Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово и его лексическое значение






Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник означает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение. Лексические значения слов разъясняется в толковых словарях. Это особые справочные книги, которые состоят из словарных статей. Например:

Багрό вый, -ая, -ое. Густо-красный. Кровавого цвета. Дым багровый горками всходит к небесам. (А. Пушкин).

Из этой словарной статьи мы узнали, что багровый – значит густо-красный, кровавого цвета, что ударение в слове падает на второй слог, что в именительном падеже единственного числа это прилагательное имеет безударные окончания: в мужском роде - -ый, в женском - -ая (багровая), в среднем - -ое (багровое). В статье также дан пример употребления слова.

Лексическое значение слова

Большинство слов выражает определённый смысл, то есть имеет лексическое значение.

Например, слово дерево обозначает растение с твёрдым стволом и ветвями, образующими крону; словом героизм называется способность к совершению подвига.

Советы помощника: существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно:

- нарисовать то, что обозначается словом;

- подобрать близкое по значению слова (синоним);

- рассказать о слове так, чтобы в самом рассказе это слово не встретилось.

 

 

Известно, что в основе алфавитов большинства индоевропейских языков (греческого, латинского, русского, английского, немецкого, французского и т.д.) лежит система финикийских начертательных знаков, соответствующих согласным буквам финикийского алфавита. Согласно одной из многочисленных теорий происхождения алфавита, начертания букв происходят от изображений предметов, соответствующих названиям букв. Сначала финикийский алфавит был заимствован греками, добавившими обозначения гласных звуков, представлявших собой согласные в финикийском (алеф, хе, вав, айин → альфа, эпсилон, ипсилон, омикрон). От греков алфавитное письмо перешло сначала к этрускам, а впоследствии к римлянам в Италию. Впоследствии латинский алфавит заимствуется французами, испанцами, итальянцами, португальцами, румынами, немцами, англичанами и т.д. Латинский алфавит также принимается некоторыми славянскими народами: поляками, чехами, словаками, хорватами, а в 1929 году и Турками. Разновидностями славянского алфавита являются кириллица и глаголица, глаголица является более древней и использовалась преимущественно в Хорватии. В сводной таблице приводятся начертания и названия соответствующих букв в финикийском, греческом, латинском и русском. Проследите, каким образом меняется начертание оригинала в последующих заимствованиях. Названия и начертания букв какого алфавита в большей степени приближается к оригиналу? Что означает слово «алфавит»? Из названия каких букв финикийского алфавита оно было создано?

 

 

Финикийский Греческий (классический) Латинский Русский
алеф бык Α α альфа A A
бет дом Β β бета B Б В
гимел верблюд Γ γ гамма C G Г
далет дверь Δ δ дельта D Д
хе окно, молитва Ε ε эпсилон E Е  
вав гвоздь Υ υ ипсилон U V V V W Y   У   исключена Петром I
зайин оружие Ζ ζ дзета Z  
хет предположительно: стена, цветок лотоса, стрела Η η эта H И
тет колесо Θ θ тета   Ф
йод рука Ι ι йота I I исключена в 1918 г.
каф ладонь Κ κ каппа K К
ламед палка погонщика быков Λ λ лямбда L Л
мем вода Μ μ мю M М
нун рыба, змея Ν ν ню N Н
самек предположительно: столб или любая опора Ξ ξ кси X Х
айин глаз Ο о омикрон O О
пе рот Π π пи P П
цаде предположительно: папирус, рыболов, охотник Исчезла в доклассический период    
коф предположительно: ушко иголки Исчезла в доклассический период    
рев (реш) голова Ρ ρ ро R Р
шин зуб Σ σ ς сигма S С
тав крест, пометка Τ τ тау T Т
  Φ φ фи   Ф
  Χ χ хи   Х
  Ψ ψ пси    
  Ω ω омега    

 

 

Какая разновидность письма – пиктография, идеография, фонематическая фонография – используется в следующих примерах. Какой из представленных приёмов позволяет выразить понятие наиболее кратко, точно, в отвлечении от конкретного языка? Какой пример представляет собой промежуточную ступень между разными приемами? Какие виды знаков – символы, иконы, индексы – соответствуют различным видам письменности?

 

а)

б)

 

 

в)

г)

д) Aller guten Dinge sind drei. Gebranntes Kind scheut das Feuer. Il faut manger pour vivre, et non pas vivre pour manger. L’exactitude est la politesse des rois. A todos les llega su momento de gloria. Amigo y vino, el mas antiguo. De noche, (todos) los gatos son pardos.

