Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и анализ правовых норм, регулирующих педагогическую деятельность






В Трудовой кодекс РФ внесены нормы, определяющие особенности труда педагогов, однако эти нормы отражают специфику педагогического труда поверхностно, имеют преимущественно отсылочный характер. Содержание конкретных правовых положений о труде этой категории работников сосредоточено в многочисленных подзаконных актах, утверждаемых Правительством РФ, либо уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (министерства и подведомственные им организации). Широкое распространение получило локальное правотворчество образовательных учреждений о труде педагогических работников[17].

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, насчитывает сегодня уже не сотни, а тысячи актов. Очевидно, что такой обширный нормативный массив нуждается в постоянном изучении.

Исследования, которые ведутся в этой области рядом ученых, появление учебников, учебных пособий и комментариев к образовательному законодательству дают основание говорить о начале формирования самостоятельного направления юридической науки – образовательного права[18].

В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор[19]. Применяемые в сфере образовательного права нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об образовании» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Конституция Российской Федерации[20] как акт высшей юридической силы устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования. Реальное право человека на образование в Российской Федерации обеспечивается и некоторыми другими статьями Конституции РФ, в том числе закрепляющими право гражданина на судебную защиту своих конституционных и иных прав.

Конституционные нормы по вопросам образования содержатся также в конституциях республик Российской Федерации.

Следующими после Конституции РФ актами высшей юридической силы являются федеральные законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Основополагающий из них Федеральный закон «Об образовании» устанавливает исходные, первичные нормы правового регулирования в области образования. Его нормативные положения дополняются и конкретизируются другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ[21].

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об образовании» субъекты РФ могут принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование образовательных отношений. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об образовании» относятся: разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации и другие функции.

В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ как главы государства. В области образования эти указы решают вопросы, связанные с установлением льгот студентам и аспирантам, закреплением мер социальной защиты работников образовательных учреждений и пр.

Среди федеральных подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам образования наиболее распространены нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации. Свои нормативные решения Правительство принимает в виде постановлений и распоряжений. Как федеральный орган исполнительной власти Правительство принимает нормативные решения по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. Оно определяет порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, присвоения ученых степеней и званий, размеры и порядок оплаты труда работникам образовательных учреждений и др.

Значительный вес в системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов занимают нормативно-правовые акты Министерства образования Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации[22], Министерство образования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики.

Нормативно-правовые акты Минобразования России принимаются в форме приказов, писем, инструкций, разъяснений, решений Коллегии.

Замыкают систему подзаконных нормативно-правовых актов в области образования локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций. Благодаря им образовательной организации предоставляется возможность конкретизировать нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления применительно к специфике образовательной организации, особенностям ее педагогической и иной деятельности в сфере образования.

Правотворческая деятельность в образовательных организациях осуществляется учредителями, органами управления либо коллективом учреждения. Перечень вопросов, по которым могут принимать нормативно-правовые акты органы управления образовательной организации, порядок принятия таких актов закрепляется в уставе организации[23].

Образовательная организация действует на основании Устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об образовании» следует, что в Уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Уставы образовательных организаций могут содержать правила поведения педагогического работника, повторное в течение одного года грубое нарушение которых может повлечь прекращение трудового договора с педагогом в соответствии с п. 1 ст. 336 ТК РФ[24].

В Уставе ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова»[25] установлены предмет, цели основной и иной, приносящей доход деятельности, основные направления образовательной деятельности, положения по управлению организацией, имуществу, финансовой и хозяйственной деятельности, порядке ликвидации и реорганизации учреждения.

В целях управления качеством деятельности колледжа коллективом ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова» была внедрена система менеджмента качества.

Широкие права в подготовке и принятии локальных актов предоставлены коллективу образовательного учреждения. В частности, он принимает правила внутреннего трудового распорядка, рассматривает проекты годовых учебных планов, определяет перечень и порядок предоставления образовательных учреждений социальных льгот из фондов трудового коллектива[26].

Таким образом, система нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования состоит из Конституции РФ, федеральных законов (например, ФЗ «Об образовании», Трудовой кодекс и др.), законов субъектов Российской Федерации, подзаконных актов и локальных актов образовательной организации и профессионального союза. Ведущую роль в этой системе играют Конституция РФ, а также федеральные законы, т.е. нормативно-правовые акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.