Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производный антоним Непроизводный антоним






famous

sensitive

faithful

proper

trustworthy

moral

safe

wise

standard

profitable

continuous

material

3) Определите общий семантический компонент антонимических пар. Какие пары не являются антонимами?

верх-низ

дождь-снег

белый-черный

горячий-холодный

вода-пламень

мать-дочь

родитель-ребенок

сын-пасынок

дочь-падчерица

свежий-черствый

старый-молодой

старый-свежий

близкий-далекий

близкий-дальний

раздобреть-разозлиться

раздобреть-похудеть

худой-хороший

худой-толстый

 

4) Разновидностью антонимии является энантиосемия – совмещение противоположных значений в рамках одного слова. По данным словарей определите энантиосемы следующих слов и выражений:

одолжить

прослушать

завязать

наверно

с, with

просмотреть

to overlook

to sanction

to leave

apparent

cleave

to dust

to skin

Still waters run deep.

A rolling stone gathers no moss.

 

5) Подберите разные антонимы к следующим словам в зависимости от возможных значений, реализуемых словом:

 
 


зеленый

 
 


тяжелый

 
 


жёсткий

 
 


мягкий

 
 


light

 
 


white

 
 


seamless

 
 


callous

 
 


soft

 

6) «Четвертый лишний»:

рожа-морда-рыло-лик

лик-морда-рожа-лицо

лик-морда-лицо-рубильник

спать-почивать-дрыхнуть-засыпать

лингвистика-языкознание-языковедение-языкотворчество

душный-спёртый-затхлый-тяжелый

bold-bald-dauntless-courageous

fearful-timid-timorous-afraid

to take-to grasp-to grab-to steal

disease-ailment-malaise-condition

to jump-to leap-to spring-to kick

treeless-childless-starless-painless

inordinate-inadequate-indecent-intense

dirty-filthy-grimy-slimy

 

7) Какие из представленных ниже слов английского языка должны в первую очередь вводиться при обучении лексики на начальном и среднем этапе освоения языка. Обоснуйте ответ, ссылаясь на семантический, структурный и частотный критерии.

 

tomb – sepulcher

kind – benevolent

kennel – doghouse

room – chamber

flat – apartment

to hate – to abhor

to pretend – to feign

sadness – despondency

grief – mortification

aver – hate

respect – reverence

aggressive – belligerent

to absorb – to imbibe

drinking – bibulous

famous – renowned

pugilism – boxing

sans – without

 

8) Закончите следующие семантические пропорции:

слышать: слушать = видеть:?, обонять:?

выскрести кастрюлю: выскрести грязь из кастрюли = вымести комнату:?, выбить ковер:?

защищать: подзащитный = учить:?, лечить:?, обслуживать:?

мешать: помогать = препятствовать:?, противодействовать:?

injury: whiplash = flower:?, cloth pattern:?, ice-cream:?

feeling: love = state:?

revolting: food = noisome:?, abominable:?

mellifluous: voice = scrumptious:?

seam: garment = suture:?

book: jacket = pillow:?

cell-phone: landline = egg powder:?

furniture: chair: rocking chair = kitchen utensils:?:?

cereals: semolina = pipe:?

9) Лингвистическая задача:

а) Восстановите синонимический ряд английских слов, исходя из описания их коннотаций:

коннотация продолжительности (долго), причины и образа действия – коннотация продолжительности (недолго), причины и образа действия – коннотация сопутствующих черт (наличие препятствия, помехи) – коннотация продолжительности, образа действия, сопутствующих черт.

б) Назовите нейтральное слово, перефразированное посредством следующих эвфемизмов.

sanitation engineer →

correction officer →

the C-word →

senior moment →

john, a place of ease, a privy chamber, a necessary room, the smallest room in the house, where the queen goes alone →

to see a man about a dog, to spend a penny →

lived-in →

road apples →

grass →

to go for a Burton →

to lay off, to give the air, to make redundant, to let go, to deselect, to downsize, to halve the footprint

 

Задания для самостоятельной работы:

а) Критическое эссе по одной из тем:

Разговорным синонимам не место в художественной литературе!

Какие синонимы должны водиться на среднем этапе обучения английскому языку?

Эвфемизмы и политически корректная речь.

б) Подберите различные типы антонимов в контексте употребления (из периодической или художественной литературы):

· градуированные (градуальные)

· комплементарные (дополнительные)

· конверсивы

 

 

в) На материале различных частей речи продемонстрируйте следующие виды коннотаций:

· образа действия,

· степени,

· стилистическую коннотацию,

· коннотацию сопутствующих черт,

· коннотацию причины.

