Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежная реформаторская педагогика XIX- начала XX века.






Бурное развитие промышленности, великие открытия (телефон, телеграф) привело к совершенствованию технологии и организации труда, что привело к исчезновению универсального рабочего и появлению потребности образованных и самостоятельных специалистах.

Система образования не могла дать такого специалиста. Критиковали начальную школу за огромный объем общеобразовательных знаний за то, что школа не способствует развитию самостоятельности и активности, и не готовила к жизни. Среднюю школу критиковали за предпочтение гумманитарно-классического образования, не удовлетворяющего потребности в инженерно-технических кадрах. Это были общие проблемы для всех систем образования в западной Европе и США, но любая страна имела еще свои особенности: в США - резкое отставание сельской школы от городской, в Англии - децентрализация народного образования, переполненность массовых школ, в Германии – вмешательство церкви в дела школы, догматизм в методах обучения, во Франции - отставала в области профессионального образования. Общей для любой страны была задача привести в соответствии с политическим и экономическим положением.

Кризис традиционной педагогики вызвал ряд новых концепций, получивших название реформаторской педагогики. Общим для реформаторской педагогики было негативное отношение к старой педагогики и углубленный интерес к личности ребенка. Были сторонниками сочетания умственного и физического труда, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Таким образом, с конца XIX в. образовалась реформаторская педагогика. Главной идеей было формирование целостной личности, выступавшей не только субъектом педагогического процесса путем обогащения знаний.

Одним из ярких направлений реформаторской педагогики являлись идеи Георга Кершенштейнера, предложившего педагогику гражданского воспитания на основе трудовой школы. Труд рассматривается как предмет и как принцип обучения. Главная цель была в формировании у детей таких качеств, которые должны быть свойственны наемному рабочему (народная школа). Гуманистический аспект этой идеи разрабатывается Г. Шаррельманом и Ф. Гансбергом.

Педагогика «действия». В. Лай (1862-1926 гг.), который противопоставил педагогику «действия» школе «учебы». Обосновав свою школу, с которой учебный процесс строится на основе действия, реакции слагаемого из единства восприятия умственной ее переработки и внешнего выражения – «иллюстрированная школа».

Экспериментальная педагогика ввела опытные методы исследования. Эрнст Мейман (1862-1915), Эдуард Торндайк (1874-1949), Альфред Бине (1857-1911) – благодаря им были введены понятия эксперимент и т.д. Целью этих ученых было получение опытным путем данных для усовершенствования педагогического процесса. Получали данные методом тестирования, анкетирования и т.д. Первые тесты по определению возрастных особенностей были разработаны Бине. По этим тестам можно было изучать поведение ребенка в различных учебных и неучебных ситуациях. Торндайком была разработана система количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с использованием стандартного тестового обучения по определению Вильгельма Августа Лая, должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая в качестве механизма управления рефлексами.

Экспериментальная педагогика взаимодействует с бихевиоризмом. Функции воспитания ограничивались наблюдением за ребенком и выделением нормативов для педагогической практики. Прогрессивным в экспериментальной педагогике было пристальное внимание к изучению ребенка, к методике этого изучения. Были получены результаты в познании психических особенностей ребенка. Основная направленность экспериментальной педагогики – стремление найти такие средства воздействия на душу ребенка, которые с наибольшим эффектом применялись в целях воспитания.

Прагматическая педагогика. Джон Дьюи (1859-1952) – наиболее яркий представитель прагматической педагогики. Методологической основой была философия инструментализма. Идеи он воплотил в школе, в которой обучались дети с 4-13 лет. Воспитание рассматривается как система формирования детей, приспособленных к жизни людей в условиях предпринимательства. 4-8 лет характеризуется действиями, впечатлениями; 8-11 лет заинтересованность в результатах своей деятельности; 11-13 лет связано с развитием всех сил личности. Считал, что в школе должно быть ощущение свободы. Модель учебного процесса: 1 чертой была реальность учебного материала, 2 – целостность, 3 – обучение деланьем, 4 – проблемность в обучении, 5 – игровая деятельность в учебном процессе.

Вальдорфская педагогика. Основоположником является Рудорльф Штейнер. В 1919 г. в Штутгарте создал школу, в которой уделялось внимание не только умственному развитию личности. Задача: воспитание духовной свободной личности, способной к индивидуальной деятельности. Главным действующим лицом является учитель, он вел с 1-8 кл. – все предметы. В классе до 30 человек. Активно участвуют в деятельности школы родители. В такой школе большое внимание уделялось художественному образованию. Вальдорфские школы были автономны, нет поста директора школы. Такие школы появились и в Казани, они существуют и до сих пор.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.