Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество поэтов – обэриутов.






Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола». Датой образования ОБЭРИУ - 24 января 1928 года. Представляли собой «отряд левого искусства». В ОБЭРИУ вошли И. Бехтерев, А. Введенский, Д. Хармс (Ювачев), К. Вагинов (Вагенгейм), Н. Заболоцкий, Б. Левин, Ю. Владимиров, Н. Тювелев, Н. Олейников, Е.Шварц. Тогда же увидел свет первый (и последний ) Манифест (первый (и последний)-отказ от традиц. форм поэзии, излагались взгляды обэриутов на различные виды искусства. В применении к искусству слово «реальное» означало у обэриутов то, что искусство реально, как сама жизнь. Искусство ничего не отражает. Живет само по себе. До появления в литературе обэриутов возникло неофициальное литературно-философское содружество, участники которого — Введенский, Хармс и Л. Липавский — называли себя «чинарями»(от слова «чин»). ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Группа распалась после того, как в 1931 г. Введенский, Хармс, Бахтерев были арестованы. Обвинения, выдвинутые против них, носили вымышленный характер. Даниил Хармс, первый российский поэт-абсурдист, чьи авангардистские стихи и прозу с восторгом приняла детская аудитория. Произведения Хармса публиковались в детских журналах «Ёж» и «Еж». Особый успех выпал на долю стихотворения Иван Иванович Самовар, рассказа Озорная пробка и феерической истории О том, как Панкин Колька летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил. Даниил Хармс, обладавший уникальным чувством юмора, в 1929 выпустил сборник стихов для детей Во-первых и во-вторых. Затем – книгу под названием Игра (1930). В 1931 вышел еще один сборник стихов для малышей и подростков – Миллион. В 1933 особенно популярными среди детей была серия его абсурдистских рассказов о профессоре-мистификаторе Трубочкине.

Ленинградская литературно-философская группа «Объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращен­ным названием ОБЭРИУ. Эта аббревиатура, по мнению авторов, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и неле­пицы. Так в названии группы выразилась ее концептуальная идея -«познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания»1. В своем манифесте от 24 января 1928 года

Обэриуты по-своему решили весьма трудную в детской литера­туре проблему иронии (известно, что из всех видов комического дети позднее всего воспринимают именно иронию): в частности, Хармс позволил себе смеяться над нравственно-дидактическими штампами детской литературы, над педагогикой в картинках. Он якобы «серьезно» воспроизвел модель нравоучительного детского рассказика: «Бабушка уронила иголку. Как отыскать ее в куче пес­ка? Бабушка очень огорчилась. Но Маша уже бежала из дома с магнитом в руке. Она быстро провела магнитом раз-другой по пес­ку. — Возьми свою иголку, бабушка! - сказала Маша» («Умная Ма­ша и ее бабушка»).

Папа с ружьем, бегущий за хорьком с ужасным намерением, Маша, исполненная ума и добродетели, бегущая с магнитом в руке, - оба героя в равной степени абсурдны сами по себе, несмотря на логичность их поступков. Да и сами истории рассказаны столь значительным тоном, что не могут не вызвать веселья. Хармс, обратившись к детской литературе, вероятно, почувствовал ее пародийную природу - в ничтожном поводе для написания значительного текста (сравним шекспировский размах в «Мойдодыре» Чуковского для утверждения гигиенического ло­зунга с «хитроумностями» хармсовской Маши).

В 20-е гг. XX в. российская детская юмористика получила разви­тие поэтами ОБЭРИУтами, в частности Даниилом Хармсом (и к юмористических стихах, и в прозе). Анекдоты о выдающихся людях, бытовавшие в литературе XVIII—XIX вв., им блестяще спа­родированы в анекдотах о Пушкине, например:

«Пушкин был поэтом и все что-то писал. Однажды Жуковский застал его за писанием и громко воскликнул:

- Да никако ты писака!

С тех пор Пушкин очень полюбил Жуковского и стал называть его по-приятельски просто Жуковым».

В этой коротенькой зарисовке изначально ощущается «завираль­ная позиция» рассказчика.

Смеховое достигается и абсурдностью, алогичностью изложения событий с ярко выраженной претензией на правдоподобие. Кроме того, в этом анекдоте явно диссонирует и создает комическую речевую ситуацию сочетание набора житейских банальных речевых штампов и соединенных с ними имен явно ино­го, возвышенного семантического ряда.