 

г) Прослушайте краткое объяснение (интернет-урок) учителя русского языка и литературы Мухина Владислава Александровича о том, что такое омонимы, синонимы и антонимы и ответьте на следующие вопросы (https://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/leksika/omonimy-sinonimy-antonimy):

1) Какое объяснение омонимии предлагает автор? Достаточно ли примеров он приводит, объясняет ли разницу между многозначным словом и омонимом?

2) Что говорит автор о проблеме взаимозаменяемости синонимов? Удачным ли вам кажется пример из русского языка, приводимый им?

3) Исходя из лекционного материал, скажите, какие типы антонимов приводит автор в качестве примера? Следует ли упомянуть и другие типы?

4) Каким образом можно дополнить объяснение автора того, что такое синонимы и антонимы?

 

К лекции 8:

Список ключевых терминов:

этимология

внутренняя форма слова

мотивировка

ложная и народная этимология

опрощение

Задания для студентов:

1) Определите внутреннюю форму следующих слов и модель словообразования, по которой они были созданы:

вольфрам – заимств. в XVIII в. из нем. яз., где оно является словосложением от Wolf – «волк» и Rahm – «грязь». Изначально считался шлаком.

восвояси – собств.-русск. Возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя вьси – «в свои деревни, домой».

вор – вост.-слав. В памятниках встречается с XVI в. Скорее всего, образовано с помощью ъ и перегласовки от вьрати – «врать». Первичное значение – «лгун, обманщик, мошенник».

врать – вероятно, общеслав., так как производное «врач» встречается в ряде слав. яз. Корень вьр – является родственным лат. verbum – «слово», нем. Wort – тж. и т.д. и, вероятно, имеет звукоподражательный характер. Первичное значение – «говорить» (ср. «Полно врать пустяки» – А.С. Пушкин).

вчера – общеслав. по происхождению. Является старым твор. пад. ед. ч. от вечер.

осока – вост.-слав. Образовано с помощью - а и перегласовки от осеѣ чи – «обрезать». Буквально – «растение, которым можно обрезаться».

рожа (болезнь) – восходит к иранскому rosa – «роза». Перенос названия цветка на болезнь объясняется тем, что при роже кожа становится красной.

слесарь – заимств. в начале XVIII в. из нем. яз. Schlosser – производное от Schloß – «замό к», «затвор».

слеза – родственно нем. дал. schlickern – «проливать». Корень тот же, но с перегласовкой, что и в слове «слизь». Слеза – буквально «то, что льется».

 

2) Определите внутреннюю форму (правый столбец) слов, расположенных в левом столбце слов:

ругать внимание

глумиться скот

позор жизнь

говядина слово

живот пастух

глагол сусальное золото

пастырь год

подоплека грустный

шумиха светлый

лето смеяться

дряхлый шутить

береза перст

двигать милый

перчатка царь

ладушки палка с раздвоенным концом

повесть знать

резать беречь

опасаться рука

обруч подкладка

мурава трава

суббота кусочки жареного мяса

слесарь вода (3 слова)

змея круг, кольцо

snake замό к

рот земля

рынок рыть

столяр ползущий

кавардак отдыхать, праздновать

Дон стул

Днепр правая

Дунай

Десна

два

 

Покажите, каким образом современное значение слов, расположенных слева, связано с их этимологическим значением. Какие изменения в семантике слов произошли в процессе диахронического развития (сужение, расширение значения и т.д.)? Какой способ развития значения характерен для каждого из слов (метафора, метонимия и т.д.)? В каком случае этимологическое значение слова вообще не связано с сущностью называемой именем вещи? Объясните, каким образом можно использовать этимологическое значение слова с целью объяснения выражаемого словом понятия в практике школьного преподавания.

impecunious пожалуй, старче

пломба колокольчик

лукавый волк

Арктика свинец

Антарктика маленький конь

караул пчела

семинария прячь нос

валентность овца

лошадь место, где нет медведей

тембр место медведей

кашне рассадник

пожалуйста сила

Вольф изогнутой, кривой

Рахиль не имеющий скота

Дебора охраняй аул

 

4) Распределите следующие имена собственные по группам, исходя из их внутренней формы, восходящей к латинской, греческой или древнегерманской основе:

Освальд, Людвиг, Людмила, Тимофей, Виталий, Венедикт, Софья, Петр, Андроник, Андрей, Теодор, Вильгельм, Матильда, Максим, Валентин.

valens – сильный

maximus – большой

andr- – человек

-hild – бой

-helm – шлем

-nik – победа

theos – бог

petros – камень

sophia – мудрость

bene- – благой

-ditus – слово

vitalis – жизненный

timo- – испытывающий страх

-hlud – мир

-wald – власть






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.