Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Поэзия серебянного века в чтении дошкольников.






    Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть серебряны веком. Это сложный и насыщенный период в истории отечественной культуры. Никогда еще картина литературного мира не была столь пестрой. Множество значительных имен представляли разнообразные течения - реализм, символизм, акмеизм, футуризм и пр. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли.

    Детство стало одной из ведущих тем литературы. Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т. е. существо-загадку, поскольку будущее клубилось в тумане неизвестности и угадывалось только интуитивно.

    Реалисты М.Горький, Л.Андреев искали ответ на загадку бу­дущего, исходя из социальных условий детства; они показывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» М.Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказа «Ангелочек», «Петька на даче» Л.Андреева).

    Акмеист О.Мандельштам провозгласил детское сознание же­ланной нормой человека нового времени:

    Только детские книги читать,

    Только детские думы лелеять,

    Всё большое далеко развеять,

    Из глубокой печали восстать...

    Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подростком».

    Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой лите­ратуре, литература для детей переживала не лучшие времена из-за ужесточения двойной цензуры - политической и педагогической. Количество детских книг и периодических изданий возросло, но это была в основном так называемая массовая литература, не об­ладавшая большими художественными достоинствами, зато тематически привлекательная.

    Несколько выше стояла литература, создаваемая для детей писа­телями-модернистами, такими, как К. Бальмонт, А. Блок, Ф.Соло­губ. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка». Новые литературные течения принесли детям срав­нительно немного высокохудожественных творений (среди них и стихотворения Есенина, Саши Черного).

    Однако и в этих произ­ведениях то или иное течение проявилось неотчетливо, будто поэты сами чувствовали, что язык модернизма не может быть понятен ребенку. Ярче всего стиль модернизма был выражен в сказке-поэме Чуковского «Крокодил» - в качестве предмета па­родирования.

    В 10-е годы возвращается мода на старинное народное искус­ство. Благодаря увлечению писателей стариной дети получили книги, дающие излюбленную пищу для их воображения и чувств. Среди произведений, адресованных непосредственно детям, назовем ко­роткие сказочки костромского крестьянина Ефима Честнякова - «Иванушко», «Сергиюшко», «Лесное яблоко». Они отличаются прямым родством с народной культурой. Это единственные в сво­ем роде авторские произведения для самых маленьких. По ясно­сти языка и нравственного смысла они могут сравниться с фольк­лорными детскими сказками.

    Увлечение стариной сопровождалось вниманием к миру ранне­го детства, в котором совершается наиболее интимное, сокровенное познание родины - через речь, сказки и песни нянек, корми лиц (о роли кормилицы очень сильно сказал поэт Владислав Ходасевич в стихотворении «Не матерью, но тульскою крестьянкой...»). Образ няни был вновь поднят на ту высоту, которую некогда задал в своих стихах Пушкин.

    Искания модернистов значили очень многое для расцвета детской литературы в 20-30-х годах нашего века, для ее обновления в 80-90-е годы.

    (Литература для детей

    стала быстрее и точнее реагировать на современную жизнь, нача­лось освоение языка художественной публицистики).

    утратила деление по сословиям,

    обрела подлинную демократичность.

    Писатели стали больше доверять маленьким читателям и писать для них произведения с глубоким подтекстом, сложные по художественному строению.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.