Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Рыночная организация хозяйства






Натуральное и товарное производство. Первой экономической формой производства является натуральное хозяйство, при котором продукты труда предназначались для удовлетворения собственных потребностей производителя.

Для натурального хозяйства характерны следующие черты:

1) Натуральное хозяйство – замкнутая система организационно-экономических отношений. Каждая хозяйственная единица (семья, община, поместье) опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ.

2) Для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. В нем применяется простейшая техника (мотыга, лопата и т.д.) Следовательно трудовая деятельность является малопроизводительной, выпуск продукции не может значительно возрастать.

3) Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Т.е. созданная продукция – распределяется между всеми участниками производства и минуя ее обмен – идет в личное и производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.

 

Натуральное хозяйство возникло в результате неразвитости общественного разделения труда. Натуральное производство соответствовало такому уровню производственных сил и типу производственных отношений, которые определяют главную цель производства – удовлетворение потребностей незначительных по объему и примитивных по характеру. Главная особенность – то, что потребитель и производитель – одно и тоже лицо.

Натуральное хозяйство преобладало в течение самой длительной доиндустриальной стадии производства (в первобытных общинах, рабовладении, феодализме). Наивысшего расцвета натуральное хозяйство достигает при феодализме и начинает разрушаться при переходе к капитализму. Зарождается товарное хозяйство.

Товарное хозяйство – тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке.

Товарному хозяйству присущи следующие основные черты:

1) Это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

2) Производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий.

3) Товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи.

Выделяют два типа товарного производства:

Простое товарное хозяйство крестьян или ремесленников. При изготовлении продуктов они применяли свой труд и находящиеся в их частной собственности сравнительно несложные орудия производства.

Развитое товарное хозяйство – которое опирается на крупное машинное производство и расширяющуюся по своим масштабам кооперацию труда. Все создаваемые блага превращаются в товары, продаваемые на рынке. Предметом купли-продажи становится наемный труд.

 

Рынок как экономическая категория. Развитие товарного хозяйства невозможно без рынка. Рынок есть результат естественно-исторического про­цесса развития товарного производства, обусловленный обще­ственным разделением труда и обособлением субъектов хозяйс­твования.

Первоначально рынком называли место, где люди обменива­лись товарами и услугами. Как правило, это были городские пло­щади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п.

По мере развития товарного производства развивается и ус­ложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сто­рон. Именно этим объясняется наличие в экономической лите­ратуре множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют обще­ственной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму об­щественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что

Рынок— это система организационно-экономических отноше­ний, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Основные черты и функции рынка. Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциями рынка относятся:

• информационная;

• регулирующая;

• посредническая;

• стимулирующая;

• ценообразующая;

• контролирующая.

Информационная функция рынка очень важна, так как она дает возможность провести анализ различного рода экономических показателей: уровня цен, процентной ставки, доходности, сред­ней заработной платы и т. д. Получение такого рода информации позволяет предпринимателям эффективно организовать бизнес и перестроить структуру производства.

Регулирующая роль состоит в том, что через рынок осущест­вляется регулирование общественного производства, т.е. реша­ются проблемы, что производить, как производить, для кого про­изводить.

Суть посреднической функции такова: через рынок устанавли­вается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного произ­водства товары, а продает на рынке либо произведенную продук­цию, либо имущество, либо рабочую силу.

Значение стимулирующей функции в том, что через рынок про­исходит учет затрат на производство продукции. Рынок определя­ет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.

Важнейшей функцией рынка является ценообразующая. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то сни­жается цена, а следовательно, — производство и предложение дан­ного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать про­изводство, рост которого станет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого, — равновесная цена.

Суть контролирующей функции в том, что рынок дифференци­рует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции мень­ше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных. Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами являются:

• гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся

условиям;

• оперативное использование новых технологий с целью сни­жения издержек производства и повышения прибыли;

• независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;

• способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, со­циальной сферы:

• рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит существенное неравенс­тво;

• рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоох­ранение и т.п.);

• рынок ориентирован не на производство социально-необ­ходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

• Несовершенство рынка должно компенсироваться соответс­твующими функциями государства.

Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т.е. набора правил, регла­ментирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной эко­номики.

Систему институтов условно можно разделить на три группы: институты на уровне предприятий, институты на межкорпора­тивном уровне и институты на макроэкономическом уровне. Их объектами соответственно являются домашние хозяйства, фир­мы, государство.

«Правила игры» определяют в основном макроэкономичес­кие институты.

Рыночные отношения без правил, без институционального оформления становятся в известной мере мафиозными, а эконо­мика в значительной мере — теневой.

Теневая экономика(англ. underground economy) — это совокуп­ность неучтенных, нерегламентированных и противоправных ви­дов экономической деятельности.

 

Виды рынков. Рынок классифицируют по разным критериям, важ­нейшими из которых являются следующие:

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

2. По географическому положению различают местный, реги­ональный, национальный и мировой рынки.

3. По степени ограничения конкуренции называют рынки: мо­нополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т.п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По месту создания продукта — внутренний и внешний.

 

Действующими лицами, или субъектами, рынка являются до­машние хозяйства, фирмы и государство.

Домашнее хозяйство — это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

• обеспечивает производство и воспроизводство человеческо­го капитала (заботится о здоровье, воспитании, образовании своих членов);

• самостоятельно принимает решения;

• является собственником какого-либо фактора производс­тва и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу;

• стремится к максимальному удовлетворению своих потреб­ностей.

Фирма — это экономическая единица, которая:

• использует факторы производства для изготовления про­дукции с целью ее продажи;

• стремится к максимизации прибыли;

• самостоятельно принимает решения.

Государство представлено правительственными учреждени­ями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Основная экономическая роль государства — обеспечение взаимодействия между всеми участниками хозяйственной де­ятельности.

Институциональная теория выделяет следующие задачи государства:

1. Спецификация и защита прав собственности.

2. Создание каналов обмена информацией.

3. Разработка стандартов мер и весов.

4. Создание каналов и механизмов физического обмена то­варов и услуг: транспортная сеть, площадки для торгов и т.д.

5. Правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах.

6. Производство общественных благ: оборона, здравоохра­нение, образование. Свою предпринимательскую деятельность государство ведет на базе государственного сектора экономики. В отличие от частного предпринимателя государство ориен­тируется не только на получение прибыли, но на успешное функционирование экгономики в целом.

Домашние хозяйства, фирмы и государство вступают в эко­номические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка.

Объектами рыночного хозяйства являются: товары и услу­ги, факторы производства (труд, земля, средства производс­тва), деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты и т.п.

Сущность, основные элементы и функции инфраструктуры рынка. Современный рынок невозможен без развитой инфраструкту­ры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка— это совокупность учреждений, госу­дарственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аук­ционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондо­вые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миг­рации рабочей силы и т.д.

Магазин (от фр. magazin — хранилище, склад, амбар) — поме­щение для хранения и продажи товара. В магазинах, как правило, производится розничная торговля. В розничной торговле соседствуют крупные торговые монополии с наличием большого числа мелких торговцев.

Аукцион (от лат. audio — публичные торги) — это продажа товаров на условиях состязательности между покупателями. Победителем аукциона, получающим право приобретения то­вара, является покупатель, предложивший более высокую цену.

Ярмарки (от нем. yahrmarkt— ежегодный рынок) — это регу­лярно, периодически организуемый рынок, который функциони­рует в определенном месте в установленное время.

Биржа — это рынок оптовой торговли стандартными товарами или рынок операций по купле-продаже валюты, ценных бумаг и рабочей силы. В зависимости от предмета торгов различают то­варные, фондовые (валютные) биржи и биржи труда.

Товарные биржи — это организованный рынок материальных, вещественных объектов: сырья, оборудования, зерна, металла и т. д. Такие биржи называют специализированными. Биржи, на ко­торых представлены разнообразные товары, называются универ­сальными.

Биржа не является местом непосредственной купли-продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты и на ос­нове спроса и предложения формируются цены.

