Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Своеобразие творчества В. Маяковского для детей






К 1928 году относятся такие стихи Маяковского для детей, кик «Майская песенка» и «Кем быть?». «Майская песенка» Доступно рассказать ребенку о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в «Майской песенке» (1928) добивается того, что стихотворение увлекает ребенка, захватывает его. Это достигается прежде всего тем, что Маяковский строит его как развернутое сравнение. Май - это весна, это «зеленые листики - и нет мимы». Он рисует весну-труженицу: «весна сушить развесила свое мытье», «улица рада, весной умытая». Поэтому ребенку становится понятным и «раздолье чистенькое», и то, что «на ситцах, на бумаге - огонь на всем». Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму:

Мы молодо и весело идем!

Идем!

Идем!

Таким образом, отказавшись от рассказа о самом празднике, поэт избирает другой путь: вызвать у ребенка радостное ощущение весны, праздника всем строем стихотворения.

«Кем быть?» По сути дела, во всех произведениях Маяковского для детей центральной темой всегда была тема труда, тема человека-труженика.

Поэма для детей «Кем быть?» (1928) как бы завершает развитие этой темы в детских стихах поэта. Он ведет серьезный разговор с детьми, которым «будет и семнадцать», о том каждодневном, огромном труде, которым заняты взрослые. Поэт стремится ввести ребенка в большой мир трудовой жизни, показать ему, что «все работы хороши - выбирай на вкус!» Но построению «Кем быть?» представляет собой серию поэтических зарисовок различных профессий и людей - представителей этих профессий - столяров, плотников, инженеров, врачей, летчиком, кондукторов и т. д. Не боясь специальной терминологии (а ее очень много в поэме!), Маяковский знакомит ребенка со спецификой труда, со значением той или иной профессии. Центральное место в стихотворении занимает описание большого завода, где «работа всякого нужна одинаково». Сам Маяковский придавал этому описанию особое значение и старался увлечь им ребенка. Так, шутливо-разговорная интонация предыдущей картины («и тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет») сменяется призывной, лозунговой:

Вставай!

Иди!

Гудок зовет…

Он знакомит читателя с этапами работы, с машинами, которые пришли на помощь человеку.

Показывая сложные для понимания дошкольника процессы труда, поэт постоянно приближает свой рассказ к миру ребенка, к его жизненному опыту. Так, в доме у него «заживут ребята… удобно и просторно», доктор лечит детей («и детям я лечу болезни»), в трамвае кондуктор предлагает брать «билетики» и «большим и детям». Таких примеров можно привести очень много. Стихотворение передает не только пафос труда - оно формирует у детей настоящее, творческое отношение к нему, воспитывает любовь к этому великому благу жизни и к человеку, преобразующему мир.

Творчество Маяковского для детей не ограничивается теми произведениями, которые здесь рассматриваются. Его перу принадлежат «Песня-молния» (1929), «Возьмем винтовки новые…» (1927), «Чешский пионер» (1928), «Товарищу подростку», «Про школу и про учение», киносценарий «Дети» и др. Богат и своеобразен язык детских стихов по особенности поэзии Маяковского обогащению словаря ребенка, расширению его представлений о жизни, человеке, трудовых процессах. Особенностью Маяковского как детского поэта является то, что он всегда помнит о возрасте своего читателя (слушателя).

Не менее важная особенность стихов Маяковского - их предельная конкретность, графически зримая очерченность поэтических образов. Отсюда - гармоническое единство слова и рисунка в стихах для детей, что также связано с особенностями детского восприятия художественной литературы (ко многим стихам поэт сам делал рисунки). Необходимо отметить также своеобразие заглавий стихов Маяковского - они играют большую роль в создании эмоционального настроя, атмосферы особой заинтересованности у слушателя. Именно поэтому так разнообразна форма заголовков: это или вопрос («Что такое хорошо и что такое плохо», или формулировка основной мысли стихотворения («История Власа, лентяя и лоботряса»), или сжатая формулировка темы («Гуляем»). Заглавия стихов легко запоминаются детьми, служат прекрасным исходным моментом в организации беседы по содержанию стихотворения.

Выше, при анализе стихов, уже отмечались динамичность в изображении событий, широкое использование звукописи при создании поэтической картины и некоторые другие особенности, присущие детским стихам Маяковского. Следует сказать также и о ряде других специфических особенностей, характерных для его поэзии. Так, «создание самых фантастических событий - фактов, подчеркнутых гиперболой», Маяковский считал обязательным средством художественного выражения в поэзии. Гипербола - излюбленный прием в его стихах для детей: слоны у него «двух- и трехэтажного» роста, Петин папа «сам себе… сто пакетов нес с трудом», а за ним «сто корзин несет прислуга».

Нужно подчеркнуть и особую роль сравнений и сопоставлений. Например, сравнения часто носят комический характер: зебра - «полосатее матраца», у слонов - «с блюдо оба уха».

Часто сравнения выступают одним из средств создания отрицательной характеристики (сравнение Власа с «грязным боровом», отца Пети - с «самой злющей крысой»).

