Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспедиции И.Д.Бурцева
Кавказ В 1971-75 годы И.Д.Бурцев каждое лето выезжал в Талыш – горный район на границе с Ираном. Там в начале века профессор Сатунин встретил двух гуль-бияванов. Из расспросов местных жителей он вынес тогда убеждение, что они знают об обитании в их горных лесах, но тщательно скрывают информацию о двуногих существах. Ему показалось, что это табу имеет религиозный характер, и он предположил, что местные горцы язычники и сохраняют своих волосатых родственников для жертвоприношений.
В 1971году И.Д.Бурцев выехал в Абхазию, в селение Тхина, где, по словам старожилов, жила и была похоронена дикая женщина-абнаую Зана и где поисками занимались в 60-е годы А.А.Машковцев и Б.Ф.Поршнев. Получив разрешение властей, он проводил раскопки на месте предполагаемого захоронения, но останков Заны ему обнаружить, повидимому, не удалось.
Зато он определил место могилы её сына Хвита и извлёк из неё череп. В том, что это именно он, сомневаться не приходилось: могилу показали люди, участвовавшие в похоронах Хвита. А кроме того, как подтвердилось впоследствии, в ней находился скелет мужчины с одной рукой. Было известно, что у Хвита была ампутирована левая рука. Слева показан череп Хвита. По заключениям антропологов, череп относится к австралоидному типу. Он довольно крупный, имеет грубый рельеф поверхности. В затылочной части имеется “кость инков”, очень редко встречающаяся у современных людей,
В 1975 году И.Д. снова предпринял попытку найти могилу Заны. В раскопе рядом с могилой Хвита были обнаружены останки массивного женского скелета с повреждённым черепом. В отличие от положения умерших абхазцев, которые лежат на спине и с вытянутыми ногами, этот - лежал на боку с согнутыми ногами. Собрав все фрагменты костей черепа этой женщины, его привезли в Москву. С помощью Г.В.Лебединской, ученицы М.М.Герасимова, разработавшего общепризнанную методику восстановления лица по черепу, Бурцев почти два месяца собирал черепные кости. Реконструированный череп имеет мало сходства с черепом Хвита, но он тоже необычен. Если череп Хвита имеет ряд австралоидных признаков, то в женском – преобладают негроидные черты. У него более выражен челюстно-зубной прогнатизм – сильнее выступает вперёд нижняя челюсть, сама челюсть шире и массивнее, череп имеет “долихоцефальную” (вытянутую вперёд) форму. Но без генетического анализа ДНК разрешить загадку “Черепа Заны” в то время не удалось. За прошедшие с того времени годы методы генетического анализа ДНК стали доступными, и в 2006 году образцы тканей этих черепов были отправлены в США для анализа ДНК. Проведенный в Нью-Йоркском университете предварительный генетический анализ по митохондриальной ДНК не показал отличий от современных людей. Но сейчас генетический анализ продолжается на более глубоком уровне, с выделением и обработкой ядерной ДНК обоих черепов. Такое исследование требует более длительного времени и больших затрат.
В 1976 году Бурцев выехал в Монголию, где он возглавил небольшую поисковую группу в составе Советско-Монгольской историко-культурной экспедиции академика А.П.Окладникова. В группу входили два научных сотрудника из Улан-Батора, водитель с автомобилем ГАЗ-69, проводник. Там удалось собрать несколько сообщений о наблюдениях алмасов и их следов.
В конце 70-начале 80-х годов Бурцев участвовал в экспедициях киевлянина И.Ф.Тацла, помогал ему в их организации, неоднократно совершал вылазки в Таджикистан на Памиро-Алай, совершал координационные обходы мест расположения отдельных групп экспедиции на хребтах ущелья Каратага и в ущелье притока Варзоба реки Сиамы. Во время пребывания на базе экспедиции в районе метеостанции в августе 1979 года участница группы Е. Добшинская обнаружила следы босых ног огромного размера. И. Бурцев сделал гипсовый слепок с одного из них, самого чёткого. Его длина равнялась 35 см, а ширина в пальцах – 17 см. Сомневаться в истинности следов не было оснований, так как в группе было в тот момент всего пять человек, на метеостанции в то время никого не было, а следы появились буквально в двадцати метрах от палаток участников ночью.
Тем не менее, Ж.И.Кофман поставила под сомнение истинность следов и направила фото гипсового отпечатка директору музея человека в Париже Иву Коппенсу. Его ответ был таков, что по данной фотографии он не может дать определённого заключения об истинности следа.
Следует отметить, что подобные следы гоминоидов в ущельях Сиамы и Каратага попадались достаточно часто (только у автора в каталоге их около сотни).
В середине 80-х годов Бурцев несколько лет проработал в Афганистане. Там афганцы ему рассказывали, что они знают о волосатых гоминоидах и тех местах, где они обитают, но эти места находятся в зоне военных действий, и доступ туда, пока идёт война, для гражданских лиц, а тем более иностранцам, закрыт.
|