Фондовые биржи — это рынок ценных бумаг, главным образом, облигаций, на котором заключаются сделки об их купле-продаже с установлением цены. Торговля ценными бумагами ведется по принципу аукционной продажи, когда ценные бумаги приобре­тает тот, кто предложил наибольшую цену.

Банки выступают как финансовые посредники, соединяющие интересы кредиторов и заемщиков. Банковская система состоит из множества различных банков.

Коммерческий банк — юридическое лицо, осуществляющее банковские операции на коммерческой основе.

Эмиссионный банк — банк, имеющий монопольное право на выпуск банковских билетов. Эмиссионным является националь­ный банк страны.

Аудиторские компании (от англ. auditor— ревизор) — это ор­ганизации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возмож­ности в сфере бизнеса.

Страховые компании — организации, создающие денежные (страховые) фонды за счет взносов ее участников, из средств ко­торых возмещается ущерб, причиненный стихийными бедстви­ями, несчастными случаями и иными обстоятельствами. Стра­хование делится на имущественное, личное и страхование от­ветственности перед третьими лицами. Оно имеет обязательную или добровольную форму в виде договора между страхователем и страховщиком.

Налоговая инспекция — это государственный орган, на кото­рый возлагается проверка правильности уплаты налогов и других платежей в бюджет гражданами и юридическими лицами.

 

Конкуренция: сущность, виды. Совершенная и несовершенная конкуренция. Главной особенностью рыночной экономики является сво­бода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в кон­курентной борьбе.

Конкуренция (от лат. concurrentia — сталкиваться) — это сопер­ничество между участниками рыночной экономики за лучшие ус­ловия производства, купли и продажи товаров.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными това­рами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой.

Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, ко­торые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, или за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техни­ческому превосходству. Эти виды конкуренции детально иссле­дованы Марксом.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свобод­ную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкурен­ции.

Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:

• на рынке действуют независимо друг от друга многочис­ленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;

• обмен осуществляется стандартизированными и однород­ными продуктами;

• покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;

• существует возможность свободного входа и выхода с рын­ка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Монополия (греч.: «монос» — один, «полео» — продаю) возни­кает тогда, когда отдельный производитель занимает доминиру­ющее положение и контролирует рынок данного товара.

Цель монополии — получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы:

Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой про­дукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат — объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест— монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершен­ной (рынок несовершенной конкуренции).

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на ко­тором не выполняется хотя бы одно из условий свободной кон­куренции.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: мо­нополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Монопсония – ситуация – когда на рыке единственный покупатель – строится завод, вокруг него формируется городок. Этот завод является единственным покупателем рабочей силы на данной территории.

Олигополия – это ситуация, когда на рынке несколько крупных производителей (автомобилестроение)

Монополистическая конкуренция – на рынке действует значительное число предприятий, которые производят дифференцируемую продукцию. При чем дифференциация может происходить как на основе реальных различий, таки мнимых различий (парфюмерно-косметическая промышленность, легкая и т.д.).

 

Роль монополии в экономике двойственна.

Положительная сторона в том, что продукция монополисти­ческих компаний отличается высоким качеством, а крупные мас­штабы производства позволяют снижать издержки и экономить

ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господс­твуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая это, государство старается противостоять монопо­лизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равно­весия между конкуренцией и монополией.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США в 1880 г. Современное антимонопольное законодатель­ство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

В России в 1991 г. принят Закон РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках», создан Государственный комитет по антимонопольной поли­тике (ГКАП). В 2004 г. министерство было упразднено и сформирована Федеральная антимонопольная служба. В 2006 г. – вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Товар и его свойства. В натуральном и товарном хозяйстве создаются экономические блага, которые обладают общим свойством – полезностью. Полезность – способность удовлетворять какие-либо потребности людей (даже то, что может повредить здоровью – наркотики, сигареты и т.д.). Это свойство называют потребительной стоимостью. Чтоб благо могло стать товаром – оно должно быть предназначено для обмена на рынке. При обмене на другой продукт на рынке товар получает меновую стоимость (ценность) (в отличии от натурального продукта). Меновая ценность – это количественное отношение, в котором потребительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценности другого рода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.