Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поведение как отношение личности и ситуации.






В основе любого исследования лежит формула: поведение есть функция личности и ситуации. R=f (P, S)

* Поведение (R) должно рассматриваться на разных уровнях. Оно имеет физиологические компоненты (эндокринные, нейровегетатив, двигательные), свою структуру и результат.

Пример: вербальный ответ можно анализировать на уровне передачи фонем электрически и механически, а также на уровне природы фонем, грамматической структуры, значения и впечатления, произведенного на собеседника.

* Личность (Р) характеризуется существованием различных уровней интеграции: познавательных, аффективных, волевых, физиологических и морфологических аспектов индивидуума. Экспериментатор должен рассматривать все уровни и выбрать тот, на котором он будет работать.

* Ситуация (S) анализируется также на разных уровнях, включает в себя:

-физические стимулы, действующие на сенсорные рецепторы;

-особенности восприятия человека, которое зависит от объективных данных (особенности органов чувств) и от значения, которое придает ситуации испытуемый. Поэтому если ситуация эксперимента сложная, протокол эксперимента желательно дополнять постэкспериментальным интервью, ответы на которое позволяет обнаружить возможные различия в интерпретации ситуации.

 

Психологический эксперимент – это совместная деятельность экспериментатора и испытуемого. Личность экспериментатора влияет на ход исследования, на его отношения с испытуемым, на точность регистрации и на особенности интерпретации данных.

Типичные ошибки экспериментатора:

- обобщенное впечатление при игнорировании тонких различий;

- усредненная оценка наблюдаемого поведения;

- ошибка первого впечатления и т.д.

Методы контроля влияния Экспериментатора:

- автоматизация исследования

- метод Плацебо вслепую (Эр не знает, какая группа экспериментальная; работу ведет его ассистент);

- Несколько экспериментаторов и контрольных групп

- скрытая камера

- комната с односторонним видением

- экспериментатор в роли незаметного наблюдателя, работу выполняет его ассистент.

Присутствие Эр порождает артефакты в поведении испытуемого:

*эффект Плацебо

*эффект Хоторна (испытуемый ведет себя так, как от него ожидает Эр)

*эффект фасада (испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны)

*эффект аудитории или социальной фассилитации (присутствие внешнего наблюдателя изменяет поведение человека, выполняемого работу)

У испытуемых доминируют 2 мотива:

1. Мотив самопрезентации (стремление выглядеть в собственных глазах как можно лучше)

2. Мотив социального одобрения (стремление проявить себя лучшим образом тогда, когда Эр не может уличить во лжи испытуемого)

 

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие исследуемого объекта. Отвечает на вопросы как? Когда? Каким образом?

Эксперимент отвечает на вопрос почему?

Различия Наблюдения и Эксперимента:

степень ясности поставленного вопроса

- при наблюдении исследоватлеь не знает ответа, при Э вопрос становится гипотезой

2. точность регистрации действий испытуемого

- Н является менее строгой процедурой

Условия наблюдения:

случайное (в повседневной жизни психолога, может быть источником важных открытий, если совершается в профессиональной деятельности)

с истематическое (проводится по определенному плану. Может быть естественное, которое изучает поведение индивидов в условиях повседневной жизни, и клиническое, т.е. исследование всей личности; проводится в особо оборудованном помещении)

Наблюдение бывает:

* сплошное (фиксируются все особенности поведения)

* выборочное (фиксируются определенные параметры)

* внешнее (наблюдатель не входит в группу)

* включенное

Трудности наблюдения: это всегда восприятие, которое имеет свои законы и свои границы. Из множества раздражителей мы воспринимаем либо самые интенсивные, либо самые интересные для нас.

Запись наблюдения:

Наблюдению доступны только внешние действия, имеющие вербальную или двигательную основу. Чтобы наблюдение было объективным, а не просто впечатлением наблюдателя, необходимо соблюдать следующие правила:

Отказаться от преждевременных обобщений и выводов;

Запись наблюдения должны вести несколько человек одновременно и их записи должны совпасть;

Термины в протоколе записи должны быть не объяснительными, а описательными;

Предварительное исследование должно определить сферу наблюдений и перечень действий, которые будут регистрироваться.

Способы регистрации:

*фиксация наличия или отсутствия в каждый момент времени какого-либо действия;

*при более точном анализе оцениваются интенсивность или продолжительность действий, выбирается шкала оценок из 3-5-7 делений интенсивности. Более точная регистрация проводится с использованием меток на графической шкале.

*особые карты наблюдения.

 

Долгое время психологи считали, что познать психику можно только путем интроспекции. Однако в начале XIX века стали критиковать результаты самонаблюдения, т.к.: самонаблюдение за психическими процессами приводило к их искажению или вообще к прекращению; описывался не сам процесс, а воспоминания о нем.

Материалами самонаблюдения считаются:

- личные документы (автобиография, письма, записи самоанализа)

- ответу на анкету, которую составил исследователь (в этом случае не наблюдают поведения, а обращаются к опыту испытуемого)

Искажения ответов носят познавательный и мотивационный характер.

Познавательные искажения связаны с незнанием собственной личности и возникают по следующим причинам:

- низкий интеллект и культурный уровень

- отсутствие навыков интроспекции

- влияние оценочных суждений на поведение изучаемой анкеты, т.е. влияние того, что в обществе принято считать плохим или хорошим.

Мотивация испытуемых служит источником сознательных и бессознательных искажений ответов, либо в сторону социальной желательности, либо подчеркивания своих дефектов. Для выявления скрытого содержания ответа разработаны шкалы искренности и лжи.

Наблюдатель во время беседы ассистента ведет протокол, куда записываются сначала все то, что он видит, а потом выделяет индивидуальные признаки поведения.

