Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание






Возникла критическая ситуация. Начинается процесс переживания. Человек пытается справиться, совладать с ситуацией. Вопрос. Предположим, мы примем, что главное – это сопереживать. Вот человек пожаловался. Что нам делать, как нам сопереживать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть переживание изнутри. Тут нам поможет теория деятельности. Всякая деятельность опосредована сознанием.

 

Типология сознания, необходимая для этой работы. В сознании выделяется сначала две категории. В акте сознания есть наблюдатель и наблюдаемое. Наблюдатель может находиться в активном состоянии (субъектном) и в пассивном (объектном). И наблюдаемое может находиться в таких же состояниях. Мы получаем четыре типа состояния сознания.

1. Сознавание. Наблюдатель активен, наблюдаемое пассивно. Например, я вспоминаю, что я делал вчера. Слушаем шум машин за окном. Можем продумать, как совершенствовать свою терапевтическую систему.

2. переживание. Наблюдатель пассивен, наблюдаемое активно. Переживание, которое дано нам само собою. Переживание эмоциональных состояний «меня охватила страсть». «мне неожиданно в голову пришла замечательная мысль». «Эта вещь мне бросилась в глаза». Есть режим сознания, где со мною что-то случается. Исследователи психологии творчества обнаруживают, что основные идеи «приходят». Поэты часто говорят, что «кто-то диктует».

3. Рефлексия. Наблюдатель и наблюдаемое активно. Я сам активен по отношению к собственной активности. Я сам перебиваю свою идею или мысль. (поэтесса Ольга Седакова – посмотреть!) В психотерапии рефлексия важна, именно в момент рефлексии происходят главные повороты психотерапевтического процесса.

4. Бессознательное. И наблюдатель, и наблюдаемое пассивно. Ничего внешне не происходит, что-то произошло внутри, но никто ничего не пронаблюдал. Что-то происходит, но что, мы не знаем (узнать можем только потом, «задним числом»).

 

Процесс переживания опосредован рефлексией, сознаванием, переживанием и бессознательным. Т. е. деятельность переживания раскладывается на четыре линии. Пример. Человек узнал о предательстве. Первая нота (сознавание) – боль, ужас. Потом появляется мысль «Нет, этого не может быть». Потом отвергает эту мысль: «Нет, это все-таки так». Потом он переходит на уровень переживания. Потом говорит себе «нужно что-то сделать» (переходит на уровень сознавания). Переходит к рефлексии: «а почему я должен что-то делать». Потом опять сваливается на уровень переживания. Целый день происходит такая работа. Наконец он устает и ложиться спать. Начинается работа на уровне бессознательного. Могут сниться кошмарные или, наоборот, счастливые сны.

 

Все это болезненный, вовсе не гармоничный процесс. Душа может совершать много непродуктивных действий. Например, может продумывать одну мысль много раз, с нее не сходя. Человек «тупеет». Некоторые мысли повторяются одна за другой – человек понимает, что ходит по кругу. А иногда блокируется какой-то уровень. Например, при остром горе может быть заблокирован уровень переживания и человек не чувствует ничего. Иногда человек сам себя не помнит – процесс проходит без рефлексии. При истерических неврозов большая часть проходит на уровне бессознательного, в виде конверсии, соматизации. Тело берет на себя работу переживания.

 

Итак, что делать. Если наша задача – поддерживать процесс переживания, то на каждом уровне построения процесса переживания мы должны иметь инструмент, чтобы где-то прикоснуться, где-то притормозить. Т. е. иметь такие терапевтические действия, которые помогут коснуться каждой из «струн» переживания. Такие действия есть:

Рефлексия – метод маевтики

Сознавание – метод кларификации

Переживание – эмпатия

Бессознательное – интерпретация.

 

Бессознательное не существует без акта интерпретации. Т. е. оно не является реальностью психотерапии до тех пор, пока нет метода интерпретации. Вывод из этого: если бессознательное не обладает самостоятельным бытием внутри психотерапии, то мы вводим понятие комплексной реальности: бессознательная интерпретация. То есть бессознательное только через что-то (интерпретацию).