Сказки Маяковского («Сказка о Пете, толстом ребенке…», «История Власа…» и др.) очень близки к народным. Их объединяет наличие сказочных элементов в сюжете, сознательное преувеличение поступков и действий героев, торжество добрых сил в столкновении со злом. Близки они и по форме: часто первые строки напоминают зачины народных сказок («Сказка о Пете, толстом ребенке…»), а концовка, так же как и в народных сказках, формулирует основную мысль:

Сказка сказкою,

а вы вот

сделайте из сказки вывод.

Полюбите, дети, труд -

как написано тут…

Роль Маяковского в создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской детской литературы, завещанные Белинским и Некрасовым. Вне всякого сомнения, Маяковский многому учился у Некрасова, впервые показавшего, как поэзия должна пробуждать у детей ненависть к угнетателям, формировать высокие нравственные качества, воспитывать человека-гражданина. Вместе с тем, создавая свои произведения в такое время, когда основной была задача воспитать человека нового общества, привить юным гражданам чувство любви к социалистической Родине, Маяковский следовал в своем творчестве и традициям М. Горького. Ведь именно Горький на протяжении всей своей жизни заботился о воспитании нравственной красоты советского человека, о формировании всесторонне развитой, гармонической личности, воспитании настоящей любви к труду, к человеку труда. Горький боролся за то, чтобы ребенку с самых ранних лет прививали чувства коллективизма, интернационализма, патриотизма.

45. Жанрово-тематическое многообразие стихов С. Маршака для детей.

Детство нескольких поколений невозможно представить без творчества Самуила Маршака, без его поэм, стихов, песен, лимериков, загадок и считалок, мудрых и озорных пьес, великолепных переводов английских и шотландских баллад, эпиграмм и сонетов. Такие стихи Маршака, как Детки в клетке (1923), Вот какой рассеянный (1924), Сказка о глупом мышонке, Веселая азбука (1925), Багаж знал наизусть практически каждый малыш. Ребята постарше с восторгом декламировали знаменитую Почту и Мистера Твистера. Праздником для детей стали пьесы Маршака: Теремок (1925) и Кошкин дом для самых маленьких, лирическая мудрая сказка Двенадцать месяцев (1943), искрящаяся юмором комедия-притча Горя бояться – счастья не видать (1959), философская пьеса «для детей среднего и старшего школьного возраста» Умные вещи (1962).

Уже в 20-е годы выходят многие новаторские по пафосу и форме сказки: «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться — счастья не видать», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Угомон», «Тихая сказка» и др. Все они — сугубо маршаков-ское поэтическое преломление народных мотивов, эстетики, нравственности, испокон века утверждаемых фольклором: мотивы радости бытия, соучастия, доброты и одновременно ироническое или юмористическое разоблачение глупости и злонамеренности, черствости и эгоизма.

А его детские сказки 20—30-х годов согреты философской мудростью, обращены к тому, что составляет душу и фундамент нравственности, духовного равновесия человека во все времена и на всех возрастных этапах развития личности. На чем было крайне актуально остановить внимание ребенка в те годы. Видимо, с этим связано то, что, обратившись к детям, Маршак оттачивает уже в 20-е годы не только форму литературной сказки, но и малых форм фольклора: частушки, пословицы, поговорки. Пишет рассказы и повести в стихах, поэмы и баллады: «Откуда стол пришел», «Как печатали вашу книгу», «Дворец на Фонтанке», «Вчера и сегодня», «Как рубанок сделал рубанок», «Война с Днепром», «Пожар» и многое другое. Создает сатирический памфлет «Мистер Твистер», стихотворный фельетон «Акула, гиена и волк».

Его сказка — нередко «не сказка», а быль, не случайно сопрягающаяся с небылицей. Его поэзия — не информация о делах, о событиях, но их философия. В его произведениях неделимы познавательная и эстетическая, воспитательная ценности. Поэтому ошибочно подвергать теперь сомнению ценность, скажем, «Войны с Днепром».

За скромной фабулой «Почты» тоже нельзя не почувствовать глубочайшее уважение к честно выполняемому делу. В поэме соединяется одухотворенная вещь (письмо) с образом внешне незаметного труженика-героя, почтальона, независимо от того, зовут ли его Смит или Базилио, или он родной лениградский почтальон. Интригует фабула поэмы «Пожар». Ребенок напряженно следит за каждым шагом парня по карнизу... Но и здесь главное — пафос, эстетика героизма, к которому «каждый готов». Как в лирике, здесь героическое личностно.

Талант Маршака раскрывает «секреты», «особую сложность и трудность искусства детской поэзии», если ее рассматривать не как «прикладную отрасль» высокого искусства слова, а в одном ряду с ним. Маршак рано увидел, понял, почувствовал и учел в своем творчестве, что читатель детской книги умеет ценить истинность прекрасного. Он особо чуток, неподкупен в отношении малейшей фальши, натянутости и упрощенности. Ребенок свободен от многих условностей восприятия взрослого человека. С.Я. Маршак показал, что детская поэзия — «взыскательнейший экзамен для поэзии вообще». Она обладает своими «изначальными достоинствами ясности, существенной занимательности содержания и непринужденной энергии, естественной, как дыхание, мерности и «незаметности» формы», — обоснованно утверждает поэт в уже названной статье.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.