Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таласский и Чаткальский хребты






 

Панорама Таласского хребта

 

В 1963 году на южном склоне Таласского хребта в верховьях речки Кок-Су, в 35 км от посёлка Бричмула, на слегка подсохшей илистой отмели двое молодых людей А.Хайдаров и Р.Халмухамедов обнаружили отпечатки больших босых человеческих ног. К счастью, у них был фотоаппарат, и Хайдаров сфотографировал их. Наиболее чёткий отпечаток, по ошибке названный “Чаткальским следом”, был напечатан в газетах и журналах многих стран.

 

“Чаткальский след”.

Следы имели размеры: 38 х 18 см, так что рост этого человекоподобного существа был около 280 см

 

След из ущелья р. Бешташ.

Весной 1967 года туристы из города Талас, поднимаясь по ущелью небольшой речки Бешташ, стекающей с северного склона Чаткальского хребта (в 37 км от города), увидели на снегу цепочку следов больших босых ног. Следы имели примерно такие же размеры, что и следы в верховьях Кок-Су, - примерно 38 см в длину. Вот этот след, по праву, должен был бы быть назван ”Чаткальским’.

Вполне возможно, что обе цепочки следов оставил один и тот же гоминоид.

Чаткальский хребет.

 

Упоминавшийся выше пасечник Нуртай Ашурметов рассказал при встрече, что в начале 1900 годов его отец и еще несколько охотников из Бричмулы отправились охотиться на горных козлов в ущелье реки Найза, в отрогах Чаткальского хребта. Прибыв на место и оборудовав стоянку, они оставили дежурного присматривать за лошадьми и готовить обед, а сами отправились на разведку. При возвращении, приближаясь к стоянке, они услышали крики дежурного и бросились ему на помощь. Прибежав на место, они увидели, что на него нападают два волосатых адам-киика. Они угрожающе кричали и с рычанием набрасывались на бедного перепуганного парня, который отбивался от них горящими ветками, а они бросались в него камнями. Охотники застрелили одного из нападавших, другой успел убежать. Из-за чего произошла ссора, сам дежурный так и не понял. По его словам, они просто стали прогонять его от костра.

Убитый был коренастый, атлетического сложения мужчина, все тело которого, руки и ноги были покрыты чёрными волосами. На голове волосы были длинные и спутанные. Все обратили внимание на его ногти. Они были такие твердые и острые, что, когда он, падая, схватился за ствол довольно толстого молодого тополя, на его коре остались следы от ногтей.

В отрогах средней части южных склонов этого хребта расположено небольшое живописное озеро Сары-Челек. В начале прошлого века знаменитый в тех местах охотник Мадьяр из небольшого посёлка Аркит отправился на охоту. С ним поехала только его молодая жена. Уходя выслеживать и стрелять добычу, он оставлял её на стоянке, и она занималась приготовлением пищи к его возвращению. Однажды, приближаясь к стоянке, он услышал отчаянные крики своей жены, звавшей на помощь. Примчавшись на стоянку, он увидел, что его жену схватил дикий волосатый человек и, несмотря на её крики и сопротивление, тащит её куда-то. Охотник прицелился и с одного выстрела убил обидчика, Это был “адам-киик”. Поскольку он был очень похож на человека, Мадьяр по обычаю до захода солнца закопал его, предварительно отрезав у него кисть руки. Потом эта высушенная кисть несколько десятков лет хранилась у Мадьяра в специальной шкатулке, которой он очень дорожил и даже не всем родственникам показывал ее.

Но в 1947 году в Арките побывал геолог А.Агафонов и, услышав рассказ о том, как Мадьяр спас жену от “дикого человека”, усомнился в правдивости этого рассказа, старик разгорячился и в доказательство своей правоты принёс и показал Агафонову эту кисть. Больше её никто не видел. Старик вскоре умер и тайну нахождения своей реликвии унёс собой в могилу.

 

В 1967 году наша группа туристов совершала поход высшей категории сложности по реке Чаткал. Перед началом сплава для акклиматизации и рекогносцировки был запланирован поход по горам, чтобы попутно познакомиться с растительным и животным миром этого района. Маршрут был выбран в верхней части ущелья и предусматривал переход через один из перевалов Афлатун с выходом к озеру СарыЧелек. Была тайная надежда узнать что-нибудь новое о “сушеной кисти”, хранившейся у охотника Мадьяра.

Оставив свои лодки и ненужное для похода по горам снаряжение в помещении агитпункта Межколхозной животноводческой станции под присмотром приветливой киргизочки, мы переправились через спокойный и мелкий в этом месте Чаткал и двинулись по тропе в направлении перевала, высота которого около 3880 м.

Живописные скалистые горы, ровные склоны которых покрыты роскошным лиственным лесом с шеренгами стройных, как на подбор, тянь-шаньских елей в ущельях постепенно сменились степными пейзажами, а еще выше – альпийскими лугами с сочной травой и массой цветов.

