Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатия






 

1) Оператор понимания, 2) персона, 3) эмпатический знак, который состоит из модуса переживания (испытываете страх, охватывает страх – разные контакты с переживанием), переживание, связь, предмет и 4) Другой (часто человек обращается не к вам, а к кому-то другому).

 

 

«Правильно ли я понимаю, что Вам очень больно?» Эмпатическая реплика? Вроде бы да. Но боль тут получается очень большая, она охватывает все время, всю жизнь клиента. Иногда такие реплики тоже необходимы, но они очень общие. Есть много уточнений. Например, привязка по времени: там и тогда (в прошлом или в будущем, но не здесь) и здесь и теперь. Глобальное деление всех эмпатических реплик: здесь и теперь и там и тогда. Эмпатические реплики «здесь и теперь» должны четко зафиксировать момент: «Правильно ли я понимаю, что сейчас, когда Вы рассказываете о ссоре с сыном, вы чувствуете возмущение и растерянность?» Должна быть точная локализация момента. Обычно «сейчас» – это время консультации.

 

Хронотоп – это место и время. Может быт встроен не только в эмпатические реплики, но в другие (например, в кларификационные). Зачем может быть нужна эмпатическая реплика «здесь и сейчас»? «Меня охватил страх»: наблюдаемое активно, наблюдатель пассивен. Это уровень переживания, нам нужно вывести человека на этот уровень. Поэтому когда мы строим эмпатическую реплику, мы стараемся скорее встроиться в чувство клиента, чем побудить его к какой-либо активности. Если мы будем строить эмпатические реплики, клиенту будет с нами комфортно. Люди уверены, что понять можно только сознательно (это уровень созавания), но человека можно понять и через чувство (уровень переживания). На этом уровне нет логики, но на нем человека тоже можно понять. Если у вас трудности контакта с клиентом, первый уровень, который поможет этот контакт установить – это уровень эмпатии. Это прикладная функция эмпатии – установить контакт. В нашей терапии эмпатия – это не только прикладная функция, это способ работы, способ понимания клиента.

 

Функция эмпатической реплики – поддержать клиента, помочь ему удержаться в том состоянии, которое важно. Бывает, что это переживание запрещено, и человек прикоснулся к нему – и отпрыгнул. А психолог, проговаривая чувство, которое человек не может назвать, позволяет побыть там. Эмпатия позволяет удержаться в некотором состоянии, которое, по мнению психолога, значимо для клиента. Нам нужно, чтобы процесс переживания развернулся, тек. Эмпатия – удобный метод, который позволяет разделить чувства клиента, усилить, пережить вместе с клиентом. Бывают невыносимые чувства, из которых клиент «выскакивает». Психолог усиливает переживание. Или ослабляем переживание: «Правильно ли я понимаю, что, когда Вы вспоминаете об этом, у Вас до сих пор саднит» (т. е. там и тогда было очень плохо, а здесь и теперь остался только отголосок).

 

Пример с репликой клиента «Я толстая».

«Правильно ли я понимаю, что Вас охватывает вдохновение, когда Вы представляете свою жизнь, когда Вы удовлетворены своей фигурой».

Есть наблюдатель, который «смотрит кино», и в нем он похудевший. Здесь есть описание события (уровень сознавания). Фокус внимания сместился в конец фразы, а там – развернутое описание. Поэтому это смешанная реплика, и эмпатическая, и кларификационная. И тут задается контекст судьбы, у человека жизнь поменялась. Этим фраза хороша. Какие минусы. У нас задача разделить то переживание, которое есть. А человек чувствует себя ужасно (он толстый). Нам важно услышать, почему плохо. Клиент говорит где-то о вдохновении? Вдохновения по поводу будущего в реплике не было. В хорошее зачем нам встраиваться? Человеку и так хорошо. Мы должны помогать там, где плохо. И мы должны разделять то, что есть, а не то, что будет.

 

«Правильно ли я понимаю, что уже некоторое время Вы чувствуете усталость от недовольства своим весом?»

Немного перегруженная фраза. Изменим ее: «Правильно ли я понимаю, что Вы недовольны собой и ужасно от этого устали?» Если человек пришел в тяжелом эмоциональном состоянии, старайтесь, чтобы фразы были короче.

 

«Так ли я понимаю, что Вас пронизывает уныние и удурченность из-за несоответствия Вашего тела Вашему идеалу?»

Из-за – это к сознаванию.

Один из критериев построения эмпатической реплики – это критерий обратной реконструкции. Когда из реплики терапевта мы можем восстановить, что сказал перед этим клиент.

Когда фраза очень большая и конфликтная внутри (например, клиент счастлив и несчастлив одновременно), мы должны отразить и то, и другое.

 

Персона во фразе.

