Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и методы истории психологии






В отличие от предмета психологии в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах развития науки. Психология изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались. История психологии изучает деятельность людей, занятых познанием психического мира.

^ Предметом истории психологии являются закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. История психологии выступает как история научно-психологической мысли.

Задачи:

 

1.
Изучение закономерностей смены строя (стиля) мышления.

2.
Раскрыть взаимосвязи психологии с другими науками. Огромное влияние на психологию оказывает развитие естествознания и медицины. В работах многих психологов отчетливо просматриваются связи с этнографией, социологией, теорией культуры, математикой, логикой, биологией, философией. М.Планк: «Наука едина».

3.
Изучение социокультурного влияния, идеологии на научную мысль. Изучение взаимоотношений между общественными запросами и научным творчеством.

4.
Изучение творческой личности ученого, его переживаний, споров, интеллектуальных радостей и поражений.

 

Методы, используемые в историко-психологических исследованиях, отличаются от методов общей психологии. Здесь нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологии – ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом.

Поэтому ученые разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин – науковедения, истории, социологии.

^ Историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период.

^ Историко-функциональный метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей.

Биографический метод позволяет выявить возможные причины и условия формирования научных взглядов ученого.

^ Метод систематизации психологических высказываний.

Методы категориального анализа, введенные историком науки М.Блоком, разрабатываемые М.Г.Ярошевским. Он предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы.

Источниками для истории психологии служат труды ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.
^ 2. Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

1 – донаучный период заканчивается в YII-YI вв. до н.э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Конкретного раскрытия содержания и функций души не было. Не существовало и методов исследования души.

^ 2 – научный (философский) период начинается на рубеже YII-YI вв до н.э. и заканчивается концом XYIII - началом XIX вв. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он условно называется философским периодом. Завершается он появлением первой психологической школы (ассоцианизм) и определением собственно психологической терминологии, отличной от философской. Этот период неоднороден, и на протяжении более чем 20 веков психология претерпела существенные изменения. В научном периоде выделяют три самостоятельных этапа развития психологии:

 


  • эпоха античной психологии YII в. до н.э. – III в н.э. Душа понималась как первооснова тела, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. Главной функцией души считалось придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание. Основными достижениями этапа является определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека.

  • эпоха Средневековья IY – XY вв н.э. Душа была предметом изучения прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологии не изменился, фактически исследования сместились на изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Этот этап характеризуется появлением собственно психологического метода – интроспекции. К основным достижениям можно отнести развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс. Регулятивная функция души, волевое поведение, логическое мышление не изучались, так как считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

  • эпоха Возрождения и Нового времени XY – XYII вв. Психология избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась стать объективной, рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Но отказаться полностью от богословского понимания души было невозможно. Поэтому психология меняет свой предмет, становится наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Основным методом исследования в это время была интроспекция и частично логика. Основными достижениями являются: развитие рационалистического подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, попыткой введения в предмет психологии бессознательного.


^ 3 – ассоцианистическая психология конец XYIII середина XIX вв. Предметом психологии стали познавательные процессы. Поведение, эмоции, личность и ее развитие не вошли в предмет. Такое ограничение на первых порах имело и положительное значение, т.к. давало психологии возможность избавиться от сакральности, стать экспериментальной наукой. Это позволило ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развития психологии, поэтому к середине XIX в. он был пересмотрен. Методами исследования этого периода является интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук (метод проб и ошибок). Главные достижения – появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.

^ 4 – экспериментальная психология середина XIX начало XX в. Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментальной наукой.

Предметом психологии включал в себя элементы психики, отождествляемой с сознанием, их связи и законы. Методами исследования были: экспериментальный метод, интроспекция и анализ результатов творческой деятельности, как человека, так и народа в целом, первые тесты.

Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале XX в. Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы этого периода (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Начался новый этап психологии:

^ 5 – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10 - 30-е годы ХХ в. В каждой школе был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данной школой под психикой.

