Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи психологии в соматической клинике.






Любое хроническое соматическое заболевание вызывает негативные эмоциональные реакции, появляется раздражение, тревога, депрессия, страх. Складываются невротические состояния, невротические реакции, возникает астеническое состояние. Если заболевание хроническое, человек начинает размышлять о своей новой жизненной ситуации, возникают переживания связанные с последствиями болезни. Изменяется в связи с этим жизненная направленность, изменяется система соц. оценок, появляются защитные и компенсаторные образования, формируются эгоцентрические установки и в итоге изменяется вся личность в целом.

Психология в соматической клинике на западе первоначально начали заниматься психиатры на основе психоанализа. У нас психология в соматической клинике пришла в 25-30г. Первые исследования были проведены в кардиологии, онкологии. Сейчас исследования ведутся довольно широко. У нас в стране В.В.Николаева и А. Тхостов.

Психология в соматической клинике изучает, во первых, влияние психических факторов на соматическую сферу человека и, во вторых, влияние соматических факторов на психику.

Задачи:

1) изучение сдвигов в психологическом состоянии больного, изучение изменения его работоспособности, учёт этих изменений в терапии и реабилитации.

2) Изучение влияния психики на соматику и использование этих знаний в психотерапевтическом воздействии.

3) Коррекционная психотерапевтическая помощь по отношению к изменениям в психике личности, произошедшие под влиянием соматической болезни.

Теория деятельности как основа клинической психологии. Методологической основой отечественной клинической психологии явилась теориядеятельности.

Теория деятельности уходит своими корнями в теорию Выготского. Сама теория деятельности сконцентрирована в структуре деятельности, которая наиболее ярко представлена в работах А.Н.Леонтьева. Леонтьев предлагает определенную структуру психологической деятельности, которая ложится в основу патопсихологии.

Потребность – объективное отношение между субъектом и миром, требующая для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности.

Опредмеченная потребность – мотив. Пока мотива нет, здесь огромный «веер» выбора. Мотив включает не только существующие потребности, но и направление, сам предмет.

Деятельность состоит из большого набора действий. У действия всегда есть цель, оно целенаправленно. Мотивы не всегда осознаются, следовательно, цель не всегда совпадает с мотивом. Смысл–отношение цели к мотиву.

Операция - автоматизированное действие, она отвечает конкретному условию.

Цель, данная в конкретных условиях – задача.

Деятельность может стать отдельным действием в рамках другой более широкой деятельности.

Отдельное действие может вырасти до уровня деятельности тогда, когда цель действия приобретает самостоятельный смысл, становится мотивом, т.е. происходит, т.н. сдвиг мотива на цель.

В патопсихологии выделяют:

1. Нарушение операциональной стороны деятельности.

2. Нарушение личностной стороны.

3. Нарушение динамики.

Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики. Можно выделить 3 реальности:

1. Реальность биологического.

2. Реальность социального.

3. Реальность психического.

Соотношение биологического и психического.

Психики не бывает вне организма, следовательно, биологическое – обязательное условие существования психики. Психика – это процесс, который протекает в этих условиях.

Вместилище души (психики) является весь организм в целом.

Чтобы психика нормально функционировала, должны нормально функционировать все системы организма.

Динамическое внутреннее равновесие всех систем организма создает относительное постоянство условий функционирования психики. Это постоянство условий – здоровье, нарушение постоянства – болезнь.

Искажение на разных уровнях организации организма влияет на функционирование психики по-разному. Чем ближе нарушение к ЦНС, тем большее влияние это будет оказывать течение психических процессов.

Человек не просто приспосабливается к условиям болезни, он способен компенсировать эти условия, способен творить себя даже в стесненных условиях.

Соотношение психологического и социального.

Социальное ответственно за содержание психических процессов. Но социальное не может прямо прейти в психическое.

С.Л. Рубинштейн: «Внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия», где «внутренние условия» - психическая реальность. Он пытается подчеркнуть, что воздействие на психику социально.

Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности. Эпилепсия - органическое заболевание, при котором происходит изменение психофизиологических процессов (они становятся инертными, замедленными). Инертность психической динамики приводит к тому, что замедляются и психические процессы. Темп психических процессов становится замедленным. Больной с трудом переключается с одного действия на другое. Психические процессы становятся инертными, малоподвижными. Вспомогательные действия становятся в центре сознания. Тугоподвижность мыслительных процессов можно компенсировать при помощи тщательного и последовательного выполнения всех элементов задания. Последовательное выполнение всех элементов всегда требует хотя бы на время отвлечься от конкретной цели. Выполнение вспомогательного действия становится самоцелью. В таких случаях мотив смещается на цель; цель вспомогательного действия становится мотивом. Сложная структура деятельности распадается на отдельные части. Деятельность становится жесткой, стереотипной, лишена гибкости. Такое поведение закрепляется и формируются стойкие характерологические особенности личности больного: педантичность, злопамятность, тщательность.

