Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа в группах






Будет реплика. Каждому необходимо построить к ней эмпатический ответ. Будем проверять, как работает отклик эмпатического ответа.

Реплика: «У меня сейчас очень много суматохи в жизни. Но есть одно очень хорошее событие. Мою тетушку прооперировали, операцию откладывали очень долго, наконец операция прошла. Это очень радостное, очень важное событие. И так получается, что я теперь как-то пересматриваю очень много в отношениях с ней. То есть эта операция повлияла еще и на нашу жизнь, не только связанную с ее болезнью».

 

Ответ: «Правильно ли я понимаю, что вы сейчас перегружены разными делами и событиями, среди которых для вас очень значимо одно из них, связанное с операцией тетушки. Что вы волновались за эту операцию и рады, что она прошла. И Вы чувствуете, что эти события влияют на пересмотр ваши отношений с ней».

 

Эта фраза «слишком хорошая»! Клиент скажет «да» и замолчит. Если бы я подчеркнула, что было много страхов, суматохи, а потом облегчение. Я это не подчеркнула, не развития. Такие фразы неплохо структурируют, но они имеют мало отношения к эмпатии. Ближе к кларификации.

 

Если вы используете Персону, держите в голове, с кем она взаимодействует.

 

Если клиент обращается с нами не так, как нам нравится (называет на ты, например), можно сказать: если Вам удобно называть меня на ты, Вы можете меня так называть (то есть мы даем разрешение клиенту, это не слабая, а сильная позиция).

 

Ответ: «Правильно ли я понимаю, что Вы чувствуете усталость от суматохи жизни» – вы дали название переживанию. Есть интерпретативный контекст, но небольшой. Хорошая реплика, хочется поразмышлять. Она больше эмпатической фразы, там много смыслов. Фраза получилась маленькая, короткая, правдивая.

 

Когда нет абсолютного попадания – это тоже хорошо. У клиента возникнет желание уточнить.

 

Сила эмпатического знака. «Я устала от суматохи». Правильно ли я понимаю, что вы устали от всех событий, которые происходят вокруг вас. Это кларификация.

Правильно ли я понимаю, что Вы чувствуете бессилие и тяжесть». Это эмпатия. То есть мы не расшифровываем события, акцент не на них! Мы усиливаем чувство, либо находим ему телесное означение, либо подыскиваем образ (Вы словно марионетка, которую дергают за ниточки).

 

Правильно ли я понимаю, что у Вас был период суматохи и тревог, сейчас Вы сбросили часть этого груза, и теперь пришли новые чувства, и Вы в растерянности.

 

Нам важно попытаться определить, чему нужно дать голос. Что мы хотим поддержать. К чему присоединиться. Течет множество ручейков, но мы можем выбрать одну из дорожек. Берем то, что мы считаем живым. Для любого клиента желательно услышать, что там живое.

 

К чему строим эмпатические реплики? Лучше – к общему звучанию фразы. Интегрировать. Но не просто перечислить, а выбрать то, на что откликнуться.

 

Персону мы используем для психодрамматической постановки реплики (одной персоне противостоят другие, например). Персона почти всегда указание на какое-то противоречие. Вы как женщина так-то и так, а как что-то другое так-то и так.

 

В примере про толстую женщину. Используем персону «Вы, как Женщина, хотели бы стать стройной». Таким образом, мы выдвигаем гипотезу, почему клиент чувствует себя несчастным, ищем то смысловое поле, в котором у него проблема. Персона наводит нас на то, где же корень этой проблемы. Например, мы считаем, что вес угнетает женское начало.

 

Сейчас будет сеанс, где попробуем опыт на конкретном примере, посмотрим, как этот метод работает в жизни. Нам скоро нужно будет записать короткую консультацию.

 

Если вес описания предмета в эмпатической фразе терапевта очень велик, то это приглашает клиента обсуждать сам предмет, а не свои чувства. Т. е. фраза становится кларификационной. Эмпатия в этом случае тоже может сработать. Но если мы хотим, чтобы он углубился в свое чувство, нужно сделать акцент на чувствах. Меняем порядок слов в предложении: сначала описываем предмет, а завершаем на чувствах.

 

Клиент худой, а жалуется, что он толстый. Есть опасность подтверждения некоторых нереалистичных убеждений. Но есть еще худшая опасность – исправления и коррекции. Она 10 лет, будучи истощенной, страдает от полноты, на этом построена ее жизнь – а мы грубо вторгнемся в ее мир. Выход. Мы исходим из презумпции доверия. Мы не должны солидаризоваться с бредовыми убеждениями клиента, но мы можем солидаризоваться с его чувствами по поводу этих бредовых идей (например, со страхом).