По склонам бродят отары овец. Людей на видно. Чабан отдыхает где-нибудь в тени, а охранную работу выполняют собаки, которые в стороне от подопечных - ласковые попрошайки с виляющими хвостами и приветливыми мордами, вблизи стоянки или доверенного им скота превращаются в разъяренных чудовищ, которые собираются вместе и начинают тебя окружать и сжимать кольцо. Ощущение не из приятных. Примечательно, что местных жителей они не трогают – очевидно, знают всех их «в лицо» (по запаху).

Сделали короткую остановку возле красивой белоснежной юрты знатного овцевода, орденоносца, участника войны Ахмеда Закирова. Разговор про “дикого человека” он не поддержал. Посоветовал набрать по дороге дров, так как выше их не будет.

Из диких животных мы видели пасущиеся вдали табунки горных козлов, вспугивали стайки горных куропаток – кекликов, вспугнули двух горных индеек – уларов. Заночевали на высоте примерно 3000 метров.

Ночь была на диво красивая – чёрное небо и на нём яркие-яркие звезды, казалось, протянешь руку и достанешь одну из них. Довольно долго сидели у затухающего костра, прислушиваясь к доносящимся звукам – только случайные взлаивания далёких собак и крики вылетевших на охоту сов.

После довольно холодной ночи бодро затопали на перевал, к которому подошли примерно в 13 часов. Шли быстро, так как подгоняли несущиеся прямо над головой дождевые тучи. На перевале остановились. Дальше предстоял спуск по довольно крутой тропинке в небольшой почти замкнутый цирк, в центре которого находилось небольшое ледниковое озерцо, примерно метров 40 диаметром. Справа прямо в его воду спускается язык ледника, представляющий собой нагромождение ледяных глыб. Слева из озерка вытекает и уходит куда-то вниз небольшой ручей, явно впадающий в Сары-Челек. Но, самое странное, что на берегу этого озерца, расположенного в двух десятках километров от жилья и в преддверии надвигающегося длительного дождя сидит и тупо глядит в воду, в которой не могло быть какой живности, человек. Кто он такой, что он там делает и не может ли он показать нам дальнейший путь? Наших криков он, очевидно, не слышит, так как до него метров 150 и шумит бурный ручей.

Все без сил. Наконец, гонцом вызывается сбежать вниз самый молодой и спортивный юноша Анатолий К. Он бежит по извивающейся по склону тропинке, что-то кричит и машет руками. Наконец, незнакомец, его услышал. Он обернулся. Встал, махнул рукой в сторону ледопада и скрылся среди нагромождения ледяных глыб. Совершенно обескураженные, спускаемся к озеру и расспрашиваем Анатолия. Он говорит, что когда до незнакомца оставалось около ста метров, тот его услышал, встал и, не издав ни одного звука, удалился. Что он может сказать о его внешности, одежде?

Толя сказал, что из-за небольшого тумана и мелкой измороси он не мог чётко разглядеть странного человека. Вроде бы на голове у него была мохнатая шапка, или это были его лохматые волосы, он не понял. Вроде бы на нем был полушубок мехом наружу, что тоже странно, так как обычно одежду шьют мехом внутрь.

И поведение сверхстранное. Обычно редкие встречи в горах бывают очень радостные, завязывается оживлённая беседа, той и другой стороне хочется узнать последние новости, происходит приглашение к чаепитию или, в крайнем случае, высказывается просьба поделиться лекарствами. А тут все наоборот. “Человек” хотя и не проявил агрессии, но явно не стремился к общению даже с одним человеком. Вполне возможно, что это и был представитель местных “диких людей”. Махнув рукой в сторону ледопада, этот “человек” показал нам правильное направление – там проходит тропа в Аркит. Но это уже напоминает рассказы о ”черном альпинисте” – диком человеке, живущем в горах и иногда приходящем на помощь заблудившимся альпинистам. Так же поступает иногда и наш среднерусский “леший”. Сфотографировать было нельзя из-за большого расстояния.

В Арките, где расположена администрация заповедника, нам сказали, что в районе перевала в этот день никого из людей не должно было быть. Заночевали мы в доме одного из егерей, который оказался внучатым племянником Мадьяра. На наши расспросы о “руке” он сказал, что видел ее в детстве, а после смерти старика шкатулку с ней так и не смогли обнаружить. Жена считала, что Мадьяр ее сжёг или закопал где-нибудь.

Во время сплава мы познакомились с молодым узбеком, охранявшим колхозный сад молодых персиков и огромных ореховых деревьев. При упоминании о “диком человеке” он сказал, что его дед весной видел такого на своей пасеке. Дед 80-летний Нуртай Ашурметов живет в поселке Бричмулла – конечной точке нашего маршрута.

