Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Основы теории спроса и предложения






Количество реализуемых товаров и их цена на конкурентном рынке определяется в процессе взаимодействия спроса и предложения.

Спрос – это отношение между ценой товара и его количеством которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Существует закон спроса, который утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество хотят приобрести покупатели при прочих равных условиях. Зависимость количества проданных благ от их цены может быть изображено графически с помощью кривой спроса.

Кривая спроса – показывает, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Рисунок – 6.1. Кривая спроса

 

 

Кривую D в экономической литера­туре называют кривой спроса. Проеци­руя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при измене­нии цены. Если при цене Р1 величина

цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2, и т. д.1 При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

QD = a- b . Р

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос ((QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины а про­исходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется на­клон кривой.

Кроме собственной цены на объем спроса могут оказывать влияние и другие факторы:

I – доход потребителей; Спрос на товар повышается, при увеличении дохода и сокращается при его уменьшении.

Z – вкусы и предпочтения потребителя (субъективный фактор, но необходимо учитывать т.к. циклично оказывает влияние на объем потребительского спроса)

W – потребительские ожидания

Ps – цены товаров – заменителей (субститутов). Товары-заменители – это товары, которые могут замещать друг друга в процессе потребления и для потребителя безразлично какой товар предпочесть (чай, кофе) При повышении цены на товар-заменитель, спрос на данный товар будет возрастать, т.к. он (товар) становится относительно дешевле.

Pc – цена товара - дополнителя. Товары - дополнители используются в потреблении только совместно. При повышении цены на товар – дополнитель, спрос на данный товар сокращается.

N – число потребителей

B - все прочие факторы.

Эта зависимость многофакторная. Если изменяется только собственная цена товара, то изменяется первоначальное положение потребителя на кривой спроса (рисунок 6.2.1). В данном случае говорят, что изменяется величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным.

Если же изменяются прочие (неценовые) факторы, то происходит смещение первоначальной кривой спроса (рисунок 6.2.2), в данном случае происходит изменение самого спроса. Если изменение прочих факторов действует таким образом, что объем спроса увеличивается, то кривая спроса смещается вправо и вверх. Если же действие прочих факторов ведет к уменьшению спроса, то линия спроса смещается влево и вниз.

Рисунок - 6.2.1. Изменение величины спроса Рисунок - 6.2.2. Изменение спроса

 

Допустим потребитель приобретает товар по цене Р1 в количестве Q1 (рисунок 6.2.1). Допустим цены снизились до уровня Р2 и потребитель занимает новое положение на кривой спроса. Следовательно, более низким ценам соответствует больший объем спроса и покупатель приобретает товар в объеме Q2 .

Допустим доходы потребителей выросли (рисунок 6.2.2.), увеличивается спрос. Происходит сдвиг кривой спроса вправо и вверх, до уровня D2. По одной и той же цене Р1, потребитель может приобрести больше товара. Если же доходы уменьшатся, то снижается спрос - происходит сдвиг кривой спроса влево и вниз. И по данной цене Р1, покупатель приобретает меньшее количество товара.

Выделяют индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос отдельного потребителя. Рыночный спрос – это сумма спроса отдельных потребителей. Для определения рыночного спроса в графическом варианте определяется как сложение индивидуальных кривых спроса по горизонтали.

Предложение – это отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут реализовать.

Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем большее его количество хотят реализовать продавцы.

Зависимость количества предлагаемых благ от цены может быть показано графически с помощью кривой предложения. Кривая предложения показывает какое количество экономического блага готовы предложить продавцы по разным ценам в данный момент времени.

Рисунок 6.3. – Кривая предложения

 

При предположении, что функ­ция предложения носит линейный характер, уравнение кривой предло­жения может быть представлено в следующем общем виде:

Q s = a+ b .P

Уравнение функции спроса по­казывает, что между уровнем ры­ночной цены (Р)и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (QS), существует прямая зависимость. Параметры а и b отражают измене­ние экзогенных (неценовых) фак­торов предложения.

К неценовым факторам относятся:

P r – цены ресурсов

K – характер используемых технологий

T – налоги и субсидии

N – количество производителей;

B – прочие факторы.

Если изменяется только собственная цена товара, то изменяется положение продавца на первоначальной линии предложения (Рисунок 6.3.1). Если изменяются прочие факторы, то изменяется положение кривой предложения (Рисунок 6.3.2).

