Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение экспериментальной психологии в Европе, США и росии.






Понятие об экспериментальной психологии.

 

 

Термин имеет 3 значения:

1) В.Вундт и Стивенсон всю научную психологию понимают как систему знаний полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная ЭП противоставлялась философской умозрительной, интроспективной, где нет измерений. Этой позиции придерживались Пиаже, Стивене, Фресс.

2) Владимир Николаевич Дружинин трактовал ЭП как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в психологических исследованиях и как дисциплину, занимающуюся проблемой методов психологического исследования.

3) ЭП как теория психологического эксперимента, т.е. планирование и обработка результатов (Готтенданкер). ЭП является основой исследования общих закономерностей протекания психических процессов. ЭП лежит в основе общей психологии и ее практических приложений (инженерной, педагогической, социальной и др.).

 

 

Философские истоки экспериментальной психологии:

Рене Декарт,

Джон Локк,

Этьен Кондильяк,

Жюльен Ламетри,

Пьер Кабанис,

Готфрид Лейбниц,

Иммануил Кант.

 

Во времена античности психологию не отделяли от других наук.

Аристотель в трактате «О душе» рассматривал единство тела и души с материалистических позиций.

Рене Декартисследовал внутренний мир человека в его связи с материальным телом. Считал, что существуют две независимые, самостоятельные субстанции - душа и тело. Такая философская позиция получила название ДУАЛИЗМ. Основным свойством души он считал мышление, а основным свойством тела - протяженность или распространенность и требует эмпирического изучения. Рене Декарт выдвинул методологический принцип - сомневаться во всем. Скепсис Декарта стал средством приобретения достоверных знаний. Если можно сомневаться во всем, то единственное, что не может вызывать сомнение, так это сам акт сомнения, акт мышления, который доказывал существование нашего Я, которое сомневается и мыслит. Так исследуя психологические основы самосознания, Декарт открыл, что утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую», является единственным неоспоримым и достоверным. Психическое Декарт приравнял к сознанию, а сознание к рефлексии. Считал, что бессознательных форм душевной жизни не существует. Объясняя работу тела ввел понятие - рефлекс. Предложил гипотезу, что тело и душа взаимодействуют через эмоции и пересекаются в эпифизе. Влияние Декарта было огромным на ученых разных стран и в европейских странах возникает несколько школ.

Эмпирическая школа в Англии создана Джоном Локком (философ, психолог). Он говорил, что в сознании нет ничего чего бы не было в ощущениях. Поэтому исходным пунктом теории Локка была критика концепции врожденных идей. Если бы врожденные идеи существовали, они бы были известны ребенку, взрослому, идиоту, представителям народов, стоящих на низших ступенях развития. И Локк предположил, что психика, сознание человека при рождении –«ТАБУЛА РАСА» - чистая доска. Утверждал, что знания проистекают из опыта, из ощущений и составляют основу разума. Выделил два вида опыта: внешний (ощущения) и внутренний (рефлексию). Он ввел термин «ассоциации» и стоял у истоков ассоциативной психологии. Локк заложил основу нового эмпирического направления в психологии.

Исследования Декарта во Франции были продолжены Этьеном Кондильяком ( священник, врач, сенсуалист). Доказывал ведущую роль ощущений в сознании картины внешнего мира и возникновении таких психических процессов как память, внимание, мышление и т.д. Считал, что разум основывается на комплексе ощущений. И именно их перерабатывает, строя собственную картину внешнего мира. Вся психическая деятельность есть преобразованные ощущения. Душа имеет только одну первичную способность - способность ощущения, а все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.), и практические развиваются позднее на ее основе. Для доказательства использовал модель статуи. (Он предлагал наделить ее единственной способностью ощущать. При этом сначала возникает обоняние, затем вкус, слух, зрение, осязание. Через восприятие плотности возникает представление о внешнем мире, формируется сознание, затем самосознание и статуя оживает). Ощущения, которые повторяются становятся памятью. Разные ощущения вызывают сравнение, усмотрение их отношений превращается в суждение. Так же появляются и другие операции мышления. Внезапное появление нового ощущения вызывает внимание. Так появляются ведущие психические процессы. Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудовольствия, которые соотносятся с определенными действиями. Припоминание прежних впечатлений, связанных с удовольствием, превращается в потребность, которая начинает руководить поведением. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозначения своих потребностей, формируется сознание. Создал «Трактат об ощущениях»

