Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психодиагностики межличностных отношений.






1)диагностика межличностных отношний на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы - социометрический тест, предложенный Дж.Морено. Его суть - субъективные межличностные выборы членов группы по определённым сферам (например, работа, отдых). На основе полученных выборов определяется индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённость группы. Существует ряд модификаций социометрического теста. Отличительными в своей структуре является аутосоциометрические методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотношений, в которых испытуемые сами измеряют взаимные отношения людей друг к другу и к себе. Интересны вариации аутосоциометрии для детей (Коломинский). К этой группе методик также можно отнести и средства прямой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки может быть основан на вопросах, требующих от испытуемого общей оценки группы (например: насколько привлекательна для Вас эта группа?) или оценки собственного членства в этой группе (например: хотите ли Вы оставаться членом данной группы?).

2)методики косвенной оценки мнжличностных отношений. Основанына закономерностях влияния эмоционального отношения на невербальное поведение и паралингвистические параметры. Главная предпосылка: выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. Все средства исследования можно разделить на 3 группы:

А) методики наблюдения реальной ситуации;

Б) методики символического моделирования реальной ситуации;

В) проективные средства.

Считается, что (А) дают наиболее достоверную информацию. Методики символического моделирования достаточно разнообразны. В одной из них испытуемому предлагается набор фотографий, в которых зафиксированы разные положения стола и стульев и ему необходимо выбрать ту, в котором для него запечатлено наиболее комфортное расположение. Методика Питерсона направлена на изучение семейных отношений. В неё входит модель комнат и игрушечные фигуры родителей. Ребенок, играя в семью и располагая определенным образом её членов, даёт исследователю легко интерпретируемый материал. Кроме этого, существуют методики, анализирующие контакт глаз испытуемых (чем больше время контакта, тем более теплые отношения между ними). Главный недостаток этой категории - неразработанность и сравнительная узость получаемой информации.

3)методики наблюдения и экспертной оценки взаимодействий. кцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь. Одна из самых известных методик данной категории принадлежит Бейесу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. Например: взаимодействие матери и ребенка: 2 наблюдателя: 1.фиксирует поведение матери как предшествующее событие, а поведение ребенка как последующее;

2 наоборот: поведение ребенка как предшествующее, а поведение матери, как последующее событие. Потом данные сопоставляются и фиксируются в специальных матрицах для изучения диадного взаимодействия. Широко используется игра «Дилемма узников». Двух заключенных, помещённых в отдельные камеры подозревают в одном преступлении. У каждого есть возможность признаться и избежать наказание (тогда 2-ой получит более суровое наказание, молчать - наказание получать оба или вместе признатся - оба получат незначительное наказание. Т.о.каждый из участников должен сделать выбор между кооперативным и конкурентным способом поведения. Игра даёт большой диагностический материал.

4)Диагностика индивидуально - личностныхых свойств, влияющих на межличностные отношения. Это стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и многие другие шкалы. Наиболее используемая методика - Т.Лири. Это была одна из попыток комплексного подхода к данной проблеме. Методика включает в себя 3 методики диагностики межличностных отношений у индивида на 4-х уровнях:

Первый уровень - уровень публичного межличностного поведения. Измеряется с помощью 8 шкал ММРI.

Второй уровень - образ себя и других - измеряется специально созданным для этого списком личностных качеств, который состоит из 128 прилагательных.

Третий уровень - уровень бессознательных и личностных символов - измеряется 10 картинками ТАТ (испытуемого просят описать в 2-х предложениях каждую картинку).

Четвёртый уровень - сознательный идеал - измеряется заполнением того же списка личностных качеств, испытуемого просят ответить, каким бы он хотел быть. Но расспрастранение получила не вся батарея методик, а лишь список личностных качеств.

5)Методики исследдования субъективного отношения межличностных отношений. Большинство этих методик проективны. Это ТАТ (САТ - дети), FRI. Их можно использовать для исследования и взрослых и детей. FRI-полный вариант составляет 40 картинок из семейной жизни. Возраст детей: 7-12 лет; 16 картинок подходят для исследования семей, в которых есть и мальчик и девочка, 8-для семей обоих категорий. Т.о. комплект из 2х картинок может быть использован для диагностики родителей и детей любой семьи.

4.Методика выявления мотивационного ядра выбора в группе. Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов позволяет получить ответ на важный вопрос: что явилось основанием для выбора или отвержения в социометрии или в референтометрии. социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими, данный эксперимент не привёдет нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается

полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой –то член группы предпочитает такого – то; почему некоторая часть группы числится в категории " лидеров", а другая – в категории " отверженных". Содержание

мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально – личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется – выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства

личности, а на её моральные и деловые качества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.