Производитель находится в точке «А», и при данной цене Р1, может реализовать товар в количестве Q1 (Рисунок 6.3.1). Допустим цены снизились на данный товар, положение производителя смещается вниз в точку «В», т.е. по цене ниже исходной, производитель готов предложить меньше товара.

Допустим цены ресурсов возросли – воздействует неценовой фактор, (Рисунок 6.3.2), то производитель сможет выпускать и предлагать меньшее количество товара (Q2), следовательно объем предложения снижается и кривая предложения смещается влево и вверх. Допустим, правительство выплачивает субсидии производителю, то объем предложений увеличивается, идет смещение кривой предложения вправо и вниз.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения.

В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1 и цена Р1, выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия, что представлено на рисунке 6.4. При более высокой цене Р2 возника­ет избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешиваю­щей P3 спрос превышает предложение (отрезок CF) и возникает дефицит това­ра на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей бу­дут толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться в краткосрочном периоде, пока не изменятся какие-либо параметры, определяющие спрос и предложение.

Рисунок 6.4. – Рыночное равновесие

 

Понятие эластичности. Важнейшую роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.

Эластичность спроса п оказывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.

Различают точечную и дуговую эластичность спроса. Точечная эластичность спроса.

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены. Она равна:

Где Р1Q1 и Р2Q2 - начальные и конечные значения объемов и цен.

Точечная эластичность - определяется для каждой точки кривой спроса. Она равна:

Для непрерывного случая:

Где , - производные величины объема и цены.

 

Возможно несколько вариантов эластичности:

1. еD > 1 - спрос на товар эластичен. В этом случае при повышении цены объем спроса сократится на большую величину. Например, цена увеличилась на 5%, спрос сократился на 10%, т.е. изменение цен оказывает значительное влияние на изменение объема спроса.

2. еD = 1 - спрос единичной эластичности. В этом случае при изменении цены предложение изменяется на туже самую величину. Например, цена повысилась на 2%, спрос сократился на 2%.

3. еD < 1 - спрос неэластичен. В этом случае при изменении цены спрос меняется на меньшую величину. Например, цены изменились на 5%, объем спроса сократился на 2%. При неэластичном спросе потребитель не готов, не может гибко реагировать на изменение рыночных цен.

4. еD = 0 - спрос совершенно неэластичный; Когда количество спроса не изменяется при любом изменении цены, то, спрос не эластичен.

5. Когда количество спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, то эластичность бесконечна.

 

Эластичность спроса зависит от следующих факторов:

1) Доля затрат на данный товар в общей сумме потребительских расходов. В этом случае, чем меньше доля в расходах, тем меньше эластичность (расходы на соль, если цены на нее повысились, то ее меньше покупать не будут).

2) Это фактор времени. Чем больше потребитель ограничен во времени, тем ниже эластичность. Например, цены на цветы во время праздника – повышаются, и насколько бы они не повысились их все равно покупают; цены на авиабилеты.

3) Это степень престижности потребления данного товара – чтоб подчеркнуть принадлежность к какой-либо социальной группе. Потребитель приобретает товар не по реальным потребностям, а по своим доходам. В этой ситуации потребитель слабочувствителен к изменению цен и объем спроса будет ограничиваться только уровнем доходов.

4) Наличие на рынке товаров заменителей. Чем больше товаров заменителей, тем эластичнее спрос на данный товар, тем больше людей переключится с данного товара на товары-заменители.

5) Разнообразие возможностей (направлений) использования данного товара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность.

6) Степень насыщения потребностей. На стадии начального насыщения спроса даже небольшое снижение цен может вызвать значительный рост спроса и продаж, а по мере насыщения потребностей эластичность спроса снижается.

7) Специфика рынка. Чем более какой-то товар потребителю необходим, тем менее эластичен спрос на данный товар.

Эластичность спроса по цене всегда отрицательная т.к. связь между признаками обратная.

 

Классификация товаров на основе показателя эластичности. В основе классификации товаров могут лежать три фактора:

- величина дохода;

- собственная цена товара;

- цена другого товара;

1. Величина дохода.

Для анализа воздействия изменения дохода на потребительский спрос используется понятие эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу показывает насколько процентов изменяется потребительский спрос при изменении дохода на 1% при прочих равных условиях ( это мера реакции потребителя на изменение дохода).

а) е I < 0 - Эластичность по доходу меньше ноля. В этом случае товар называется малоценным, т.е. с ростом дохода спрос на данный товар снижается.

