Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество поэтов – обэриутов.




Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола». Датой образования ОБЭРИУ - 24 января 1928 года. Представляли собой «отряд левого искусства». В ОБЭРИУ вошли И. Бехтерев, А. Введенский, Д. Хармс (Ювачев), К. Вагинов (Вагенгейм), Н. Заболоцкий, Б. Левин, Ю. Владимиров,Н. Тювелев,Н. Олейников, Е.Шварц. Тогда же увидел свет первый (и последний) Манифест (первый (и последний)-отказ от традиц. форм поэзии, излагались взгляды обэриутов на различные виды искусства. В применении к искусству слово «реальное» означало у обэриутов то, что искусство реально, как сама жизнь. Искусство ничего не отражает. Живет само по себе. До появления в литературе обэриутов возникло неофициальное литературно-философское содружество, участники которого — Введенский, Хармс и Л. Липавский — называли себя «чинарями»(от слова «чин»). ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Группа распалась после того, как в 1931 г. Введенский, Хармс, Бахтерев были арестованы. Обвинения, выдвинутые против них, носили вымышленный характер. Даниил Хармс, первый российский поэт-абсурдист, чьи авангардистские стихи и прозу с восторгом приняла детская аудитория. Произведения Хармса публиковались в детских журналах «Ёж» и «Еж». Особый успех выпал на долю стихотворения Иван Иванович Самовар, рассказа Озорная пробка и феерической истории О том, как Панкин Колька летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил. Даниил Хармс, обладавший уникальным чувством юмора, в 1929 выпустил сборник стихов для детей Во-первых и во-вторых. Затем – книгу под названием Игра (1930). В 1931 вышел еще один сборник стихов для малышей и подростков – Миллион. В 1933 особенно популярными среди детей была серия его абсурдистских рассказов о профессоре-мистификаторе Трубочкине.

Ленинградская литературно-философская группа «Объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращен­ным названием ОБЭРИУ. Эта аббревиатура, по мнению авторов, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и неле­пицы. Так в названии группы выразилась ее концептуальная идея -«познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания»1. В своем манифесте от 24 января 1928 года

Обэриуты по-своему решили весьма трудную в детской литера­туре проблему иронии (известно, что из всех видов комического дети позднее всего воспринимают именно иронию): в частности, Хармс позволил себе смеяться над нравственно-дидактическими штампами детской литературы, над педагогикой в картинках. Он якобы «серьезно» воспроизвел модель нравоучительного детского рассказика: «Бабушка уронила иголку. Как отыскать ее в куче пес­ка? Бабушка очень огорчилась. Но Маша уже бежала из дома с магнитом в руке. Она быстро провела магнитом раз-другой по пес­ку. — Возьми свою иголку, бабушка! - сказала Маша» («Умная Ма­ша и ее бабушка»).



Папа с ружьем, бегущий за хорьком с ужасным намерением, Маша, исполненная ума и добродетели, бегущая с магнитом в руке, - оба героя в равной степени абсурдны сами по себе, несмотря на логичность их поступков. Да и сами истории рассказаны столь значительным тоном, что не могут не вызвать веселья. Хармс, обратившись к детской литературе, вероятно, почувствовал ее пародийную природу - в ничтожном поводе для написания значительного текста (сравним шекспировский размах в «Мойдодыре» Чуковского для утверждения гигиенического ло­зунга с «хитроумностями» хармсовской Маши).

В 20-е гг. XX в. российская детская юмористика получила разви­тие поэтами ОБЭРИУтами, в частности Даниилом Хармсом(и к юмористических стихах, и в прозе). Анекдоты о выдающихся людях, бытовавшие в литературе XVIII—XIX вв., им блестяще спа­родированы в анекдотах о Пушкине, например:

«Пушкин был поэтом и все что-то писал. Однажды Жуковский застал его за писанием и громко воскликнул:

- Да никако ты писака!

С тех пор Пушкин очень полюбил Жуковского и стал называть его по-приятельски просто Жуковым».



В этой коротенькой зарисовке изначально ощущается «завираль­ная позиция» рассказчика.

Смеховое достигается и абсурдностью, алогичностью изложения событий с ярко выраженной претензией на правдоподобие. Кроме того, в этом анекдоте явно диссонирует и создает комическую речевую ситуацию сочетание набора житейских банальных речевых штампов и соединенных с ними имен явно ино­го, возвышенного семантического ряда.