- глубинная психология - глубинные структуры психики, метод – психоанализ и проективные методики;

 


  • бихевиоризм - поведение, метод – экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией;

  • гештальтпсихология - структуры психики, метод – исследование познавательных процессов и потребностей;

  • советская психология - высшие психические функции, инструментальный метод


Основными достижениями считаются появление первых концепций личности, теорий сознания, теорий научения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности.

^ 6 – дальнейшее развитие психологических школ 40 – 60-е годы ХХ в. Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления: гуманистическая, экзистенциальная (предмет – внутренняя сущность личности); генетическая и когнитивная (предмет – познавательные процессы, развитие интеллекта и этапы переработки информации). Методами исследования можно считать опросники, новые экспериментальные методы изучения интеллекта. Главными достижениями является дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий. Т.о. можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития:

Современная психология 60-е годы – начало ХХ1 в.Предмет психологии сейчас развивается в рамках отдельных психологических школ. Совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики. Этап характеризуется появлением тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ. ^ 3. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии

На развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов.

 

1.
Логика развития психологических знаний. Этот фактор связан с изменением предмета психологии, с влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению.

2.
^ Социальная ситуация развития науки. Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ, или затрудняют его. Одни авторы запрещаются их труды уничтожаются, другие выполняют общественный заказ (Платон скупал сочинения Демокрита).


С социальной ситуацией связано появление в XYIII в. первой теории способностей, анализирующей роль биологических и социальных факторов в их происхождении и развитии. Концепция способностей, сформулированная Гельвецием, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвещения: все люди рождаются равными, а разница в их социальном положении и реальных достижениях в жизни вязана с разным обучением, разным уровнем просвещения. Неудивительно, что на этом фоне появляется психологическая теория, которая доказывает, что врожденных способностей нет, а их формирование происходит в процессе обучения.

После Первой мировой войны, показавшей, каким антирациональным и жестоким может быть человек, получили более широкое распространение взгляды З.Фрейда, которые до этого времени рассматривались, в основном, в русле клинической психологии.

 

3.
^ Особенности личности ученого. Фактор включает в себя ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к научной школе и т.д.


Препятствием на пути создания новой теории может стать недостаток упорства и уверенности в себе. Так, авторитарность и нетерпимость Фрейда явились причиной его конфликта с последователями, отхода от него и его теории даже близких учеников. Но в то же время именно эти качества во многом позволили ему создать эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой критики и неприятия со стороны многих психологов.

Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути. Однако мнение авторитетов может стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность.

Анализ личности ученого, его биографии дает возможность понять, каким образом происходит выбор научных задач, как он ведет борьбу за свои убеждения, сможет ли противостоять общественному мнению и просто бытовым неурядицам. Этот фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельности, а иногда и душевной драмы ученого.

Однако, несмотря на важность социальной ситуации и личности ученого, ведущим фактором все же является логика развития психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием принципов психологии, изменением ее предмета и методов исследования психики.
Кроме изменения предмета, изменялись и основные принципы психологии, и ее связи с другими науками. Начиная с 7-6 вв. до н.э. она была ориентирована на философию, и именно философия влияла на психологию и проблемы, которые перед ней стояли.

Многое связывало в то время психологию также с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Уже Пифагор показал значение математики для психологии. Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. Лейбниц стремился раскрыть первоэлементы психики, «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.

Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, биолог по образованию, одними из первых связали психологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период Средневековья в исследованиях многих арабских мыслителей Ибн Сины (Авицена), Ибн аль-Хасайма и др.

С середины 19 века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована на биологические, естественные науки вследствие влияния открытий Ч.Дарвина.

Начиная с периода Просвещения проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.

Изменение связей психологии с другими науками привело к бесплодным вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией - биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы – у философии.

Выделяют три важнейших методологических принципа психологии: детерминизма, системности и развития.

^ Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.

Принцип детерминизма претерпевал изменения в ходе истории. В античности Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий закон, Логос, который определяет, что должно произойти с человека, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что «люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять».

Платон и Аристотель ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели.

