Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родители – дети».






Два человека всегда борются между собой за превосходство и лидерство, но в данной ситуации победа очевидна, так как у одного больше возможностей.

Так в моем случаи, родители «господствуют» над детьми, так как ребенок понимает, что без родителей он ничего еще не может, и что родители старше и мудрее и могут помочь ему решить свои проблемы. Конечно ребенок является субъектом, а его чувства и переживания – это объект. Ребенок лучше знает и чувствует свои переживания. А родитель, его понимание полностью зависит от ребенка, от того что он рассказывает. Из этого следует, что родитель не может выполнять свои функции по воспитанию качественно. Если ребенок ему в этом не помогает. Ребенок осознает, что он должен подчинятся родителям, и что они помогу ему, поэтому он признает их «господство».

 

Отношения родителей и детей испокон веков считаются одними из самых сложных и запутанных. Причём на эту проблему можно смотреть с разных ракурсов: первое - как на проблему, связанную с возрастными подоплёками (так называемая проблема «отцов и детей»); второе – как на проблему непонимания в силу разного социального статуса, то есть общепринятой тенденции рассматривать родителя как господина по отношению к ребёнку. С последней точки зрения можно говорить о том, что отношения «родители-дети» являются ассиметричными общественными отношениями. Чем это можно объяснить?

В быту довольно подавляющего числа семей существуют такие понятия как «глава семейства» или «старший в доме» априори обозначающие некую иерархичность повседневной семейной жизни. В этой связи зачастую родителей принято рассматривать как людей прочно стоящих над собственными детьми. Как на людей, которые пытаются не только оберегать ребёнка или предостерегать его от опасностей, но и в этой связи прочно установить своё господство, главенствующую роль в жизни ещё «зелёного» во многих жизненных вопросах человечка. В этой убеждённости родителя есть определённая доля истины, ибо ребёнок, как человек глубоко несамостоятельный до определённого момента в силу не только моральных, но и физических, так сказать биологических, способностей не может рассматриваться как самостоятельная и самодостаточная общественная единица. Это даёт родителям право подчинять детей собственным законам и правилам жизни. В этой связи ребёнка можно сравнить с пластилином, из которого родитель до определённого момента лепит угодное ему, часто себе подобное существо. Получается, что многое из того, что делает ребёнок - есть на самом деле деяния самого родителя, косвенно выраженные не только в поступках, но и в мыслях ребёнка, которые являются производными от мыслей родителя. С этой точки зрения можно уверенно говорить о том, что отношения «родители-дети» возможно соотнести с отношениями «господин-раб», ибо ребёнок для родителя навсегда остаётся себе подобным, отражением себя самого, так сказать продуктом собственного производства. Отсюда следует, прежде всего, что родитель всегда позиционирует себя господствующим над собственным чадом, ведь это именно его произведение, плод его упорной работы, стремлений и желаний.

Однако подобного рода ситуация длится как правило до определённого момента, пока ребёнок не достигает сознательного возраста. После того, как из маленького, неопытного и беспомощного человечка вырастает вполне себе самодостаточная личность в моральном, а позже и в материальном плане, ситуация для самого ребёнка в корне меняется. Тогда он начинает самостоятельно принимать решения и понимает, что может жить и развиваться без наставлений и прежней родительской опеки. Однако даже в этом случае, родитель не перестаёт думать, что его ребёнок недостаточно опытен и не может обойтись без его руководства.

Не стоит списывать со счетов и тот факт, что, безусловно, в каждой отдельно взятой семье весь вышеизложенный процесс протекает по-своему. В одних семьях главенствующая роль родителей испокон веков рассматривается как что-то само собой разумеющееся, соответственно, в сознании ребёнка формируется представление о том, что подчиняться воле родителя его обязанность. В других семьях устанавливаются более либеральные порядки, и дети, оказываясь более строптивыми, достаточно рано начинают позиционировать себя самодостаточными и независимыми.

Спорить о роли родителя в жизни ребёнка можно бесконечно, рассматривая эту проблему с самых разных сторон (как родителя, так и ребёнка, например) и ракурсов. Однако в этой ситуации только сама жизнь может расставить всё на свои места, только сам став родителем ребёнок, может почувствовать и понять всю глубину желаний и стремлений родителя.

Ассиметричное общественное отношение «родители – дети».

 

Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад. Но, в принципе, проблему ничуть не изменились и остались прежними. Дети во многом являются для родителей отражением и продолжением. В чем-то оно им очень нравится, принимается и любится, а в чем-то может вызывать напряжение, беспокойство, а иногда раздражение и даже гнев. Психология родителей такова, что стереотипы отношений «ребенок – отец» или «ребенок – мать» пришли из детства самих родителей. Очень трудно гармонизировать отношения с ребенком, не осмыслив их перед началом. Часто случается так, что у детей и родителей существуют совершенно противоположные мнения на счет их взаимоотношений.

Многие родители, само собой, хотят иметь влияние на своих детей, иметь авторитет, чтобы дети беспрекословно подчинялись им и слушались. Методы воспитания у всех, конечно, разные. Кто-то предпочитает демократический метод воспитания, кто-то авторитарный, а есть и те, которые придерживаются золотой середины. Приведем наглядный пример, когда родители строят взаимоотношения с детьми по принципу полного равенства и дружбы. От таких родителей нередко можно услышать: «Мы и наши дети – настоящие друзья. Мы не хотим, чтобы они нас боялись или вели себя как младенцы». Но если присмотреться внимательнее, то получится, что в такой семье дружба заканчивается на словах, а дальше начинается суровая реальность. Так ведут себя родители, которые в детстве были обделены вниманием своих родителей, и, следовательно, хотят перенести эту дружбу на собственных детей, считая, что помогут и себе, и детям. Конечно, во взаимоотношениях между родителями и детьми должна присутствовать дружба, но обязательно надо помнить, что дружба – это не единственная форма отношений.

Г.В.Ф. Гегель в своем фрагменте «Господин и раб» из «Феноменологии духа» не раз упоминает понятие «страх». Он считает, что страх является необходимой составляющей в ассиметричных взаимоотношениях. «Без дисциплины службы и повиновения, страх не идет дальше формального и не простирается на сознательную действительность наличного бытия. Без процесса образования страх остается внутренним и немым, а сознание не открывается себе самому. Если сознание формирует, не испытав первого абсолютного страха, то оно – только тщеславный собственный смысл; ибо его форма или негативность не есть негативное в себе, и его формирование не может поэтому сообщить ему сознание себя как сущности».

На мой взгляд, отношения подчинения, безусловно, должны присутствовать во взаимоотношениях «родители-дети», но в пределах разумного. Всего должно быть в меру: и требования подчиняться, и страх перед родителями, если получил двойку в школе, и отношения в атмосфере гармонии, любви и понимания. На ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок учится регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Семейные взаимоотношения и воспитание имеют также широкий временной диапазон воздействия: они продолжаются всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе и т.д. Каждый родитель сам выбирает способ воздействия на свое чадо. Но перед тем как начать воспитывать, он должен осознавать последствия своего воспитания. Элементы авторитарного стиля на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.