 

Переживание и эмпатия. Переживания становятся реальностью психотерапевтического процесса только тогда, когда у нас (психотерапевтов) есть эмпатия. То, что не встретило эмпатию, не вошло в психотерапевтическую реальность.

 

Методологический вывод. Рефлексия, бессознательное, сознавание переживание – клиента. А маевтика, кларификация, эмпатия, интерпретация – терапевта. Т. е. мы фиксируем психотехническую единицу, которая включает не только объект нашего познания, но и нас самих. Она объединяет и клиента, и терапевта. Мы имеем дело не с объективной реальностью, данной нам отдельно от нас. Аксиома классического научного мышления: объект моего познания не зависит от моего познания. Здесь не так. Само переживание клиента, как оно разворачивается в терапии, зависит от того, как я его встречу, от меня. Переживание клиента становится другим, потому что я с ним взаимодействую.

 

Все эти методы являются методами терапевтического понимания. Общая модель: с одной стороны, это процесс переживания, с другой – сопереживания, который работает методами понимания.

 

Общая задача состоит в овладении технологией работы каждого из этих методов.

 

Примеры.

Ситуация 1. Я боюсь работать с клиентом. Есть клиент, есть терапевт. Клиент что-то рассказывает. И терапевт говорит, что я боюсь работать профессионально с клиентом. Почему боится? «Мне кажется, что я не найду подходящей фразы в нужный момент или вообще не буду понимать, что делать». Словом «кажется» он указывает на иллюзорность, неуверенность. Т. е. видит картинку: вот психотерапевтический кабинет, сидит клиент, которому нужно говорить подходящие фразы. У терапевта есть чуланчик, где лежат подходящие фразы, и он не успеет туда «нырнуть», чтобы выбрать подходящую фразу. «не могу сказать подходящую фразу» -- это начало паники. И «не буду понимать, что делать» - развитие паники.

Всегда ли так бывает? Нет, терапевт говорит, что умеет помогать, но в другой ситуации. Когда я не в «короне психолога», а когда есть я и есть человек, я знаю, что говорить и что делать.

«Эта неуверенность связывает меня по рукам и ногам» -- уже называние своего симптома. То есть есть Я и есть Неуверенность, которая это Я связывает.

Картинка итоговая: ест вдохновляющий супервизор, который говорит: ты начни, а дальше само пойдет. Супервизор действует противоположно Неуверенности.

Эмпатия: я правильно понимаю,.что Вы испытываете оцепенение и страх, когда начинаете работать с клиентом.

Кларификация: правильно ли я понимаю, что Вы часто перед началом сеанса проигрываете в уме такую ситуацию, что Вы не можете сказать ни слова…

Маевтика: правильно ли я понимаю, что терапевт должен быть абсолютно раскован, сразу выпаливать как пулемет любые слова?

Интерпретация:

 

 

Ситуация 2. Клиент жалуется: я толстая. Т. е. есть человек, он оценивает себя. И результат этой оценки: я такая-то (толстая).

«Я хочу сбросить вес» (рисунок: скала, на ней вес, она хочет его сбросить).

«Я не хочу быть толстой. Я устала быть толстой» (нагнетание, рубленные фразы). Уже это допекло. Прием усиления.

Дальше после этих жалоб и нагнетания терапевт мог бы подумать: какая она несчастная. Но клиентка говорит так: «Мне кажется, я очень счастлива внутри себя». Здесь слово «кажется» можно стереть. Оно звучит как «мне неприлично признаваться, но я очень счастлива внутри себя». Т. е. есть некое внутреннее пространство внутри себя, где я счастлива.

«А вес мешает жить полноценной жизнью». Человек счастлив, но… Вес – препятствие на пути к полноценной жизни.

Нам нужно ответить.