б) е I > 0 - такие товары называются ценными. В этом случае с ростом доходов объем потребления этих товаров возрастает. В свою очередь ценные товары можно разделить на две группы:

 

0 < ЕI < 1 Такие товары называются товарами первой необходимости. В этом случае с ростом доходов спрос увеличивается на меньшую величину (соль, спички).     ЕI > 1 В этом случае с ростом доходов спрос на товар увеличивается на большую величину. Такие товары называются товарами престижного потребления или предметы роскоши. Сростом доходов спрос увеличивается на величину, превышающую увеличение дохода.

 

 

2. Cобственная цена товара;

Влияние на объем спроса собственной цены товара. Это влияние можно оценивать с помощью понятия эластичность спроса по собственной цене. Эластичность спроса по собственной цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса при изменении собственной цены товара на 1% при прочих равных условиях.

а) Ер < 0 - в этом случае с ростом цены объем потребления товара сокращается. Такие товары называются нормальными.

б) Ер > 0 – В этом случае с ростом цен спрос на товары повышается. Такие товары называются товары Гиффена. Эффект Гиффена может наблюдаться ситуации экономической нестабильности и связанного с ней повышения цен. В этом случае цены на малоценные товары растут более медленными темпами и они становятся относительно дешевле и спрос на эти товары увеличивается.

 

3. Цена другого товара.

Классификация проводится на основе понятия эластичности спроса по цене другого товара. Эластичность спроса по цене другого товара показывает насколько процентов изменяется спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1% при прочих равных условиях.

в) Еxy > 0 - в этом случае товары являются взаимозаменяемыми. С ростом цены на один товар, спрос на другой товар повышается.

г) Еxy < 0 – В этом случае, с ростом цен на один товар, спрос на другой товар сокращается. Т.е. эти товары могут удовлетворять потребности только при их совместном использовании, товары являются взаимодополняемыми.

 

 

Эластичность предложения. Эластичность предложения показывает, насколько процентов изменится предложение при изменении цены товара на 1% при прочих равных условиях.

Если обратиться к бесконечно малым величинам, то эластичность предложения будет выглядеть:

Где , - производные величины объема и цены.

Существует несколько ситуаций эластичности:

Существует несколько ситуаций эластичности:

1. еS < 1 – неэластичное предложение. В этом случае при изменении цены, объем предложения меняется на меньшую величину. Например, цена выросла на 2%, а объем предложения на 1% (скоропортящиеся товары);

2. еS = 1 – единичная эластичность. В этом случае при изменении цены предложение меняется на аналогичную величину. Цены на товар подняли на 1% и предложение возросло на 1%.

3. еS > 1 - Эластичное предложение. В этом случае изменение цены ведет к большему изменению объема предложения. Например, цены выросли на 1%, а предложение выросло на 4% (товары первой необходимости).

4. еS = 0 – абсолютнонеэластичное предложение. В этом случае при изменении цены, объем предложения не меняется.

5. еS = абсолютно эластичное предложение.

 

Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения. К числу данных факторов относят:

а) рост производственных расходов по мере роста объемов производства. Чем меньше дополнительные расходы на производство дополнительного объема продукции, тем больше оснований для того, чтобы предприятия производили продукцию при заданном повышенном уровне цен, а значит тем эластичнее будет предложение;

б) временной период. В мгновенном периоде предложение в высшей степени неэластично. В длительном периоде эластичность предложения выше, чем в коротком. Ведь за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства. Зато в долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ.

 

Величина эластичности оказывает влияние на расположение кривых спроса и предложения. Чем больше значение эластичности, тем меньше угол наклона соответствующей кривой.

Рисунок 6.5. – Эластичность спроса

На рисунке 6.5. изображены кривые спроса с разными значениями коэффициента эластичности спроса. На рисунке 6.5. а) показана кривая спроса с единичной эластичность; на рисунке 6.5. б) кривая низко эластичного спроса; на рисунке 6.5. в) показана кривая эластичного спроса.

Тема 7. Теория потребительского поведения (выбора)

 

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокуп­ность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководс­твуясь которыми индивидуум формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Анализ поведения потребителя осуществляется на основе понятия полезности.

Полезность — удовлетворение или удовольствие, которое ин­дивид получает от потребления товара или услуги.

При анализе ПП используют два подхода:

- кардиналистский (количественный) – основывается на теории предельной полезности

- порядковый (ординалистский) – использует теорию кривых безразличия и потребительского бюджета.

