Чечено-Ингушетия

В этих местах рассказы очевидцев относятся, в основном, к началу ХХ столетия. Вот один из таких рассказов:

В 1912 или 1913 году Саадул Хасиев с товарищем верхом на лошадях спускались с горы в районе Ассинского ущелья. Двигаясь по тропе, они наткнулись на очень дряхлое волосатое человекоподобное существо, лежавшее на земле лицом вниз. Это существо было очень ослабевшим, так как при подходе людей даже не смогло поднять голову. Едва сдерживая буквально сбесившихся от страха лошадей, путники проскочили мимо этого существа, которое очевидно было при смерти.

Но вот три более поздних сообщения:

Чеченец Хасан Качеранов вспоминал рассказ своего деда о том, что примерно в 1950 году во время охоты в ущелье реки Ассы он застрелил оленя. Вечером он разжёг костёр и поужинав стал готовиться ко сну. Неожиданно из темноты появился АЛМАСТЫ и подошёл к костру. Деду удалось прогнать его выстрелами, и тот удалился в сторону реки.

Ноябрь 1968 года. Выпал первый снег. Ф.Андросенко отправился на охоту. Примерно в 2-х километрах от села он увидел на снегу следы двух пар босых ног очень больших размеров: более крупный был не меньше 50 сантиметров в длину, другой поменьше - примерно 25 сантиметров.

Примерно в 70-м году " волосатого человека" видели возле Чамочвар. Он был чёрный, большой и что-то кричал. Следы полметра. Больше скот туда не гоняли.

Кроме алмасты на Северном Кавказе ходят рассказы об ещё одном волосатом человекоподобном существе, которое называют " мазлы" или “мазыльх”.

В конце 60-х годов кабардинец Али поехал за дровами в лес. Возле кустов он увидел стоящего высокого волосатого человека, который двинулся в его сторону. Али держал в руках топор и крикнул: “Куда идёшь, голову отрублю! ” Это был мазлы. То ли он понял угрозу человека, то ли не понял, но бросился вырывать ствол сломанного дерева. Одновременно у него начался понос. Али показал ему топор, а сам стал отходить от “дикаря”, а потом побежал в селение.

Упоминавшийся выше Карачаев Астимир тоже однажды видел мазыльха, вот его рассказ: " Я видел его очень давно, во время революции. Мы заготавливали дрова в лесу. Одно время нас туда не пускал мазыльх. Тогда мы собрались вместе, взяли ружья и выследили его. Нам удалось ранить его, но он убежал. Мы пошли по его следам, которые привели нас к его избе, сложенной из брёвен. Наверное, он сделал её сам. У неё была странная очень большая дверь. В избе мы нашли раненого мазыльха и убили его. Там же были его жена и ребёнок. Их тоже убили. Все они были больших размеров, без всякой одежды и покрыты гуcтой, длинной бурой шерстью, как медведи. У отца мазыльха и его сына грудь выступала вперёд, как у курицы. Глаза у них у всех были большие и не карие, как у алмасты, а голубые”. Мазыльхи, по общему мнению, страшнее алмасты: они очень сильные, агрессивные и опасные. Мазыльх больше похож на человека. Он – мясоед, охотится даже на кабанов. Его считают людоедом. Встречаются они чрезвычайно редко и обычно в самых неприступных и высоких горах. Ростом они бывают до 3, 5 и более метров, что подтверждается находкой следов размерами 60-70 см.

Рассказ Г.С.Кривоконь:

“Это произошло в 1947 или 1949 году (мы тогда жили в эвакуации при детском санатории в селе Мухол. Мне тогда было 10 (12) лет. В основном там жили дети ленинградцев.

Как-то раз мы решили пойти за малиной. Идти было далеко. Мы вышли из дома на рассвете. Мы были с родителями, но убежали вперёд, самому старшему мальчику было 14 лет. Потом мы полезли на гору, где находился “Большой валун”, около которого, по рассказам, росло много малины. Вдруг мы услышали сзади с тропинки истерические крики наших родителей. От этих криков стало настолько жутко, что мы бегом спустились вниз и вскоре нагнали взрослых. Все были очень бледные и только смогли сказать “Большой медведь”. Мы тогда ничего не поняли, только то, что это страшно.