Отправив телеграммы о благополучном завершении маршрута, я отправился на поиски Нуртая, которого в этом поселке все знают. Это оказался крепкий старик, ростом 180 см, хорошо говорящий по-русски. За не особенно богатым, но гостеприимным столом с кумысом и бесконечным количеством выпитых чашек зелёного чая зашёл разговор и о весенней встрече.

В 1980 году в начале мая черноволосый великан посетил его пасеку. Он пришёл на пасеку ночью и несколько часов бродил по ней, осматривал ульи, но не повредил ни одного из них. Запершийся в избушке пасечник натерпелся страха, когда ночной гость подходил к хиленькой двери его хибарки и начинал дергать её за ручку (хорошо, что дверь открывалась внутрь домика). Ночной гость был ростом с Нуртая, и, заглядывая в щели, они встречались с ним глазами. Это был коренастый хорошо сложенный мужчина, покрытый чёрными блестящими волосами. Утром жена пасечника почувствовала беспокойство о своем супруге и отправила на пасеку старшего сына. Вместе с отцом они осмотрели всю территорию пасеки, убедились, что все в порядке, а по следам поняли, что ночной гость пришел со стороны дороги. При этом он перешагнул веревку с навешанными на ней пустыми консервными банками, чтобы отпугивать скот, который прогоняют по проходящей рядом дороге, а после осмотра пасеки он ушел через дорогу, спустился к речке, перешёл её и поднялся вверх по склону.

 

В начале 1980-х годов группа туристоа под руководством В.Чередовой в районе Матчинского узла обнаружила следы какого-то крупного животного, Встреченный чабан пояснил им, что эти следы оставляет “нехороший зверь” и называть его имя нельзя. Так обычно говорят местные жители, когда их расспрашивают о “диком человеке”

 

В середине 80-х годов крупного темноволосого гоминоида неоднократно видели егеря на южных отрогах Таласского хребта, в верховьях Сандалаша.

В том же году житель Ташкента В.Толокнов, совершая рекогносцировочный поход в верховьях Сандалаша, спускался с перевала и увидел на небольшом выступе скалы сутулую волосатую фигуру, которая что-то собирала на небольшом травянистом участке склона. Он хорошо разглядел в бинокль, что это был волосатый человек, а не медведь. Но расстояние не позволило ему сфотографировать, да и солнце уже скрылось за гребнями гор. Следы этого существа местные егеря неоднократно встречали в верхней части ущелья Сандалаша и на склонах прилежащих гор.

 

 

Упоминавшийся выше старик Нуртай рассказывал, что в 20-х годах ХХ века его отец был на охоте в ущелье реки Найза, левого притока Чаткала. Прибыв на место, они оставили одного человека готовить обед, а сами ушли на склоны. Уже под вечер они с добычей возвращались к своей стоянке. Приближаясь к ней, они услышали отчаянные крики дежурного, звавшего на помощь. Бросив добычу, они помчались к нему на помощь. Выскочив за последний поворот, они увидели, что их дежурный горящей веткой отбивается от нападающих на него двух волосатых дикарей. Застрелив одного из нападавших, они вынудили второго убежать.

Убитый лежал на земле, держа в руке толстую палку, которую они воткнули в землю, чтобы подвесить котёл для еды. На земле лежал крупный коренастый мужчина, без одежды. Всё тело его было покрыто гладкими чёрными волосами, На голове спутанная копна волос закрывала лицо. Лицо его было человеческое, но какое-то очень страшное. Охотники обратили внимание, что на плотной коре кленовой палки остались глубоко врезавшиеся в неё следы о плоских ногтей. Хоть и волосатый, но это был человек и по мусульманскому обычаю его спешно закопали тут же на берегу (у мусульман умершего полагается похоронить до захода солнца.

 

Река Чаткал в районе Найзы.

 

Рассказ старого таджика: “Это было давно. На моей свадьбе вдруг пропала невеста. Она вышла из дома и исчезла. Её не было восемь дней, потом она вернулась и рассказала, что с ней произошло. В тот день она вышла подышать свежим воздухом, и тут ее кто-то схватил и унёс с такой быстротой, что она и крикнуть не успела. Мощные волосатые руки крепко прижимали её к горячей волосатой груди. Похититель бежал с ней то вверх по склону, и тогда она слышала его хриплое дыхание, то вниз. При этом он вместе со своей ношей легко прыгал с камня на камень. Потом она ничего не помнит.

Когда она очнулась, то оказалось, что она находится в обществе каких-то волосатых великанов. Девушка от страха даже не запомнила, сколько их было. Очевидно, это была одна семья. Сначала они с явным интересом рассматривали её, и, наверное, остались довольны. Потом они угощали ее разными фруктами. А когда она немного успокоилась, то самый большой седоватый великан подвёл к ней одного из своих сыновей. Он стал рядом с ней, и она поняла, что её хотят выдать замуж за этого волосатого парня. Поняв, что происходит, она начала плакать и плакала все дни, пока ее изрёванную и исхудавшую не доставили обратно”.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.