Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Врач – больной.






Итак, нам необходимо рассмотреть отношения врач-больной, которые не являются равными между собой.

Нормальное состояние человека – состояние здоровья. Здоровье – соответствующее расположение духа и состояние тела, при котором есть возможность выбора занятий, пищи, увлечений и т.д. Когда человек теряет состояние здоровья – он заболевает, а точнее наоборот: когда он заболевает – он теряет состояние здоровья. При это возможны 3 варианта: человек остается больным, не обращаясь к врачу, Он обращается к врачу за помощью либо умирает, не успев обратиться к врачу, либо помощь последнего его не спасла. Мы рассмотрим вариант, в котором больной всё же обращается к врачу за помощью. Следует отметить, что человек обычно заболевает не по своей воле(случайно, либо не было другого выхода), но бывает и так, что человек сам заболевает с целью обращения к врачу (синдром Мюнхгаузена – психическое расстройство). Но также мы будем опираться на первый вариант.

Понятие больной и врач тесно связаны между собой – если бы люди не болели, профессия врача никогда бы не появилась.

Также нельзя не отметить некое преимущество врача над своим больным. Он точно знает (по крайней мере, должен знать), что с больным и как его стоит лечить, а больной в свою очередь должен подчиниться воле врача для скорейшего выздоровления.

Здесь просматривается несколько видов диалектических переходов. Во-первых, врач сам может стать больным для другого врача в случае болезни. Во-вторых, при должном выполнении всех предписаний врача больной вскоре выздоровеет и перестанет быть больным и их связь нарушится или вовсе исчезнет. Но если он будет нарушать их, он может либо умереть, либо обратиться к другому врачу, в обоих случаях их отношения также закончатся как отношения врач-больной.

 

Возьмем как пример отношения «врач – больной».

Итак, естественное состояние человека – это здоровье, по крайней мере, возможность не обращать особого внимания на свое тело. Надо отметить что, само по себе это состояние временно, и рано или поздно тело нуждается в помощи, причем со стороны другого человека. Первоначально позицию этого другого человека занимает даже не специалист, то есть тот, кто знает, а просто тот, кто соглашается это место занять. Когда человек делает выбор обратиться за помощью к другому в отношении собственного тела он уже становится в определенную позицию. Это позиция претерпевающего, собственно «пациент» и означает в переводе «терпящий», «терпеливый». При этом как мы можем заметить, любой человек может занять эту позицию. Хотя не каждый готов это сделать, так как при этом он передоверяет какую-то часть своей жизни другому. Врач как позиция таким образом возникает в момент, когда кто-то делается пациентом. Врача создает пациент. Но это только первоначальный момент. Та власть, которая возникает из вынужденности (а пациентом мы становимся хоть и сами, но принужденные «объективными требованиями» - больным телом, нуждающимся в помощи извне) довольно быстро провоцирует попытки пациента либо избавиться от нее, убежать, либо захватить эту власть, управлять врачом. В этом смысле есть частичный переход позиций, т.к. врач, вынужденный выслушивать глупые придирки, жалобы, страдания и прочее – тоже «терпящий». Врач со своей стороны накапливает знания и умения, заставляющие идти людей к нему, то есть усиливает так свою власть. Пациенты всячески пытаются избегать это власти, иногда даже себе во вред.

В этих отношениях есть несколько диалектических переходов.

Самый простой – это то, что врач может сам оказаться пациентом. Как и любой человек он может заболеть. Самое интересное, что если одни врачи делают это спокойно и сознательно, то другие начинают вести себя как типичные «глупые» пациенты – воевать с врачом, спорить, не выполнять его требования, подозревать его в некомпентентности.

Второй вид диалектики заключается в том, что чем сильнее выражена власть врача и чем послушнее пациент, тем короче эта власть, потому что пациент выздоровеет и перестанет им быть. И наоборот, попытка пациента оспорить власть врача даст только осложнение общения между ними, что даже психологически будет влиять на увеличения срока болезни.

Третий случай диалектики в этих отношениях наиболее редок и все-таки случается: это собственно прямая смена ролей, когда в процессе лечения вдруг пациент становится врачом, а врач – пациентом. Я лично наблюдала это в больнице, когда одна пациентка настолько убедила своего терапевта в действенности советов какого-то целителя, что он записал рецепт для своей болящей спины или чего-то еще.

Я рассмотрю такоеасимметричное общественное отношение, как отношения «врач - больной».

Итак, врач и больной, с одной стороны, диаметрально противоположные субъекты, но с другой – врач реализует свою сущность в больном, а тот, в свою очередь, проявляется в таком субъекте, как врач. Это взаимоотношение субъектов имеет диалектический характер. Так, врач выступает в качестве самостоятельно субъекта, но в то же время «он вместе с тем существует как опосредствование или для-себя-бытие, которое есть для себя только благодаря некоторому другому < в данном случае - больного>». Это значит, что человек может реализовать свой потенциал как врача только через больного, в результате, можно придти к выводу о том, что и врач зависит от больного.