Проблема соотношения распада и развития психики. В психиатрии считалось, что распад психики – возвращение на предыдущую ступень развития. Но это не так.

- У больного органика – конкретно-ситуационное мышление. Наблюдаем снижение уровня процессов обобщение и абстрагирования, а у ребенка абстрактное мышление еще не сформировано. У больного-органика есть запас знаний, у ребенка такого запаса пока нет. И главное – больной не обучаем, а ребенок – да.

- Откликаемость больного и отвлекаемость ребенка. Любой объект отвлекает больного-органика. За этим стоит снижение бодрствование коры и в связи с этим снижение целенаправленности. Ребенок тоже легко отвлекаем от цели, ноза этим стоит мощная ориентировочная деятельность, высокая степень бодрствования коры, что необходимо для развития ребенка.

- Некритичность больного и беззаботность ребенка Действия больного недостаточно обусловлены целью. Цель нестойкая, критическая оценка действий отсутствует. У ребенка цель всегда есть, но цель мала, она не включена в более широкий круг целей.

Итак, распад и развитие психики – разные процессы, которые подчинены разным закономерностям.

Закономерности нормального и патологического развития личности. Болезнь нарушает биологические условия существования психики. Рамки возможностей нормального течения психических процессов сужаются, изменяются. В этих измененных условиях психика продолжает развиваться по собственным законам. При формировании аномалии личности, действуют психологические механизмы, общие для нормы и патологии. Но действуют они в искаженных условиях, поэтому результат действия механизмом разный.

В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности, механизмы, сходные с закономерностями нормального психического развития, однако условия функционирования психологических механизмов и приводят к искаженному патологическому развитию личности.

 

 

  1. Исследование нарушений познавательной сферы и личности в патопсихологии.

Нарушение операциональной стороны восприятия ярко проявл-ся в агнозиях.Агнозия-это затруднение узнавания.Могут быть агнозии предметов, изобр-ия ситуации, цвета, простран-ва.Они хор.опи-саны в НейроΨ.При пораж-ии вторич-й зоны затылочной коры наблюд-ся оптическая агнозия. Наруш-ся интегральное воспр-ие целых зрит-х комплексов.Больные не м. объединить отд-ые впечатл-ия в целостный образÞ не узнает реальные предметы и их изобр-ия.В психиатр.клинике агнозия наблюд-ся при органических пораж-х мозга.Больные выделяют отдел-ые приз-ки, но их синтеза не осуществляют.При массивных пораж-х вторичных отд-в затыл-й коры оптич-ая агнозия приним-т грубый хар-р.При ограниченных пораж-х агнозия проявл-ся при рассмотр-ии сложных картин/в усл-х дефицита вр.Срисовать с картинки больной сможет, но по п-ти нарис-ть-нет(дает графичес-е перечисл-ие деталей).При агнозии сущ-т ступенчатость в узнав-ии: реальные предметы бол-ые чаще узнают хор., хуже модели, рис-ки еще хуже, а контурные и силуэтные изобр-я вообще плохо. В психиатр.кл.наблюд-ся псевдоагнозии-при демен-ции(приобретенное слабоумие).Псевдоагн.-это недифференц-ое диффузное воспр-ие.При описа-нии сюжетн-й кар-ки выд-ет детали, не видя м/у ними связи.Если на кар-ке предмет, узнавание происходит на той части рис-ка, на кот-й больной случ.фикс-т вн-ие(Биренбаум).Это воспр-ие осво-бождено от организующей роли мыш-ия.Такие бол-ые не узнают кар-ки в перевер-м виде.При агн-х и псевдоаг-х нарушена ф-ция обобщения. При псевдоагн-х несуществ-щие эл-ты становятся центром вн-ия и приводят к неправил-му узнав-ию.

Нарушение динамики процесса восприятия показала Вересотская в экспер-те.Известно, что у умственно-отст-х детей замедлен процесс воспр-ия.В ее эксперементе: взрослые испыт-е, первокл-ки и умственно-отст-ые(вспомогат.шк.) первое задание длилось 22м/с, а второе 42 м/с взрослые выполнили 1- на 72% 2- на 100%; первоклассники 1- на57% 2- на95%: Умствен.Отсталые. 1- не выполнили, а 2- на 55%. Воспр-ие требует времени и темп воспр-ия может быть разным.У умс.отс. реб.темп воспр-ия замедлен. Даже посмотрев в окно он увидит и заметит меньше






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.