 

1. Предмет и основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Языкознание и филология.

2. Функции языка.

3. Основные этапы развития языкознания.

4. Знак. Виды и свойства знаков.

5. Язык и мышление.

6. Теории происхождения языка.

7. Язык как знаковая система. Понятие языкового знака.

8. Структура языкового знака. Семиотический треугольник.

9. Слово как единица языка. Понятие значимости, значения и внутренней формы слова. Понятие ближайшего и дальнейшего значения слова.

10. Лексическое значение слова. Типы информации в значении слова.

11. Денотативый и коннотативный компоненты значения слова. Виды коннотаций.

12. Лексическое значение слова и его типы.

13. Лексическое и грамматическое значение слова.

14. Разграничение языка и речи.

15. Уровни языка и единицы языка (общая характеристика).

16. Фонетика и фонология: предмет исследования.

17. Функции фонемы. Фонемные оппозиции.

18. Акустический, артикуляционный и функциональный аспекты фонемы.

19. Общая классификация гласных и согласных звуков.

20. Позиционные и комбинаторные изменения звуков.

21. Парадигматические и синтагматические отношения между знаками.

23. Понятие морфемы. Классификация морфем.

24. Основные способы словообразования.

25. Системные отношения в лексике: синонимы, антонимы. Гиперо-гипонимические отношения. Меронимы.

22. Омонимы. Классификация омонимов. Происхождение омонимов.

23. Синонимы (определение, типы синонимов).

24. Многозначность. Способы образования новых значений: метафора, метонимия, функциональный перенос, синекдоха, синестезия.

25. Предложение как особый знак. Структурная схема предложения. Коммуникативные типы предложения.

26. Уровень предложения и словосочетания. Основные типы связей в словосочетании.

27. Актуальное членение предложения.

28. Генеалогическая классификация языков.

Тест / Вариант 1

1. Предикативность это: А. отношение говорящего к высказыванию Б. отношения высказывания к действительности В. истинность или ложность высказанной в предложении информации Г. значение сказуемого предложения 2. Коммуникативный тип предложения, выражающий желание, называется: А. выборочный Б. модальный В. оптативный Г. желательный 3. Раздел языкознания, занимающийся изучением звуков речи с точки зрения их функционирования в системе языка: А. фонетика Б. фонография В. фонология Г. морфонология 4. Какая единица не является знаком: А. морфема Б. фонема В. слово Г. фразема 5. Деэтимологизация - это: А. изменение морфологической структуры слова Б. изменение фонетического облика слова В. утрата словом прежнего лексического значения Г. утрата словом прежних этимологических связей 6. Процесс, при котором два идентичных и сходных по артикуляции звука становятся различными: А. дистрибуция Б. аккомодация В. диссимиляция Г. свободное варьирование 7. Согласование – это: А. сочинительный тип словосочетания, в котором зависимый компонент уподобляется главному в роде, числе, падеже Б. подчинительный тип словосочетания, в котором главный компонент уподобляется зависимому в роде, числе, падеже В. подчинительный тип словосочетания, в котором зависимый компонент уподобляется главному в роде, числе, падеже Г. подчинительный тип словосочетания, который требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме 8. Что такое «аддитивные морфемы»? А. это морфемы, изменяющие значение слова Б. это корневые морфемы В. это инфиксы Г. это морфемы, которые выстраиваются друг за другом 9. Что значит «положительные морфемы»? А. это морфемы, несущие положительное значение в слове Б. это морфемы, которые выражены в слове В. это морфемы, которые не выражены в слове Г. это прерывистые морфемы   10. Способ словообразования, при котором возникающее слово совпадает фонетически и графически с существующим словом, но относится к другой части речи: А. редупликация Б. реверсия В. конверсия Г. конвертирование 11. Способ словообразования, при котором слово создается сочетанием усеченных корневых морфем двух или (реже) более слов: А. словосложение Б. аббревиация В. блендинг Г. сложное сокращение 12. Название сокращения конечной части слова: А. синкопа Б. апокопа В. аферезис Г. протеза 13. Концепция предложения, в соответствии с которой глагол является центральным элементом предложения: А. центростремительная Б. вербоцентрическая В. предикативная Г. глагольная 14. Аферезис – это выпадение фонемы или группы фонем: А. в конце слова Б. в середине слова В. в начале слова Г. Одновременно в начале и в конце слова 15. Матезиус В. разработал: А. теорию лингвистической относительности Б. теорию актуального членения предложения В. вербоцентрическую концепцию Г. теорию волн 16. Минимальная самостоятельная значащая единица языка, выполняющая номинативную (назывную) функцию, называется: А. словом Б. морфемой В. фонемой Г. словосочетанием 17. Какой компонент в семантической структуре слова является ведущим: А. коннотативнй Б. денотативный В. прагматический Г. стилистический 18. Кто ввел понятие внутренней формы слова: А. Реформатский А.А. Б. Потебня А.А. В. Богородицкий В.А. Г. Кодухов В.И. 19. Синекдоха – это: А. вид метафоры, название части вместо целого Б. вид метонимии, название части вместо целого В. вид метонимии, название перенесено с вместилища на содержимое Г. вид метонимии, перенос с действия на его результат 20. Английский язык принадлежит: А. германской группе Б. романской группе В. кельтской группе Г. италийской группе  