Часто комическая ситуация создается даже самим синтаксисом предложения. Заведомо «ложное» сообщение подается как аксиома:

«Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начнет ими кидаться. Иногда так разойдется, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас!»

Будь это «воспоминание» из жизни какого угодно иного смерт­ного, читатель бы пожал плечами и сказал про себя «чудак чело­век», но поскольку поступки житейские принадлежат гениальному Пушкину, образ которого в читательском представлении никак не вписывается в обывательские картины жизни, комизм и состоит в соединении идеала и полной нелепицы, рассказываемой об этом самом идеале.

Стихи Даниила Хармса тоже розыгрыши, пародии, фельетоны, полные каламбуров, игры слов. Они и сегодня пользуются популяр­ностью у читателя («Иван Топорыжкин», «Самовар» и др.).

Выдающимся детским поэтом и писателем юмористического склада, работавшим в 10—30-е гг. XX в., следует называть Сашу Черного. Это псевдоним Александра Михайловича Гликберга (1880—1932), который в большую литературу вошел как язвитель­ный сатирик. Еще в 1905 г. было опубликовано стихотворение «Чепуха», которое автор подписал псевдонимом Саша Черный (явная пародия на псевдоним символиста Б. Н. Бугаева «Андрей Белый»).

Первый сборник стихов Саши Черного «Разные мотивы» вышел в 1906 г. За политическую сатиру сборник был арестован, а сто автор привлечен к суду. Тысяча девятьсот шестой —тысяча девятьсот седь­мой годы Саша Черный провел за границей, в Германии, слушая лек­ции в Гейдельбергском университете. В 1908 г. вместе с А. Аверчен­ко, Н. Тэффи и другими авторами он начал издавать знаменитый сатирический журнал «Сатирикон».

Став уже известным поэтом-сатириком, Саша Черный начинает писать для детей. С этого времени, пробуя свои силы в различных жанрах, он приобретает все большую известность как детский пи­сатель. Саша Черный предпринимает издание первого коллектив­ного детского сборника «Голубая книжка», в котором появился его первый детский рассказ «Красный камешек». Участвует в альмана­хе «Жар-птица», редактируемом К. И. Чуковским, выпускает книги стихов «Тук-тук» (1913) и «Живая азбука» (1914).

Творчество Саши Черного в эмиграции почти все посвящено де­тям. У Саши Черного не было своих детей, а детей он очень любил. Думая о Родине, он тревожился о судьбе русских девочек и мальчиков, теряющих живую связь с Россией, а главной связующей нитью была русская речь, русская литература (см.: очерк «Детский ковчег», стихотворение «Дом в Монморанси»). В этом сказалось все­охватное ностальгическое чувство. Разлука с Родиной, с Россией осветила прошлое, невозвратное совершенно по-новому: то, что вы­зывало горькую усмешку там, дома, вдали от Родины преобразилось, показалось милым — и милее всего детство.

В 1921 г. в Данциге выходит книга «Детский остров», в 1923 г. в Берлине — сборник «Жажда». Больше года прожил Саша Черный в Риме, там появилась его «Кошачья санатория» (1924). Довольно много произведений и в стихах, и в прозе посвящено Парижу и его маленьким русским обитателям: здесь Черный-эмигрант прожил дольше, чем в других европейских городах. В 1928—1930 гг. в Пари­же были напечатаны его «Солдатские сказки», в 1928 г. вышли от­дельным изданием «Несерьезные рассказы».

Разнообразное в жанровом отношении творчество Саши Черно­го для детей имеет две эмоциональные доминанты: лирическую и ин­тересующую нас в данный момент юмористическую, которые под­держивают друг друга. В детских произведениях и следа нет едкой иронии, характерной для «взрослого» сатирического творчества.

Юмористические произведения (рассказы и повести) Саши Чер­ного адресованы прежде всего сердцу и уму ребенка. Таков, напри­мер, «Дневник фокса Микки». Написанная в 1927 г., книга невольно пародирует мемуарный жанр, вошедший в моду, но содержит и тра­диционный для русской и мировой литературы сюжет, когда обычный мир видится глазами необычного существа. Повествова­ние ведется от имени собаки, живущей в иной, нечеловечески взрос­лой «системе ценностных ориентиров».

Стихи, рассказы, сказки Саши Черного соединяют в себе пара­доксальную ситуацию, в которую попадают герои, и не без лирики выписанные портреты персонажей. Так происходит в рассказах «О самом страшном», «Пасхальный визит», «Кавказский пленник».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.