Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические блага, потребности и ресурсы






 

Экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы: даровые или свободные (неэкономические) блага и экономические блага. Даровые блага – это жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме бó льшем, чем величина потребности в них. Поэтому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди, вода рек, морей, океанов). Свободные (неэкономические) блага – это блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

Однако основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет экономических благ, объем которых недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере, поэтому их приходится тем или иным способом распределять. Экономические блага – это средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей. Экономические блага состоят из товаров и услуг. Товары – это материальные предметы, полезные людям и ценимые ими как благо. Услуги – это нематериальные блага, имеющие форму деятельности, полезной людям.

Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей и поэтому включает в себя такие компоненты, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование (потребление).

Их взаимосвязь весьма упрощенно можно представить в виде следующей блок-схемы (рис. 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Взаимосвязь компонентов экономической деятельности [3]

 

Последовательность действий при этом является спиралеобразной: удовлетворение одной потребности одновременно приводит к формированию новой потребности.

На приведенной схеме (рис. 1.1) обозначены блоки, где возникают главные экономические проблемы, которые всегда существуют в любом обществе:

1. Что производить? (блок потребностей);

2. Как производить? (блоки ресурсов и технологий);

3. Для кого производить? (блоки продуктов и их использования).

Потребности людей в материальных благах и услугах практически не ограничены, поскольку люди постоянно стремятся к повышению своего уровня жизни. Понятие «потребности» само по себе относительно, а содержание во многом субъективно. Потребности подразделяются на основные или первичные жизненные потребности (пища, одежда, жилище, лечение и безопасность) и вторичные жизненные потребности (досуг, комфорт, путешествия и т. д.). Граница между этими потребностями зависит от уровня развития общества. По мере прогресса происходит увеличение потребностей и их дифференциация, при этом как отдельные лица, так и общество в целом стремятся к максимальному удовлетворению своих разнообразных потребностей.

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и т. д.). Все виды ресурсов, используемые в процессе производства товаров и услуг, называются экономическими ресурсами или факторами производства (нередко их называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами экономического роста). Представим характеристику экономических ресурсов в табличной форме (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Экономические ресурсы (факторы общественного производства)

 

Экономический ресурс Содержание понятия «экономический ресурс» Цена экономического ресурса
1. Труд Целесообразная деятельность человека по созданию экономических благ (физические и умственные способности человека, которые используются в процессе производства товаров) Заработная плата
2. Земля Все природные, естественные ресурсы (леса, сельскохозяйственные земли, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы, городские земли, отведенные под застройку и т. д.), вовлекаемые в хозяйственный оборот Рента, арендная плата
3. Капитал Предназначенные для экономической деятельности материальные и денежные ресурсы: а) реальный (физический) капитал или средства производства: созданные человеком блага, которые используются в производстве товаров и доставке их потребителю (здания, оборудование, инструменты, машины и т. д.); б) финансовый или денежный капитал (наличные деньги, банковские депозиты (вклады), акции, облигации и т. д.), с помощью которого приобретаются материально-веще­ственные и трудовые ресурсы     Прибыль     Процент на капитал
4. Пред-принимательство Способность человека организовать производство товаров, соединив вместе экономические ресурсы (труд, землю, капитал) в условиях рыночной неопределенности, неустойчивости и риска; принимать управляющие решения, опираясь на главные экономические задачи; применять новые технологии Плата за риск (прибыль)
5. Инфор­мация Сведения, знания научного, технического, экономического характера; сообщения о конъюнктуре рынка, помогающие принимать решения при организации бизнеса Рыночная цена товара

 

С понятием «экономический ресурс» тесно связано понятие «редкости» ресурса или понятие «ограниченность ресурсов». Ограниченность ресурсов – это недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

Ограниченность труда связана с тем, что число трудоспособного населения страны строго фиксировано в любой момент времени. Кроме того, по своим физическим и умственным способностям, имеющимся навыкам лишь часть граждан пригодна для выполнения конкретных видов работ.

Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется географией страны и наличием в ее недрах месторождений полезных ископаемых.

Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны и тем, какой производственный потенциал она успела накопить к данному моменту времени.

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа далеко не каждого человека наделяет талантом предпринимателя.

Ограниченность информации связана с тем, что те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики, имеют высокую стоимостную оценку.

Редкость ресурсов, как понятие экономическое, носит не абсолютный, а относительный характер: производственные ресурсы ограничены лишь относительно потребностей общества. Таким образом, общество сталкивается с фундаментальной экономической проблемой – с противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченностью ресурсов для удовлетворения этих потребностей.

Экономические потребности побуждают к эффективному использованию имеющихся ресурсов для достижения конкретных результатов. Редкость ресурсов заставляет делать постоянный выбор вариантов, направлений использования, способов распределения ресурсов и т. д.
Выбор осуществляют все: потребители товаров, производители товаров и услуг, правительство страны.

В своих рассуждениях об экономическом выборе экономисты исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение человека в экономике – это поведение, направленное на достижение участниками хозяйственной (экономической) деятельности максимальных результатов при имеющейся ограниченности ресурсов. Суть рационального экономического поведения человека заключается в минимизации затрат или максимизации выгоды. Показатель эффективности – это соотношение «выгоды» (результат) – «затраты».
Чем ниже затраты при прочих равных условиях, тем выше будет результат. Важно за­помнить, что эффективность всегда есть отношение двух величин, то есть это цифра относительная, а не абсолютная.
В центре исследований рыночного хозяйства всегда стоит проблема эффективности: как в условиях ограниченности ресурсов добиться максимальной отдачи от их использования (увеличить производительность станков, оборудования, работников). В этой связи экономическую теорию можно считать также наукой о рациональном поведении людей в процессе их хозяйственной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.