Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический потенциал поэзии Г. Остера, Г. Сапгира.






Г. Остер.Имя этого поэта известно всем от мала до велика, ведь именно он автор вредных советов, над которыми потешается уже не одно поколение детей.Именно этот его первый вредный совет, сначала напечатанный в журнале «Колобок», а потом прозвучавший на радио, буквально расколол общество на два лагеря. Одни говорили, что дети воспримут стихи Остера как прямое руководство к действию, что дети начнут больше хулиганить и совсем перестанут слушаться взрослых. Другие же наоборот ратовали за подобную «педагогику от противного», мол дети вполне способны самостоятельно узреть в этих стихах иронию. Пришлось устраивать своеобразный опрос, который показал, что дети хоть и с удовольствием слушают стихи Остера, но следовать даваемым им советам не спешат. Григорий Остер относится к детям с уважением и это находит отражение в его детских стихах. Они задорны, полны доброго юмора и теплоты. Персонажи его детских стихов списаны с собственных отпрысков, с соседских мальчишек и девчонок. Остер великолепно понимает детскую психологию. Он оставляет за детьми право самим разбираться в том, «что такое хорошо, а что такое плохо». В своих стихах он сделал правильную ставку на воспитание от противного. Ну, кто же будет воспринимать этот стишок всерьез? Все его стихи вот такие же хулиганские. Возможно благодаря простому, понятному детям языку и персонажам, в которых они легко узнают себя, его стихи всегда воспринимаются детской аудиторией на «ура». Малыши быстро запоминают немудреные строчки, поэтому если начинаете читать своему малышу стихи Григория Остера, приготовьтесь к тому, что скоро он будет рассказывать вам его наизусть. Кстати, Остер старался писать свои стихи так, чтобы они были интересны и детям, и взрослым: «я пишу так, чтобы было интересно и тем и другим, и книжка получается как слоеный пирог – в ней одни места интересны детям, а другие взрослым. Иногда дети и взрослые смеются в совершенно разных местах, с удивлением смотрят друг на друга и не понимают, над чем смеется существо другого возраста». Имя Григория Остера стоит в одном ряду с такими известными детскими поэтами как Успенский, Маршак. Его «Вредные советы» не раз переиздавались огромными тиражами. Многие его книжки уже стали настоящей классикой. Сам Остер признается, что пишет для детей, которые постепенно становятся взрослыми. Они взрослеют и на его книжках тоже.

Сапгир принадлежал к редкому типу писателей протеического склада, на протяжении всего творческого пути меняющихся и ищущих новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950-60-х) текстах он чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей, однако, изящные игровые формы, в отличие, например, от мрачного лаконизма Игоря Холина, ближайшего сподвижника Сапгира среди «лианозовцев». В дальнейшем в поэзии Сапгира можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Он создал несколько циклов сонетов и в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы, продолжающие традицию русских футуристов и немецких конкретистов, — например, «Послания на неведомом языке». Критики отзывались о нем как о классике современного русского авангарда. Автор многих книг. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и невероятное разнообразие выразительных средств, безоглядный эксперимент, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии и неожиданный искренний пафос, стремление к экстатическим состояниям духа. О поэзии Генриха Сапгира для малышей можно сказать буквально в двух словах. И этими словами будут «игра» и «эксперимент».

В своих детских стихах Сапгир — весёлый экспериментатор. Он, как фокусник, играет настроениями, образами, фразами, заманивая юных читателей «в глубинные лабиринты слова» (И.Арзамасцева). Но, к счастью, не бросает их там, а вместе с ними обживает эти лабиринты, превращая их в просторные, светлые залы родной речи.

И ещё одно словечко вертится на языке, когда говоришь о поэзии Сапгира, — «театр». Часто его стихотворения — это маленькие спектакли с живыми, яркими, подвижными диалогами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.