 

Количественный (кардиналистский) подход к анализу по­лезности и спроса основан на представлении о возможности из­мерения полезности различных благ в гипотетических единицах — ютилах (от англ. utility — полезность).

Кроме общей полезности существует предельная полезность.

Предельная полезность (MU) — это прирост общей полез­ности при увеличении объема потребления данного блага на единицу. Предельная полезность показывает, насколько изменяется величина общей полезности при изменении объема потребления одного из товаров на 1 при прочих равных условиях.

или

Графически общая и предельная полезность представлены на рисунке 7.1.

Рисунок 7.1.1 – Динамика общей полезности Рисунок 7.1.2– Динамика предельной полезности

 

Линия предельной полезности является также линией спроса.

Теория субъективной полезности опирается на законы, откры­тые Генрихом Госсеном.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Гос­сена): «По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению» Действие закона связано с объективным сокращением степени удовлетворения потребителя с ростом количества потребляемых благ, т.е. с ростом объемов потребления психологическая оценка потребляемого товара постепенно снижается.

Формулировка условия оптимума потребителя дается во вто­ром законе Госсена. гласит: «При максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины:

MU1 = MU2 = MU3 = MUn

Но человек тратит разные суммы денег на приобретение того или иного товара, т.к. у каждого товара своя рыночная цена. С учетом индивидуальных рыночных цен правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Таким образом состояние равновесия потребителя будет выглядеть:

MU1 = MU2 = MU3 = ……………..= MUn
Р1 Р2 Р3 Рn

 

Порядковый подход в основе своей опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный подход.

В рамках порядкового подхода от потребителя требуется толь­ко ранжировать наборы благ по степени предпочтения.

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

1.Полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель может сказать, что А > В (набор А предпочтительнее набора В), либо В > А; либо А ~ В (набор А и набор В равноценны).

2. Транзитивности: если А > В > С, или А ~ В ~ С, или А > В ~ С,

то А > С.

3. Ненасыщения: если набор А содержит не меньшее коли­чество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В.

4. Независимости потребителя. Удовлетворение потребителя
зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит
от количества благ, потребляемых другими потребителями.

Данные аксиомы образуют основу модели теории потребления. Они не объясняют потребительских предпочтений, они лишь опи­сывают их. Вопрос о том, на сколько каких-либо единиц полез­ности или во сколько раз набор А предпочтительнее (или имеет большую полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора пот­ребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

При порядковом подходе для исследования поведения потре­бителей пользуются понятиями кривой и карты безразличия.

Кривая безразличия является геометрическим местом то­чек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать. Множество всех кривых безразличия на плоскости называет­ся картой безразличия - рисунок 7.2.

Рисунок 7.2.1 – Кривая безразличия Рисунок 7.2.2 – Карта безразличия

 

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой (дальше от начала координат), представляет собой более предпочтительные наборы товаров.

2. Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицатель­ный наклон.

3. Кривые безразличия не пересекаются.

4. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Люди всегда идут на компромиссы, когда делают выбор меж­ду товарами.

Показанный график характеризует ситуацию, когда между товарами возможно взаимозамещение в потреблении. Кривая безразличия показывает, что можно изменять сочетание потребляемых благ, не изменяя при этом общей величины полезности. Эта возможность к взаимозамещению товаров в процессе потребления количественно может быть охарактеризована с помощью понятия предельной нормы замены.

Предельная норма замены – показывает насколько необходимо увеличить объем потребления одного блага при сокращении потребления другого блага на «1», чтобы общая величина полезности осталась неизменной.

Для анализа потребительских возможностей используется бюджетная линия. Бюджетная линия – соединяет различные сочетания объемов товаров которые может приобрести покупатель при данном уровне цен, при условии, что он полностью тратит свой доход.

Уравнение бюджетной линии:

Уравнение бюджетной линии:

где (-Рхy) — наклон бюджетной линии.

 

Рисунок 7.3. – Бюджетная линия

 

Свойства бюджетной линии:

1) Бюджетная линия всегда прямая;

2) Чем дальше бюджетная линия от начала координат, тем большей величине дохода она соответствует (максимальный доход – бюджетная линия № 3);

 

При X = 0, Y = I/Рy — весь доход потребителя расходуется на благо Y.

При Y = 0, X = I/Рх — весь доход потребителя расходуется на благо X.

Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен то­варов.

Изменения в доходе и ценах вызовут сдвиг бюджетной ли­нии что показано на рисунке 7.4.

Рисунок 7.4. Сдвиг бюджетной линии а) при изменении дохода б) при изменении цены товара Х в) при изменении цены товар Y

 

Цель потребителя сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюд­жетного ограничения. Совместим на рис. 7.5 карту безразли­чия потребителя и его бюджетную линию.

 

Рисунок 7.5 - Карта безразличия потребителя и его бюджетная линия

 

Какой набор това­ров выберет потребитель? Набор товаров в точке D ему недо­ступен. Приобретая набор товаров в точке Z, он не обеспечит себе максимум удовлетворения, поскольку кривая безразли­чия U2 расположена дальше от начала координат, чем кривая безразличия U1, да и не все деньги при этом будут потрачены. Потребитель не выберет набор товаров в точке А или в точке В, поскольку при движении вдоль бюджетной линии вправо вниз или влево вверх он может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат кривых без­различия. Следовательно, оптимальным для потребителя будет товарный набор в точке Е. В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают.

Условие оптимума потребителя: MRS = - Px / Рy.

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации по­купаемых товаров, которая максимизирует полезность при дан­ном бюджетном ограничении.

 

Излишек потребителя и выигрыш производителя. Выигрыш потребителя возникает, если рыночная цена реализации товара ниже, чем та цена, которую готов заплатить потребитель за каждую единицу товара.

Рисунок 7.6 - Излишек потребителя и излишек производителя

Допустим рыночная цена установилась на уровне 5 рублей. По этой цене потребитель может приобрести 10 ед товара. Однако первые единицы товара из приобретаемой партии обладают для потребителя наибольшей полезностью, поэтому он согласился бы приобрести их по более высокой цене. Например, за первую единицу товара- 10 руб, за вторую – 9 руб. и.т.д.

Но при ценообразовании цена устанавливается на уровне полезности последней единицы приобретаемого товара. Поэтому потребитель покупает по цене последней единицы и первые единицы товара, которые обладают более высокой полезностью, и за которые он готов заплатить более высокую цену.

Кривая предложения отражает минимальную цену, которую согласен получить производитель за каждую единицу своей продукции. Выигрыш производителя образуется за счет разницы между рыночной ценой реализации и минимальной ценой за которую производитель согласен продать свой товар.

В совокупности выигрыш потребителя и производителя образуют выигрыш от начала торговли.

 

Эффект замены и эффект дохода. Изменение цены одного из товаров ведет к изменению структуры потребления и к сдвигу равновесия потребителя. Так, если оба товара являются нормальными, снижение цены товара Х приведет к тому, что товара Х потребитель может приобрести больше, в результате чего бюджетная линия становится более пологой из KL перемещается в положение КМ. Эта новая бюджетная линия касается более высокой кривой безразличия U2. Равновесие потребителя перемещается из точки «А» в точку «В», что соответствует большему потреблению и первого и второго товара.

 

При этом общее изменение объема спроса формируется под воздействие двух эффектов: эффект замены и эффект дохода. Действие эффекта замены связано с тем, что потребитель может выбрать новую структуру потребительских благ, отражающую изменение потребительских цен. При этом общий уровень полезности остается неизменным. Эффект замены можно показать графически, проведя касательную бюджетную линию, соответствующую новым относительным ценам к исходной кривой безразличия.

Действие эффекта дохода связано с изменение реального дохода в результате изменения относительных цен. Эффект дохода определяется как разность между общим изменением спроса на товар и его изменением под воздействием эффекта замены.

Общий эффект = эффект замены + эффект дохода

Для определения эффекта замены проводится воображаемая бюджетная линия К1М1, параллельная новой бюджетной линии КМ. Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен товаров, но соответствует прежнему реальному доходу. В нашем примере, снижение цены на товар Х делает его относительно дешевле, что ведет к увеличению его потребления и снижению потребления товара Y, при этом общая полезность не меняется (действие эффекта замены). Потребитель переходит из точки А в точку С, а прирост потребления товара Х составляет А1А3.

Затем, поскольку снижение цены означает повышение реального дохода, потребитель обнаруживает, что у него остаются некоторые средства, которые можно использовать для увеличения потребления обоих товаров и выхода на более высокий уровень полезности – эффект дохода. При этом потребитель перемещается из точки С в точку В, прирост потребления товара А составляет А3А2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.