Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос на товар и закон спроса






 

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития объяснимы с помощью таких понятий, как спрос на товар и его предложение, способы их координации и приспособления друг к другу.

Спрос на товар или услугу D (от англ. demand) как экономическая категория характеризует желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Важнейшими характеристиками спроса являются цена спроса и объем спроса. Ценой спроса Pd (от англ. price of demand) является максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги. Цена спроса не тождественна рыночной цене товара. Она определяется и ограничивается размером дохода покупателя. Объем спроса Qd (от англ. quantity of demand) на какой-либо товар показывает определенное количество товара, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается. Закон спроса показывает, что существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса на него.

В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, склонного большие объемы товара покупать по более низкой цене, чем более высокой. Во-вторых, процесс потребления подчиняется закону убывающей предельной полезности товара, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение (более подробно это будет рассмотрено в теме 6). В-треть­их, действие закона спроса связано с эффектом дохода, который выражается в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе снижение цены приводит к повышению покупательной способности потребителя, а установление более высокой цены – к снижению покупательной способности. В четвертых, с эффектом дохода тесно связан эффект замещения, который проявляется в том, что высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой аналогичных, но более дешевых товаров.

Спрос на товар может быть представлен в виде таблицы (шкалы спроса) (рис. 4.1, а) и в графической форме (рис. 4.1, б). Для построения кривой спроса отложим на оси абсцисс точки, соответствующие количеству покупаемого товара Q, а на оси ординат – соответствующие им цены P. Если все точки, характеризующие соотношение «цена – объем спроса», соединить, то получим кривую спроса D. Кривая спроса D показывает, какое количество товара потребители купят при разных ценах на данный товар. Кривая спроса выражает цену спроса и имеет отрицательный наклон, так как объем покупок обратно пропорционален уровню цены (рис. 4.1, б).

 

а
Цена за ед.

товара P

б
Объем спроса Q

   
   
   
   

 

Рис. 4.1. Шкала спроса на товар (а) и кривая спроса на товар (б) [5]

 

Существование закона спроса не отменяет его возможные «исключения». Во-первых, в случае, когда товары рассчитаны на богатых людей. Например, дорогостоящие ювелирные изделия покупают только потому, что цена их высока. Снижение цен на такие товары может уменьшить их привлекательность для богатых и поэтому может привести к сокращению объема их продажи. Во-вторых, когда покупатели не имеют возможности судить о качестве товара непосредственно и исходят из его цены. Поэтому снижение цен на такие товары может привести к уменьшению спроса на него. В-третьих, когда увеличение спроса на товар происходит при повышении его цены (так называемый эффект Гиффена). Английский статистик и экономист Р. Гиффен наблюдал в Англии XIX в. ситуацию, при которой чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали, поскольку бедные слои населения имели очень низкий доход и жили в нищете.

Существование эффекта Гиффена определяется несколькими условиями:

– товар, на который цена растет, должен принадлежать к числу предметов первой необходимости;

– уровень доходов покупателей должен быть таким низким, чтобы изменение цены на этот товар (эффект дохода) оказывало непропорционально сильное влияние на их покупательную способность (эффект замены). В этом случае кривая спроса на товар будет иметь не отрицательный, а положительный наклон;

– бедные слои населения живут в условиях рыночного хозяйства и не имеют дополнительных источников дохода.

Таким образом, кривая спроса – это модель рыночной ситуации.
Она описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке данного товара в определенный момент времени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.