При санатории жил старик-русский. Был он весь израненный, в шрамах. Он рассказывал, что во время войны он со своей частью переходил Кавказский хребет и на одном из переходов он и ещё несколько солдат упали в пропасть. Он, очевидно, долго был без сознания, потом пришёл в себя и увидел, что перед ним стоит “Большой медведь“. Увидев, что он открыл глаза, медведь стал дёргать его, пока не оторвал пока не оборвал привязывавший его ремешок. Солдату хотелось пить. И медведь в котелке принёс ему воду. Он неловко вылил на человека, но что-то попало ему на лицо и в рот. Так повторялось несколько раз. Потом он поднял раненого, взвалил его на спину и понёс куда-то. Солдат снова потерял сознание от боли. Очнулся солдат под нависающей скалой, где было сухо. Дождь туда не попадал, и перед закатом пригревало солнце. Когда солдат окончательно пришёл в себя. Он хорошенько присмотрелся к своему спасителю. Он рассказывал, что это была самка с большими грудями, очень большого роста. Она была вся в шерсти. Старик много раз видел медведей и говорил, что она была, как “настоящий человек”. Только вся в шерсти, и на лице маленький пух и серые глаза. Она никогда не рычала, а только пищала и “укала”, когда приносила охапку веток малины. Потом она долго не появлялась. Солдат уже оправился и мог двигаться и вернулся к людям. Потом он много раз посещал места, где жили “Большие медведи”. Они не злые. Вскоре у него нашлась его семья, и он обирался уехать на родину, но так и не уехал.

Послушав дедушку, мы, дети, решили снова сходить туда, где живут “Большие медведи”. Пошли мы втроём. Старшему Толику было 14 или 15 лет. Дома сказали, что пойдём за малиной. Нас не хотели пускать, но сказали, что пойдём в другую сторону. Шли долго, наконец, вышли к большому камню. Это был большой камень четырёхугольной формы, возвышающийся над землёй примерно на метр, гладкий по краям. Расположен он был среди кустов и деревьев – только дин бок виден. Кругом действительно много малины. С тропинки виден только вер камня, освещённый солнцем. На верхней поверхности небольшая лунка. Валун размерами с небольшой домик, зарытый в землю.

Дойдя до валуна, мы стали потихоньку спускаться вниз по крутому склону. Малины кругом было уйма, но она нас не интересовала. По детскому разумению мы мечтали о том, чтобы “Большая медведица” принесла нам охапку малины. Это настолько увлекало нас, что мы совсем не боялись идти туда. Потом мы вышли к небольшой поляне, с которой была видна большая пещера у подножия скалы. Мы долго смотрели туда, наконец, из пещеры вышел “Большой медведь”. Выходил он, согнувшись, но шёл прямо. Это было очень большое существо, точно как человек, только весь в коричневой шерсти на груди и на животе, на спине шерсть была беловато-бурая. Потом за ним вышли трое примерно в половину его роста. А потом ещё большой с малышом подмышкой.

Это было так интересно – я видела впервые “Больших медведей”. Мамаша положила малыша на сухую траву, и они стали что-то ворошить в руках. Мы потом говорили, что они камни читают. Потом начал накрапывать дождь, хотелось кушать, интерес к “Большим медведям” у нас пропал, и мы молча пошли домой.

Вскоре мы ещё раз пошли туда. Шли тихо, не разговаривали. И что вы думаете, уже на нижней тропинке дорогу нам преградил волосатый великан. Он стоял спокойно, ноги и руки очень большие, стоял прямо. Он стоял и смотрел на нас. Под его взлядом мы остолбенели и онемели, ничего не соображая. Вся наша уверенность, которой мы зарядились от дедушки, как сквозь землю провалилась. Не помню, сколько мы так стояли, но, когда из-за его спины появились ещё два поменьше, нас как ветром сдуло. Сначала мы помчались в гору, но потом опомнились и повернули назад, к дому. После валуна мы успокоились и решили, что дедушка был прав – они ему помогли и нам ничего плохого не сделали бы, если бы мы не убежали.

Помню, что потом люди говорили, что тропу на малинник возле валуна завалило при землетрясении”.

Судя по описанию внешности “Больших медведей”, это очевидно тоже были мазыльхи. Высказывается предположение, что мазыльхи это старые алмасты мужского пола, которые подобно таким крупным животным, как слоны, яки, львы и др., которые на старости лет удаляются от беспокойной молодёжи и ведут одиночный образ жизни. Но приведенные выше рассказы опровергают это мнение. Да и особенности внешности и анатомии мазыльха указывают на то, что это не алмасты, а представители особой расы реликтовых гоминоидов.

До конца 2003 года было известно несколько изображений алмасты, сделанных разными людьми, на основании описаний его внешности очевидцами (некоторые и них были приведены выше)– это то, что в криминалистике называется “словесным портретом”. Такое изображение в той или иной степени близко к оригиналу, но все-таки всегда отличается от него отсутствием каких-то деталей, которые очевидец мог не заметить или забыть.