 

Гипотеза – теоретическое предположение о существовании явления, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В гипотезе исследователь представляет себе возможную зависимость между двумя фактами.

В методологии науки различают:

1. теоретические гипотезы, входящие в структуры теорий в качестве основных частей, служащие для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов.

2. эмпирические гипотезы длятся на:

* индуктивные (возникают из наблюдений за фактами и формулируются для данного случая)

* дедуктивны е (выводятся из уже известных законов или теорий, которые они обобщают).

По содержанию различают гипотезы:

- о наличии явления

- о наличии связей между явлениями (проверяются в ходе корреляционного исследования)

- о наличии причинной связи между явлениями А и Б (собственно экспериментальные исследования)

Исследователи различают:

- научные гипотезы (формулируются как предполагаемое решение проблемы0

- статистические (утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. В эксперименте их количество сводится к двум основным: основной и альтернативной

Н1 – гипотеза о различии

Н2 – гипотеза о сходстве

Основные признаки правильной гипотезы:

гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, т.е. логичной.

гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания, т.е. быть правдоподобной. Гипотеза никогда не противоречит полученным научным образом результатам.

Гипотеза должны быт доступна проверке, т.е. верифицируемой.

Сложности:

а) хотя гипотеза имеет всеобщее значение, она может быть проверена лишь на частных случаях, поэтому необходима постановка новых экспериментов разными исследователями для приближения к полной проверке;

б) проверка гипотезы не всегда может быть прямая. Часто она лишь косвенная.

в) гипотеза проверяется всегда частично, ее достоверность выражается статистическими критериями. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

 

ИЗМЕРЕНИЕ - процедура присвоения символов наблюдаемым объектам в соответствии с некоторым правилом. Символы могут быть просто метками, представляющими классы или категории объектов в популяции, или числами, характеризующими степень выраженности у объекта измеряемого свойства. Символы-метки могут также представлять собой числа, но при этом не обязательно нести в себе характерную " числовую" информацию. Целью И. является получение формальной модели, исследование которой могло бы, в определенном смысле, заменить исследование самого объекта. Как всякое построение, И. приводят к потере части информации об объекте и/или ее искажению, иногда значительному. Потеря и искажение информации приводит к возникновению ошибок И., величина которых зависит от точности измерительного инструмента, условий, при которых производится И., квалификации наблюдателя.

Различают четыре основных типа измерительных шкал, получившие следующие названия: шкала наименований, шкала порядка, интервальная шкала и шкала отношений. Шкала наименований или номинальная шкала используется только для обозначения принадлежности объекта к одному из нескольких непересекающихся классов. Приписываемые объектам символы, которые могут быть цифрами, буквами, словами или некоторыми специальными символами, представляют собой только метки соответствующих классов. Характерной особенностью номинальной шкалы является принципиальная невозможность упорядочить классы по измеряемому признаку - к ним нельзя прилагать суждения типа " больше - меньше", " лучше - хуже", и т.п. Примерами номинальных шкал являются: пол и национальность, специальность по образованию, марка сигарет, предпочитаемый цвет.

Шкалы порядка позволяют не только разбивать объекты на классы, но и упорядочивать классы по возрастанию (убыванию) изучаемого признака: об объектах, отнесенных к одному из классов, известно но только то, что они тождественны друг другу, но также, что они обладают измеряемым свойством в большей или меньшей степени, чем объекты из других классов. Но при этом порядковые шкалы не могут ответить на вопрос, на сколько (во сколько раз) это свойство выражено сильнее у объектов из одного класса, чем у объектов из другого класса. Примерами шкал порядка могут служить уровень образования, военные и академические звания, тип поселения (большой - средний - малый город - село), некоторые естественно-научные шкалы (твердость минералов, сила шторма).. Упорядоченные классы достаточно часто нумеруют в порядке возрастания (убывания) измеряемого признака. Однако в силу того, что различия в значении признака точному И. не поддаются, к шкалам порядка, также как к номинальным шкалам, действия арифметики не применяют. Исключение составляют оценочные шкалы, при использовании которых объект получает (или сам выставляет) оценки, исходя из определенного числа баллов.

Шкалы интервалов и отношений имеют общее свойство, отличающее их от качественных шкал: они предполагают не только определенный порядок между объектами или их классами, но и наличие некоторой единицы И., позволяющей определять, на сколько значение признака у одного объекта больше или меньше, чем у другого. Другими словами, на обеих количественных шкалах, помимо отношений тождества и порядка, определено отношение разности, к ним можно применять арифметические действия сложения и вычитания. Естественно, что символы, приписываемые объектам в соответствии с количественными измерительными шкалами, могут быть только числами. Основное различие между этими двумя шкалами состоит в том, что шкала отношений имеет абсолютный нуль, не зависящий от произвола наблюдателя и соответствующий полному отсутствию измеряемого признака, а на шкале интервалов нуль устанавливается произвольно или в соответствии с некоторыми условными договоренностями. Примерами шкалы интервалов являются календарное время, температурные шкалы Цельсия и Фаренгейта. Шкала оценок с заданным количеством баллов часто рассматривается как интервальная в предположении, что минимальное и максимальное положения на шкале соответствуют некоторым крайним оценкам или позициям, и интервалы между баллами шкалы имеют одинаковую длину. К шкалам отношений относится абсолютное большинство измерительных шкал, применяемых в науке, технике и быту: рост и вес, возраст, расстояние, сила тока, время (длительность промежутка между двумя событиями), температура по Кельвину (абсолютный нуль). Шкала отношений является единственной шкалой, на которой определено отношение отношения, то есть разрешены арифметические действия умножения и деления и, следовательно, возможен ответ на вопрос, во сколько раз одно значение больше или меньше другого.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.