Жульен Ламетри ( священник, врач, философ). Человек - это чувствующий мыслящий аппарат. Доказательство материальности души находил во время своих медицинских наблюдений за больными и фиксируя свои собственные ощущения во время болезни. Болезнь отнимает физические силы, понижая умственные способности. Следовательно мышление - это лишь результат деятельности нервной системы. Считал, что источником активности человека являются его потребности (он впервые ввел это понятие в психологию). Психическая деятельность детерминирована природой. Одним из первых начал исследовать внимание как отдельный психический процесс и указал на его специфику (не имея своего собственного продукта, внимание улучшает деятельность других когнитивных процессов). Свои взгляды изложил в книге «Естественная история души» в 1745г, в которой, используя выводы сравнительной анатомии, доказывал, что телесное подобие между людьми и животными свидетельствует о сходстве их психической деятельности. Книгу сожгли и автор вынужден был эмигрировать в Голландию где в 1748 г пишет книгу «Человек машина». Эту книгу тоже сожгли. Следующие книги: «Человек больше, чем машина», «Человек растение» и другие.

Расцвет творчества Пьера Кабаниса (врач) пришелся на французскую революцию. Был одним из первых основателей вульгарного материализма. Сознательные ощущения после отсечения головы невозможны, а движение тела носят рефлекторный характер. Первым сказал, что сознание – есть функция телесного органа: «Мысль такой же продукт мозга, как секреция для печени или поджелудочной железы».

В Германии на первый план выдвигался принцип активности сознания. Готфрид Вильгельм Лейбниц, опираясь на законы математики дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, отношению между духовным и телесным. Мироздание мыслил в виде грандиозного механизма, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил. Называл их монадами (от греч. - единое). Все субстанции наделены активностью и стремление человека к деятельности и познанию является врожденным. Выступал против отождествления психики и сознания. Расширил представление о психическом, так как в его сферу включил не только сознание, но и бессознательное. Впервые ввел термин «психология». Подверг критике взгляды Декарта о возможности воздействия души на тело.

В трудах Иммануила Канта «Критика чистого разума», «Метафизика морали» и других его работах понятие апперцептивной (спонтанной) активности (основа высших психических функций) соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала познания, видах знания. Распространив механическое понимание причин психической активности на процесс познания, Кант, исходя их законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия. Однако такие понятия, как время и пространство, не имеющие непосредственной связи с внешними воздействиями, оказывались вне этого закона. Это и привело Канта к мысли о существовании априорных знаний. Все познаваемое он разделял на «явления» (их можно познать) и «вещи в себе» (непознаваемые при помощи ощущений). Кант, как и все сенсуалисты, полагал, что нет иного пути к познанию, кроме опытного. Поскольку истинное познание явлений происходит при экспериментальном исследовании, Кант пришел к выводу, об ограниченности данных, которыми распологает психология. А психические факты, существующие в неповторимом потоке времени, нельзя подвести под строгие математические законы. Исходя из этого Кант пришел к выводу, что психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть наукой точной и достоверной. Считал что предназначение психологии - описание проявлений психической жизни, но не их объяснение. Такой подход к месту психологии в системе наук продолжался почти столетие. Он же стимулировал в XIX в. поиски объективных способов исследования психики, которые привели к появлению экспериментальной психологии, а также к ориентации на естествознание, имеющее статус точной науки.

 

 

Успехи нейрофизиологии в Х1Х веке:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.