Позднее в 17 в. Декарт ввел понятие механистического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. Так появилась идея о механической объяснении поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механистический детерминизм просуществовал почти 200 лет.

С появлением теории эволюции возник принцип биологического детерминизма. В рамках этой теории развитие психики определяется адаптацией к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет.

^ Психологический детерминизм основан на идее, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет ее стремление к самореализации. Психологический детерминизм предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей человека.

^ Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая, благодаря этому, новые свойства.

Первые исследования связей, существующих между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств. По законам ассоциаций эти элементы связаны между собой. Этот вид связи назывался элементаризм.

Позднее психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрение, обучение и т.д.). Этот вид связи назывался функциональный подход. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, например плохое зрение, компенсируется развитием тактильных или слуховых ощущений.

Это объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные функции которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможны саморегуляция и компенсация.

^ Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения – исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.

Согласно этому принципу, существует два вида развития – филогенетическое и онтогенетическое, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное сходство. Теория, которая устанавливала жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Выделяют также и различные стороны психического развития: развитие личности, развитие интеллекта, социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности.

Кроме принципов на развитие психологии влияет формирование ее категориального строя, т.е. тех постоянных проблем (инвариант), которые составляют предмет и содержание психологии.

В настоящее время выделяют несколько категорий, которые являлись основой психологической науки на протяжении почти всей ее истории. Это мотив, образ, деятельность, личность, общение, переживание.

Уже в античности ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека. В современной науке «образ Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета многие ученые рассматривали как сигнал, на основе которого зарождается рефлекс. Образ как основа восприятия стал ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Существенное значение имеет в психологии и категория мотив. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, пытались найти причину, которая побуждает человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, лежащие в основе поведения. Мотивы были материальные – движущиеся атомы, «животные духи», и нематериальные. Так Платон говорил о страстной и вожделеющей душах, которые служат носителями мотива. Сейчас понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стало ведущей категорией практически всех психологических школ.

С мотивом тесно связана другая категория – переживание, эмоциональный отклик человека на явления внешнего мира, свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение. Важность эмоций и переживаний не только в регуляции активности, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельность, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и внутренняя, мыслительная деятельность. В современной психологии существует несколько школ, для которых категория деятельности – ведущая. Это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест.

Мысль о том, что человек – существо социальное, т.е. не может существовать вне общения с другими, была высказана еще Аристотелем. С течением времени психология получала все больше данных о важнейшей роли других людей в развитии психики, формировании представлений о себе и мире. В возрастной психологии огромная роль взрослого и отношений взрослый-ребенок является одной из аксиом, указывающей на то, что развитие ребенка не может осуществляться в изоляции. С появлением социальной психологии началось серьезное изучение общения взрослых друг с другом, что позволило выделить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную), его структуру и динамику.

Категория личность появилась в психологии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека ставились еще в античности. В то время понятия личность и человек рассматривались как тождественные, не существовало и современных понятий личность, индивид и индивидуальность. С появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ее в современной психологии.

Большое влияние на развитие психологии оказал переход к решению ключевых проблем психологии, изучающих природу психического, взаимоотношения психического и физического, телесного и духовного в психике. При этом на первый план выходили либо общие проблемы (соотношение психического и физического – психофизическая проблема), либо более частные, связанные с исследованием связи организма, тела с психикой – психофизиологическая проблема.

Постановка проблемы и подходы к ее решению были связаны с вопросами о роли и месте человека в мире. В античной психологии человека рассматривался как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей, подчинялся тем же законам, что и все живое и неживое в природе, а психические законы были отражением физических.

Декарт доказывал, что существует два первоначала, две разные субстанции, первоосновы психического и физического: для души и для тела. Этот подход назывался дуализм. Поскольку процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, в психологии появилось понятие психофизического параллелизма.

Работы Сеченова, Павлова, Ухтомского и др. ученых дали возможность не только лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического. Тем не менее, остается еще много вопросов, которые совместными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков предстоит решить, чтобы дать более полные ответы на психофизическую и психофизиологическую проблемы.

Doc






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.