«Так ли я поняла, что Вас как женщину переполняет желание стать стройнее?» Клиент может возразить: «Не то, чтобы меня переполняло это желание… внутри-то я счастлив!» Это хорошая фраза, но она откликается только на одну из персон клиента. И еще минус: мы снизили здесь остроту переживаний. Человек может быть немного обижен. Это скорее про запрос клиента. Фраза делового менеджера, но тут мы немного недослушали человека. Мы откликаемся здесь только на часть переживаний.

 

Правильно ли я понимаю, что Вы как женщина испытываете неудовлетворенность своим внешним видом из-за лишнего веса?

Здесь используется «из-за» (причина и следствие). Клиент будет соскальзывать на уровень сознавания. И мы не точно отражаем силу переживания. У клиента ужас-ужас, а мы использовали слово «неудовлетворенность». Сильный клиент начнет давить: «да, и еще вот это». А слабый клиент согласится.

 

Одна из функций – разрешение чувствовать это чувство. А если мы игнорируем чувство, мы не даем на него разрешение. Конечно, если к нам пришел клиент в аффекте, мы можем не обязательно разгоняться в этом аффекте, а перевести клиента на уровень сознавания, чтобы человек проснулся и понял, где он и с кем разговаривает.

 

Нужно отразить чувство клиента. Если клиент чувствует, что его не слышат, то он усиливает (тон, звук, аргументы)…. Если клиент раздражается и объясняет вам одно и тоже, это означает, что вы его не слышите.

 

Зачем персона в эмпатической реплике? В конфликте сталкиваются две персоны. Одна – современная красивая женщина (конечно, стройная) и вторая – счастливый человек внутри себя, которому не очень принципиально, толстый он или худой. И этот счастливый человек смотрит на себя в зеркало и понимает, что что-то не то. Мы выделяем эти персоны, чтобы было понятно, какое чувство какая субличность чувствует. Кто чувствует унылость, а кто – счастье. Это позволяет нам понять клиента.

 

Люди часто реагируют на персоны сильнее, чем на переживание, которое они описывают. «Вы как хорошая мать». «Вы как ответственный человек». Часто, когда клиенты слышат выделение Персоны, они начинают спорить. Различных «Я» у человека бывает много. Хорошо войти с ними в контакт, и посмотреть, как они устроены. Если мы не расслышим Персоны, мы будем обращаться к Клиенту слишком упрощенно. Персоны позволяют дифференцировать внутренне пространство Клиента (который является главным дирижером этого пространства). И говорим ему: «У тебя есть внутри Счастливый человек, которому вес не слишком важен, и есть Стройная женщина. Что ты будешь с этим делать?»

 

«Помогите мне заставить себя сделать Х». Тут клиент приходит с Саботирующей Частью. Нельзя в это встраиваться, так как тут будет символическое уничтожение важной части клиента. Все части важны. Ленивая часть, например, может помогать не сойти с ума на работе. У нас стоит задача выслушать все части, и, никого не убив, всех примирить.

 

В нашей реплике тело может быть Персоной. Клиент так себя и видит: толстое тело и внутри счастливый человек. Вообще, когда клиент приходит с запросом что-нибудь с собой сделать, исцелить, избавиться, мы должны очень внимательно его слушать, так как попытки «убийства» этой части не привели к успеху ранее у клиента. Не надо поддерживать клиента в «убийстве», это неубиваемо, как правило…нужно полюбить всех, и «издерганного родителя», и сопротивляющегося «внутреннего ребенка». Мы должны выслушать всех и сделать так, чтобы они друг друга услышали.

 

Поэтому, если человек борется, нам важно понять, с чем он борется. Может быть, это и не лень.

 

Если к нам пришел человек худой, но он чувствует себя толстым – нам хочется его сразу разубедить. Этого делать нельзя! Мы исходим из критерия доверия к переживаниям человека. Он так себя чувствует, и мы ему верим. Это психологическое ощущение веса. Он психологически чувствует себя тяжелым. И все попытки похудеть не убирают его ощущение тяжести. Оказывается, что дело вообще не в весе. «Правильно ли я понимаю, что Вы чувствуете телесную тяжесть». Мы не должны врать (мы видим худого человека) и одновременно мы должны поддержать ощущения, что он чувствует себя толстым. Мы в контакте с его чувствами, а они не врут. Мы с чувствами его в контакте, а не с картинкой, которую мы видим.

 

Можно поддержать в чувствах даже человека в психозе, который видит рептилоидов, которые его облучают. Мы можем отразить это так: «Правильно ли я понимаю, что Вы чувствуете страх».

 

Нам остается доверять, слушать и отражать чувства.

 

Домашнее задание!

Построить пять кларификационных реплик и провести аутосеанс кларификации. Принести на следующее занятие. Прочитать статью про кларификацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.