 

Вопрос? Стоит ли защищаться от переживаний клиента? Усиливаем ли мы эмпатией чувства клиента? Но тем, что мы честно называем клиенту чувства, в которых он боялся себе признаться, тем самым мы делаем их менее ужасными (не так страшен …) И еще – клиент оказывается с этим чувством не один на один, а с вами. Поэтому человек может заглянуть туда, куда он в одиночку не может заглянуть. Научное объяснение: названное, описанное и выраженное чувство попадает в эстетический горизонт, и там действуют законы искусства, катарсис. Оно из ужаса превращается во вполне человеческое.

 

Сеанс.

 

Записываем эмпатическую реплику. Занять внутреннюю позицию терапевта, эмпатического. Мы понимаем, что у клиента есть какая-то сложность, ситуация вызова. И мы хотим сопереживать клиенту, желаем, чтобы все совершилось хорошо. Соучаствуем душой во всем, но психотерапевтически нужно удержаться в одном слое – что она чувствует, что хочет выразить, что больно или трудно.

 

- (клиент) Я постоянно всюду опаздываю (описание ситуаций опоздания).

- (терапевт) Осуждение к себе появляется и еще есть страх и некоторая необъяснимость, недоумение.

– Я не могу самой себе это объяснить. Время и я отдельно.

– Такое ощущение, что вы в ужасе просыпаетесь, время уходит, и вы уже себя застаете в том, что вы уже опоздали. И привычный стыд, и сомнение в себе.

– Я стала поздно вставать. Ставлю будильник и не слышу.

– Вас это даже больше ужасает, я не хозяйка себя. Мое тело, мой сон и время живут своей жизнью. Чего-то нет, и это просто ужасает, все более растерянно себя чувствуете.

– Энергии нет. Не знаю, почему.

– Вот это чувство утраты сил, энергии, это тоже связано со временем. Так ли я понял, что Вас пугает, что есть другая причина – она в дефиците жизненных сил?

– Я пока не могу взаимосвязи выстроить. Наверное, с какой-то энергией это связано.

– Свежая мысль, гипотеза Ваша внутренняя, она еще не связывается (продолжительное молчание). Насколько я понимаю, что в Вашем опыте были такие эпизоды, когда что-то Вас так волновало, радовало, звало, что энергия в Вас бурлила, и это влияло на Ваши отношения со временем?

– Я не могу опоздать в одном случае – когда нельзя опоздать (на важное мероприятие, которое начинается строго по времени, например).

– Большое наказание, вот бы что Вас вдохновило.

– Не вдохновило, а организовало.

– Вы почувствовали какую-то цельность, которая была бы задана извне. А внутри как будто бы нет собранности.

– Да, есть ощущение, что нужен кто-то, кто будет довлеть. Хотя мне этого не хочется

-- У Выготского есть рассуждение о животных с внутренним скелетом и с внешним. И те, и другие хороши. Так организовывать ситуацию, чтобы был внешний скелет. Как для меня звучит проблема. Вы говорите, что тревоги, стыд – это плоды, а корень – в отсутствии энергии. Поскольку изнутри Вы не можете себя мотивировать, а только внешние требования меня зовут в бой и тогда все в порядке. Но ведь тогда это не проблема опозданий. Опоздания выявляют другую проблему – такого образа жизни, который Вам созвучен. Где есть внешний скелет. Это не обязательно давящая структура. «Ты здесь нужна, без тебя ничего не произойдет». Проблема нужности, одиночества, невостребованности, которая в этом проявляется. Но я не знаю, так ли.

– Что-то близкое.

– Я не знаю, так ли это. У нас бывают в жизни такие периоды, когда мы знаем, что мы не очень нужны этому миру. То опоздания, даже то, что на нас злятся за опоздания, выявляет то, что мы все-таки нужны. Может быть, душа ищет каких-то подтверждений значимости?

– Может быть

– Тогда мы Вас благословляем опаздывать на всю катушку! Но Вы все-таки приходите, в конце концов.

 

При обсуждении вопрос: не навязываем ли мы клиенту свою гипотезу (в данном случае, почему происходят опоздания). Ответ: мы, как терапевты, что-то привносим, но у клиента есть свобода выбирать, что себе взять.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.