Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бихевиоризм и физиология






 

Основные положения бихевиоризма:

1. В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, так как именно эти явления могут быть изучены объективно опытным путем через наблюдение;

2. Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека;

3. Поведение и животных, и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (К) в ответ на внешние воздействия - стимулы (5), действует схема стимул - реакция (S> R);

4. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула. можно предсказать реакцию, или поведение;

5. Все реакции человека имеют либо приобретенную, внешнюю природу и называются условными рефлексами, либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и называется безусловными рефлексами;

6. Поведение является результатом обучения, когда удачные реакции в результате многократного повторения автоматизируются и закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит формирование навыков через формирование условного рефлекса;

7. Высшие психические функции, например речь и мышление, также являются навыками;

8. Механизмом удержания навыков является память;

9. Развитие психики происходит прижизненно и зависит от окружающей среды и ее стимулов - социального окружения, условий жизни и т. п.;

10. Отсутствует периодизация возрастного развития: нет общих для всех закономерностей, определяющих развитие ребенка на каждом возрастном этапе;

11. Эмоции есть результат реакции организма на негативные или позитивные стимулы внешней среды.

Недостатком бихевиоризма явилось лишение человека высших психических функций (сознания). Задачей стало установление отношений между стимулами и ответной реакцией организма. Бихевиористы не заботились о физиологическом объяснении закономерностей поведения, считая, что можно обойтись без знания нервных процессов. Бихевиоризм как течение в психологии явился протестом против психологии сознания. Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим психологическим направлением в Америке, бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние как на американские психологические и психотерапевтические школы, так и на всю науку психологию в целом. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии

 

 

Стремление экспериментальной психологии к единству при разнообразии проблем.

 

 

В 30-е годы ЭП была представлена разрозненными направлениями в Европе и Америке. К началу 40-х такие разные направления как бихевиоризм и гештальтпсихология стремятся к объединению. Причина заключается в том, что Европейские ученые оказались в США из-за фашизма. В Америке гештальтисты встретили сопротивление, так как использовали словесный отчет и классическую терминологию, однако они были отличными экспериментаторами. Большую роль сыграл в этом Курт Левин. Физическая теория поля привела К.Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля (годологическое пространство). Оно заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение чел в конкретной ситуации. Годологическое пространство формируется личностными потребностями чел во взаимодействии с его психологическим окружением. Левин математическую модель для описания своего теоретического представления психологических процессов. Из геометрии воспользовался разделом топологии. На своих топологических картах изображал векторы, указывающие направление движения чел к цели. Ввел (+) и (-) значения валентности. Высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. При нарушении равновесия возникает напряжение отношений. Поведение - это чередование циклов возникновения напряжения и последующего действия по его снятию. В этом главный смысл его концепции мотивации (эффект Зейгарник). Кроме того изучал вопросы социальной психологии. Ввел понятие групповой динамики. Группа формирует социальное поле группы. Групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля. Изучал разные стили руководства (авторитарного, демократического и невмешательства) и их влияние на производительность труда. Был сделан вывод о превосходстве групп с демократическими лидерами, над группами с авторитарными лидерами. Таким образом основал экспериментальную социальную психологию.

Сложнее происходила ассимиляция идей психоанализа с бихевиоризмом. Считают, что причиной был эзотеризм учения З.Фрейда, (совокупность знаний закрытых от непосвященных, принадлежащих узкому кругу лиц и передаваемых в личном опыте ищущего к ищущему, от ученика к ученику, касаются тайн мироустройства и судеб человеческой души, внерациональны по форме своего существования). Идеи Фрейда вызвали создание проективных методов, изучения импринтинга (запечатления) у детей (до 6 лет) и роли сновидений в организации поведения.

Сейчас роль К.Левина и З.Фрейда общепризнанна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.