Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнение. Прежде, чем вы научитесь ориентироваться в системе ценностей других людей, постарайтесь определить
Прежде, чем вы научитесь ориентироваться в системе ценностей других людей, постарайтесь определить, что составляет вашу собственную систему ценностей. Для этого проведите по середине листа бумаги горизонтальную линию. Считайте поле, расположенное ниже проведенной линии, зоной эмоционального спада, а поле, располпженное выше линии - зоной эмоционального подъема. Укажите на линии точку, обозначающую начало вашей жизни. Отметьте наиболее знаменательные события вашей жизни, располагая их таким образам, чтобы отражались эмоциональные спады и подъемы, характерные для данного события. Это могут быть события как личной, так и профессиональной жизни, Затем постарайтесь объяснить сами себе, чем вы руководствовались, преодолевая эмоциональные спады и жизненные кризисы, а также благодаря чему вы добивались успехов в жизни. Таким образом, вы сможете составить приблизительный перечень ценностей вашей личности. Если вы можете привлечь к выполнению этого упражнения партнера, то попросите его сделать то же самое, а затем обменяйтесь вашими наблюдениями. Итак, вы успешно решили все четыре задачи: все сформулированные вами аргументы точно отвечают первым двум правилам (правилам логики) и, как вам кажется, в определенной мере правилам психологии. Вы владеете приемами аргументации. Значит, вы прошли наиболее опасные подводные рифы на пути к своей цели - принятию собеседником вашего тезиса, вашей идеи, мысли. Можно ли еще что-либо сделать, чтобы увеличить вероятность принятия собеседником вашей позиции. Оказывается, можно: расположив аргументы в соответствии с определенными правилами. Правила расположения аргументов:
• если исходная установка собеседника в отношении вас неизве • если исходная установка собеседника в отношении вас не яв • если исходная установка собеседника в отношении вас нега Вам будет легче заинтересовать слушателей, привлечь их внимание и поддерживать его, если вы будете рисовать словесные картины, подчеркивая ключевые идеи вашего сообщения. Это делается при помощи определенных ораторских приемов, особенно аналогий, сравнений, метафор. 4.4. Фаза принятия решений Цель данной фазы - прийти к согласованному с собеседником решению и побудить к его выполнению; для этого решаются следующие задачи: 1) достижение основной (в крайнем случае, запасной) цели бе 2) распределение обязательств исполнения намеченного реше 3) стимулирование собеседника к выполнению намеченных дей 4) составление резюме беседы, понятного для всех с четко вы 5) обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы. Принятие решений - это акт выработки какого-либо суждения или выбор конкретного курса действий из возможных альтернатив. Эффективность принятия решений в коммуникации зависит от следующих факторов: а) решение должно быть наилучшим из всех альтернатив, предлагаемых проблемной ситуацией; б) решение должно удовлетворить обоих участников коммуникации. Важно помнить: «Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти» (Эвен Нэф).
Взаимовыгодные варианты В древности китайцы считали, что любые переговоры могут иметь только три исхода: либо вы получаете мешок золота, либо сталкиваете противника со скалы, либо кончаете с собой. Аналогичный подход и поныне встречается среди деловых людей, исходящих из возможности лишь трех способов добиться своего: давления, компромисса, уступок. Подобная установка - на собственную победу и поражение «противника» - должна быть заменена поиском альтернатив, разработкой нескольких взаимовыгодных вариантов решений. Иметь много вариантов очень ценно, однако люди, вовлеченные в переговоры, редко ощущают в этом необходимость. В споре собеседники обычно считают, что знают правильный ответ, поэтому их подход должен превалировать. «Творческое мышление проявляется разве лишь в предложении пойти на компромисс» [19, с.37]. Ошибки, которые препятствуют продуцированию взаимовыгодных вариантов • Преждевременное суждение. Нет ничего более вредного при • Поиски единственного ответа. Многие люди видят свою за • Убежденность в невозможности увеличить «пирог». Подоб • Мнение, что «решение их проблемы-их проблема». Сомнение в
|