 

21. Что за семантическое явление представлено в следующем предложении: «Третий столик желает расплатиться (разговор официантов в ресторане)»: А.метафора Б.метонимия В.синестезия Г.синекдоха 22. Сколько валентностей реализует глагол в следующем предложении: «Каждый день мы с ним занимаемся музыкой»: А.одна Б.две В.три Г.ни одной 23. Какой тип словообразования наблюдается в следующих словах « kepulauan, perpustakaan »: А. трансфикс Б. инфикс В. конфикс Г. префиксация 24. Какой тип информации заложен в следующих словах «голос – голосок – голосишко - голосище»: А. конфигуративная Б. стилистическая В. смысловая Г. экспрессивная 25. Какое свойство языкового знака реализуется в следующем примере «сестра» - sister, hermana, sœ ur»: А. произвольность Б. изменчивость В. постоянство Г. линейная протяженность 26. В чем заключается специфика семантики следующий фразы «на душе кошки скребут»: А. синестезия Б. синекдоха В. метонимия Г. метафора 27. Определите тип следующих слов «Тихотворение моё, моё немое...», «неврастенье»: А. неологизмы Б. архаизмы В. окказионализмы Г. звукоподражательные слова 28. Какое явление наблюдается в следующих примерах «дар, пир, добрый, щедрый»: А. народная этимология Б. лексическое опрощение В. деэтимологизация Г. аффиксация 29. Какой способ словообразования наблюдается в следующем примере «повторить пройденное»: А. аффиксация Б. редупликация В. субстантивация Г. интерфикс 30. Какое явление наблюдается в следующих словах «солнце, честный, праздник»: А. эпентеза Б. протеза В. диэреза Г. синкопа   31. Какое фонетическое явление наблюдается в следующем примере «тарелка из талерка, ладонь из долонь»: А. метатеза Б. эпентеза В. протеза Г. сингармонизм 32. Определите тип словосочетания « a silk blouse »: А. подчинительный, примыкание Б. сочинительный, согласование В. подчинительный, согласование Г. сочинительный, примыкание 33. К какому типу знака принадлежит следующее слово «ты»: А. символ Б. индекс В. иконический знак Г. это не знак 34. Какой тип словообразования наблюдается в следующих примерах « krintu падаю - kritau пр.вр.; juntu чувствую – jutau пр.вр. »: А. интерфикс Б. суффикс В. трансфикс Г. инфикс 35. Определите падеж в следующем предложении (Ч.Филлмор) «Дверь была открыта студентом»: А. Агентив, инструменталис Б. Объектив, агентив В. Фактитив, инструменталис Г. Фактитив, объектив 36. Какая функция реализуется в данном примере: Я знаю, наш дар — неравен, Мой голос впервые — тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! А. экспрессивная Б. апеллятивная В. метаязыковая Г. поэтическая 37. Определите коммуникативный тип следующих предложений: «Хоть бы поскорее пришла весна»: А. повествовательный Б. вопросительный В. побудительный Г. оптативный 38. Определите вид антонимов «покупать - продавать, занимать – одалживать, жена – муж, родители - дети»: А. градуальные антонимы Б. конверсивы В. конверсия Г. комплементарные антонимы 39. Определите тип лексического значения, который наблюдается в структуре лексического значения слова «глаза - очи»: А. денотативный Б. сигнификативный В. эмотивный Г. структурный 40. Какой тип лексического значения реализуется в следующих примерах «безысходная тоска, печаль, скорбь, НО нельзя сказать безысходная радость, счастье»: А. свободное Б. связанное В. эмотивное Г. парадигматическое

 


[1] По этическим соображениям авторы учебников не упоминаются.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.