Теперь рассмотрим больного, то на первых взгляд, кажется, что он полностью зависим от врача. Во-первых, чтобы какой- либо человек стал по отношению к больному врачом необходим «момент признавания, состоящий в том, что другое сознание< то есть больной> снимает себя как для-себя-бытие и этим само делает то, что первое сознание делает по отношению к нему». Это значит, что больной доверяет свой лечение врачу, и тем самым снимает с себя ответственность.

Во-вторых, «делание второго < то есть больного> сознания есть собственное делание первого< то есть врача>; для последнего только для-себя-бытие есть сущность». Это значит, что больной точно следует указаниям врача, и поэтому его действия лишены самостоятельности.

Итак, можно сделать вывод о том, что «сущность < врача> есть обратное тому, чем оно хочет быть, так, пожалуй, и сущность < больного> в своем осуществлении становится скорее противоположностью тому, что оно есть непосредственно». Это значит, что больной может существовать вне данных ассиметричных общественных отношениях, а вот врач – более зависим от больного, поскольку врач свою сущность вне больного реализовать не может.

 

Задание 2. «Врач – больной»

В противостоянии двух людей возникает ситуация, когда каждый стремится, чтобы другой признал его «господином» ситуации. В этой борьбе один подчиняется другому.

Так и в случае врач-больной. Врач является врачом только потому, что и он сам и больной признают это. Есть субъект – человек, есть объект – болезнь. И здесь больной находится ближе к объекту, он имеет непосредственную с ним связь, знает больше о своих симптомах, Тогда как врач опосредовано имеет связь с объектом.

Сознание врача зависит от сознания больного, поскольку не может сделать заключение не проведя обследования. Поэтому врач не способен полностью реализовать свое сознание, хотя больной более зависим (именно ему необходим врач, а не наоборот) и он видит «сознание» врача, так как именно оно скажет, что нужно делать. У больного не остается выбора, ему необходимо следовать указаниям. Самосознание больного находит значение в непосредственной связи с объектом, но признает подчинение врачу.

Выбранное ассиметричное отношение: «врач - больной».

Врач без больного – это уже учёный. Любой врач существует только потому что есть больной. Больной - самостоятельное «бытие», он не находится во взаимосвязи с врачом, но его существование не опосредованно им. Сознание больного лишь подразумевает наличие того, кто это сознание будет «лечить». При рассмотрении вопроса о том, кто более необходим, то ответ очевиден – врачу больной. Никакой врач не мыслит себя без больного. Зачастую внешне мы можем наблюдать другую картину, люди бегут в больницы в поисках врачей подороже, с репутацией поотменнее. Болезнь может быть незваной, а может быть и ожидаемой. Настоящие врачи существуют, и вообще имеют единственную возможность к своему существованию, только за счёт больных с болезнью нежданной. Только в этом случае они могут реализоваться, и как врачи, и как личности. Почему как личности? На мой взгляд, ты либо врач, либо не врач. Третьего не дано. Так вот я не врач. Далеко не все, кто окончил медицинский университет, например как мой отец, врачи. Моя мама – Врач. Она одержима своей работой. Но мы не приходим в этот мир будь-то с сознанием врача или ещё кого-нибудь, изначально у нас вообще нет сознания, оно формируется в процессе жизнедеятельности, реализации личности. Врач же осознает себя только при наличии больного, таким образом, сознание врача можно назвать сознанием врача, только если оно взаимодействует с сознанием больного. Врач не может быть в прошлом или будущем, если он и есть то, только в настоящем. Неизбежный исход реальности врача в отречении. Рано или поздно ему придется отречься от больного. Больной же изначально находится в состоянии отрешенности и отказа по отношению к врачу. С какими бы надеждами и уважением он не шел к нему на прием, внутренне он отдал бы всё, чтобы не видеть этого человека. Болезнь есть сгусток негативных эмоций, болезненное сознание не требует себе другого сознания для осознания самоё себя. Выходит быть врачом, значит быть вампиром, только не том традиционном понимании этого термина, как нечто спутанное с нечистой силой, ровным счётом наоборот, врач через сознание больное изначально бессознательное сознание формирует сознание собственное, под средством властного вмешательства (изначально больной настроен против этого вмешательства как такового). Почему сознание больного бессознательно и не сформировано? Потому что, во-первых, он не владеет информацией об объекте, в данном случае, болезни, её необходимо рассматривать не иначе как объект в объекте, инородный по своей природе; во-вторых, больной никогда абсолютно не осознает, природу своей болезни, её инородность помешает сделать ему это.

Врач приходит к отвержению, к отречению, больной же, наоборот, в итоге приходит к тому, что принимает свой недуг. Выходит, если сначала всё строится по схеме: врач – принимает, больной – отдает, то по исходу, врач – отказывается, но не отдает, в его сознание, сформированное не входит по априори умение отдавать, больной же принимает. Происходит не замена ролей, а крах всей цепочки, так как звена «врач» в ней уже не существует.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.