 

Попробуем ответить сначала с помощью эмпатии. Общая идея эмпатического ответа: мы пытаемся расслышать не то, что человек говорит, а то, что он чувствует, и возвращаем ему это его чувство. Какие чувства: отвращение, отчаяние, раздражение, тяжесть. И в связи с каким аспектом данной ситуации. «Правильно ли я поняла, что Вы чувствуете отвращение к своему внешнему облику?» «Вы не принимаете свое тело на пути к своей счастливой жизни». «Правильно ли я понимаю, что Вас раздражает Ваше отражение в зеркале. Структура фразы: оператор понимания и чувство, которое человек испытывает. Попробуйте войти в жизненный мир человека и почувствовать, что в Вас откликается в связи с этой жалобой. Эмпатическая фраза должна быть «немножко вопросительной». В чем смысл оператора понимания и «немножко вопросительной интонации»: мы показываем клиенту, что главное слово останется за ним. Почему не полностью вопросительная? Если будет слишком вопросительной, мы попадаем в другую коммуникацию, где мы расспрашиваем («Давно ли это, милочка, у вас?») и за нашими вопросами скрывается некая наша идея. Но если мы верим, что это она будет переживать (свою полноту, например), то наша задача – только поддерживать этими полувопросительными интонациями.

 

Кларификация. «Правильно ли я понимаю, что вы размышляли над причинами этого состояния, но пока у Вас нет точного ответа?» Нужно сделать работу на уровне сознавания, когда клиент активен. В чем смысл работы на этом уровне? Мы хотим поддержать проработку ситуации, интеллектуальную, содержательную, волевую. Клиент пытается как-то с этим справиться, проводит умственную и волевую работу. Нужно принять решение, оценить ситуацию. И мы поддерживаем эту работу. Общая формула реплики: оператор понимания + вы думаете то-то… у вас перед глазами такая-то картина. То есть нужно сказать либо о ситуации, либо о наблюдателе и его действиях. Цель кларификации: поддержка переживания клиента на уровне сознавания (обдумывание причин, следствий и т. д.) Клиент делает шаг на уровне сознавания, продумывая какие-то свои идеи. «Когда вы смотрите в зеркало, вы видите…,»

 

Маевтика. Что есть жалоба клиента? Она указывает на какой-то факт, объективные обстоятельства, которые не соответствуют какой-то норме. Когда мы говорим эмпатические реплики, мы скорее поддерживаем жалобу. Когда говорим на уровне кларификации, мы скорее поддерживаем факты и действия. Когда мы говорим на уровне маевтики, мы выявляем те убеждения клиента, которые факты превращают в жалобы. Поэтому, раз человек жалуется на то, что он толстый, есть какие-то убеждения в том, что норма – быть худой (истощенной, изможденной). Наша задача – выявить эти убеждения. Мы не будем с ними спорить. Наша задача – показать клиенту эти убеждения, дать отрефлексировать. Часто эти нормы человеку кажутся самоочевидными и не замечаются. «Правильно ли я Вас понимаю, что Вы убеждены в том, что толстые люди не живут полноценной жизнью». Реакцией клиента скорее всего будет замешательство «Да.. нет…» Мы стимулировали рефлексию. У нас нет задачи корректировать убеждения человека. Значение слова «маевтика» -- греч. " родовспоможение». Сократические беседы. «я не знаю истины, ее знает собеседник, я помогаю ему родить истину». «Правильно ли я понимаю, что счастливы только люди с весом менее 60 кг?»

 

Интерпретацией в рамках ПП пользуются, но не на первой ступени. Нужно иметь довольно большой материал. Смысл интерпретации: она объясняет из некоторой априорной модели, почему человек что-то чувствует или думает. У меня есть идея, и я накладываю факты жизни человека на эту идею. Интерпретация вводит целостную конструкцию, которая объясняет смысл событий, о которых говорит клиент. Тут оператор понимания уже другой. «Не думаете ли Вы… не кажется ли Вам… нельзя ли объяснить ли это тем-то и тем-то». В интерпретации есть объяснение (вот причины, почему Вы толстая…) Классический ход: все проблемы из детства… Вы жертва своих родителей, которые требовали: ешь, ешь, ешь…

 

Домашнее задание

1. Прочитать две статьи (которые вышлют). Одна «Уровни переживания и методы психологической помощи» и «Семиотика и техника эмпатии».

2. На одну и ту же фразу клиента построить пять разных эмпатических реплик. «Я толстая. Я хочу сбросить вес. Я не хочу быть толстой. Я устала быть толстой. Мне кажется, что я очень счастлива внутри себя, а этот вес мешает мне жить полноценной жизнью».

3. Провести аутопсихотерапевтический сеанс. 5 фраз клиента, 5 фраз терапевта. Только эмпатические фразы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.