Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективные критерии и справедливые процедуры
Как бы хорошо вы ни понимали интересы другой стороны, как бы искренне ни изобретали пути для согласования интересов, как бы высоко ни ценили ваши продолжающиеся взаимоотношения, вы почти всегда сталкиваетесь с грубой реальностью -разногласиями в выборе вариантов решения. Учитывая, что попытки урегулировать различные интересы на волевой основе за счет отстаивания собственных позиций, обходятся дорого для обеих сторон, необходимо искать объективные критерии и справедливые процедуры, независимые от воли обеих сторон. • Объективные критерии. В качестве таковых могут выступать: • Справедливые процедуры. Классической процедурой являет режет, другой выбирает себе кусок. Никто не может пожаловаться, что его интересы ущемлены. Другими процедурными средствами улаживания разногласий могут быть: принятие частичных решений или выбор по очереди; жребий; привлечение третьего лица - посредника, эксперта, арбитра. Пример: «Вы хотите высокую цену задом, а я-низкую. Давайте прикинем, какой будет справедливая цена. Какие стандарты мы можем использовать?» У вас могут быть противоречивые интересы, но теперь есть общая цель - определить справедливую цену. Средством для этого являются объективные критерии (расположение, близость к центру, наличие и развитость инфраструктуры, газо- и водоснабжение и т.д.). Критерии, на которых сойдутся обе стороны, становятся основой для дальнейшего разговора. 4.4.3. Резюме В заключительной фазе деловой беседы важно уметь резюмировать все, о чем говорилось ранее, и сделать основной вывод. Резюме не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений. Отделите заключительную часть беседы от других фаз с помощью, например, таких выражений: «Давайте подведем итоги»; «Мы пришли к окончанию нашей беседы». Основные идеи, смысл вашего выступления нужно преподнести ярко, при этом количество идей сократить, вывод-заключение сформулировать насколько возможно впечатляющий образом. Нельзя допустить, чтобы у собеседника остались противоречивые представления. Выводу нужно придать доступную форму, то есть сделать несколько заключительных суждений, полных смысла и значения. Всем участникам беседы должна быть ясна и понятна каждая его деталь. В заключении нет места лишним словам и расплывчатым формулировкам. Поскольку вы хотите убедить собеседника принять ваши предложения, поэтому окончание беседы должно произвести на него впечатление. В конце должна доминировать единственная, основная мысль, объясняющая все сказанное ранее и изложенная ярко и убедительно. Переводить беседу в завершающую фазу следует не на спаде, а на подъеме, например, когда мы исчерпывающе ответили на замечание собеседника или когда его удовлетворенность ответами очевидна. Партнер вряд ли держит в голове все ваши аргументы и доводы в пользу предлагаемого решения, его преимущества и положительные стороны. 1 loyi ому типичной в завершающей фазе является фраза «Мне нуж- но еще раз все основательно обдумать». И это действительно, скорее, отражение его мыслительного процесса, нежели нерешительности. Митрошенков О.Л.[10, с, 105] указывает на два основных приема ускорения принятия решений - прямой и косвенный. Прямой - форсирование принятия решения в полном объеме - самый короткий путь к достижению цели. Опасность его в том, что в 50% случаев, и даже более, мы все еще слышим «нет» от нашего собеседника. Следует быть гатовым к «нет», но этим нельзя завершать беседу. Должны быть подготовлены варианты, которые позволят продолжить разговор и преодолеть сомнения собеседника. Опытные деловые люди, помня о том, что начало и конец беседы запоминаются лучше всего, записывают или заучивают наизусть несколько последних предложений, чтобы на фазе принятия решения не выглядеть неуверенными. Ваши колебания обязательно передадутся собеседнику. Всегда оставляйте в запасе один или несколько сильных аргументов, подтверждающих ваш тезис, на тот случай, если собеседник начнет колебаться. Косвенный — постепенное, посредством частичных решений подведение собеседника к желаемой цели. Преимущество его в том, что работа над достижением цели начинается на ранних стадиях, снижая риск неудачи. Существует четыре варианта этого приема. • Условное решение. Почти все испытывают неосознанное со • Поэтапные решения. Если собеседник не возражает против • Альтернативные решения. Этот прием усиливает предыдущие
При использовании этого приема следует выбирать такие альтернативы, которые не противоречат вашим интересам и не нарушают интересов вашего партнера. Сочетание поэтапных и альтернативных решений позволяет решать промежуточные задачи до того момента, пока ваш партнер не придет к окончательному варианту, при этом возможность натолкнуться на решительное «нет» значительно уменьшается. * Ключевой вопрос. Особенность тактики в фазе принятия решения состоит в психологическом облегчении положения собеседника. Это уже сделано с помощью поэтапных и альтернативных решений. Решающий вклад вносится, если используется один из ключевых открытых вопросов: «А что вы бы предпочли?», «К какому выводу пришли бы вы в таком же случае?», «Каше решение больше подошло бы вам?» Достоинство этих вопросов состоит в том, что они как бы переключают мысли собеседника с решения, которое ему предстоит принять, на поиск точного ответа на вопрос. Партнер на время освобождается от психологического груза ответственности. В таком состоянии ему легче принимать решение. Завершение беседы не должно быть слишком длинным. Помните выражение: «Плох конец без завершения, но заключение без конца - ужасно!» Проститься после удачных заключительных фраз -значит закончить беседу в нужный момент. Задачи: • получить представление о техниках регуляции эмоционально • приобрести практические навыки подчеркивания общности и • научиться использовать технику вербализации чувств для ре В практике общения часто приходится сталкиваться с такими проблемными ситуациями, когда люди утрачивают контроль над собой, а немедленное решение проблемы крайне необходимо. Если человек эмоционально напряжен, он может стать невосприимчивым к разумным объяснениям, к логике и часто игнорирует попытки другой стороны урегулировать ситуацию взаимодействия. Эмоциональное напряжение может совершенно исказить ход общения. Зачастую оно ставит непреодолимый барьер слушанию, пониманию, самовыражению и действию партнеров. С этой точки зрения к эмоциональному напряжению можно относиться как к «шуму», который препятствует восприятию и искажает открытые и ясные коммуникативные сигналы. Однако в деловом общении речь идет отнюдь не всегда о снижении эмоционального напряжения. Иногда необходимо как раз повысить напряжение, поскольку оно находится не на оптимальном уровне, а это снижает эффективность взаимодействия, переговоров и любой деловой беседы. Чтобы научиться выбирать способы регуляции эмоционального напряжения, соответствующие ситуации, необходимо доя ншала ознакомиться с перечнем приемов, снижающих либо повышающих напряжение.
|