученых, образованных людей. При академии были гимназии и университет. В университете было 3 факультета (не было богослужебного).

Петровские реформы открывают стремление к государственной власти поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли.

Сподвижниками Петра I реформаторского образования стали Посошков И.Г., отстаивавший идею образования для народа. Татищев В.Н. – основоположник горно-заводских школ, в которых сочеталось общеобразовательная и специальная подготовка. Феофан Прокопьевич – ученый, государственный деятель.

 

25. М. Ломоносов и его роль в развитии национальной культуры, школы и просвещения.

Огромное значение для развития в России науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711—1765), который в регламенте академической гимназии развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. Сын крестьянина-помора, он рано выучился грамоте. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Выдающиеся способности огромное трудолюбие и быстрые успехи Ломоносова обращают на него внимание руководства Академии, и в 1736 г. он в числе 12 лучших учеников направляется в Петербург, а затем за границу для продолжения образования.

С 1741 г. начинается активная, исключительно плодотворная и разносторонняя научная и, просветительская деятельность М. В. Ломоносова. В 1745 г. он был назначен профессором химии Петербургской Академии наук, а позже избран академиком. Ломоносов заложил основы развития целого ряда наук в России. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник. Ломоносов стал основателем русской классической философии, построенной на началах философского материализма, основателем научного естествознания в России. Он первым в истории мировой науки дал наиболее полное и точное определение основного закона природы - закона сохранения материи и движения.

Объективным свидетельством признания европейскими учеными-современниками заслуг М. В. Ломоносова является факт избрания его почетным членом Шведской (1760 г.) и Болонской (1763 г.) академий, а по признанию французского ученого Н. Леклерка имя М. В. Ломоносова “составляет эпоху в летописи человеческого разума”.

Горячий поборник просвещения народа, Ломоносов вел активную борьбу с реакционерами, которые мешали развитию русской науки и подготовке научных отечественных кадров. Он требовал для простых людей свободного доступа в университет, организации бессословных школ.

Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его “Российская грамматика”. Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

Педагогические взгляды Ломоносова: наличие систематических упражнений, ведущий принцип – принцип посильного и развивающего обучения.

М. В. Ломоносов заботился о поднятии благосостояния простого народа. Он считал, что богатство всего государства зависит от “сохранения и размножения российского народа”. Желая улучшить жизнь детей, снизить их смертность и заболеваемость, он настаивал на запрещении таких браков между крепостными людьми, которые совершались по принуждению помещиков, и предлагал воспретить священникам крестить младенцев в холодной воде. Он ставил вопрос об организации медицинской помощи населению, предлагал устраивать “повивальные бабьи съезды”, т. е. обучение акушерок, добивался издания книг “с наставлениями о народном здравии и распространения их среди народа, требовал вести борьбу с различными суевериями, с ворожбой и гаданиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.