Часто комическая ситуация создается даже самим синтаксисом предложения. Заведомо «ложное» сообщение подается как аксиома:

«Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начнет ими кидаться. Иногда так разойдется, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас!»

Будь это «воспоминание» из жизни какого угодно иного смерт­ного, читатель бы пожал плечами и сказал про себя «чудак чело­век», но поскольку поступки житейские принадлежат гениальному Пушкину, образ которого в читательском представлении никак не вписывается в обывательские картины жизни, комизм и состоит в соединении идеала и полной нелепицы, рассказываемой об этом самом идеале.

Стихи Даниила Хармса тоже розыгрыши, пародии, фельетоны, полные каламбуров, игры слов. Они и сегодня пользуются популяр­ностью у читателя («Иван Топорыжкин», «Самовар» и др.).

Выдающимся детским поэтом и писателем юмористического склада, работавшим в 10—30-е гг. XX в., следует называть Сашу Черного.Это псевдоним Александра Михайловича Гликберга (1880—1932), который в большую литературу вошел как язвитель­ный сатирик. Еще в 1905 г. было опубликовано стихотворение «Чепуха», которое автор подписал псевдонимом Саша Черный (явная пародия на псевдоним символиста Б. Н. Бугаева «Андрей Белый»).

Первый сборник стихов Саши Черного «Разные мотивы» вышел в 1906 г. За политическую сатиру сборник был арестован, а сто автор привлечен к суду. Тысяча девятьсот шестой —тысяча девятьсот седь­мой годы Саша Черный провел за границей, в Германии, слушая лек­ции в Гейдельбергском университете. В 1908 г. вместе с А. Аверчен­ко, Н. Тэффи и другими авторами он начал издавать знаменитый сатирический журнал «Сатирикон».

Став уже известным поэтом-сатириком, Саша Черный начинает писать для детей. С этого времени, пробуя свои силы в различных жанрах, он приобретает все большую известность как детский пи­сатель. Саша Черный предпринимает издание первого коллектив­ного детского сборника «Голубая книжка», в котором появился его первый детский рассказ «Красный камешек». Участвует в альмана­хе «Жар-птица», редактируемом К. И. Чуковским, выпускает книги стихов «Тук-тук» (1913) и «Живая азбука» (1914).

Творчество Саши Черного в эмиграции почти все посвящено де­тям. У Саши Черного не было своих детей, а детей он очень любил. Думая о Родине, он тревожился о судьбе русских девочек и мальчиков, теряющих живую связь с Россией, а главной связующей нитью была русская речь, русская литература (см.: очерк «Детский ковчег», стихотворение «Дом в Монморанси»). В этом сказалось все­охватное ностальгическое чувство. Разлука с Родиной, с Россией осветила прошлое, невозвратное совершенно по-новому: то, что вы­зывало горькую усмешку там, дома, вдали от Родины преобразилось, показалось милым — и милее всего детство.

В 1921 г. в Данциге выходит книга «Детский остров», в 1923 г. в Берлине — сборник «Жажда». Больше года прожил Саша Черный в Риме, там появилась его «Кошачья санатория» (1924). Довольно много произведений и в стихах, и в прозе посвящено Парижу и его маленьким русским обитателям: здесь Черный-эмигрант прожил дольше, чем в других европейских городах. В 1928—1930 гг. в Пари­же были напечатаны его «Солдатские сказки», в 1928 г. вышли от­дельным изданием «Несерьезные рассказы».

Разнообразное в жанровом отношении творчество Саши Черно­го для детей имеет две эмоциональные доминанты: лирическую и ин­тересующую нас в данный момент юмористическую, которые под­держивают друг друга. В детских произведениях и следа нет едкой иронии, характерной для «взрослого» сатирического творчества.

Юмористические произведения (рассказы и повести) Саши Чер­ного адресованы прежде всего сердцу и уму ребенка. Таков, напри­мер, «Дневник фокса Микки». Написанная в 1927 г., книга невольно пародирует мемуарный жанр, вошедший в моду, но содержит и тра­диционный для русской и мировой литературы сюжет, когда обычный мир видится глазами необычного существа. Повествова­ние ведется от имени собаки, живущей в иной, нечеловечески взрос­лой «системе ценностных ориентиров».

Стихи, рассказы, сказки Саши Черного соединяют в себе пара­доксальную ситуацию, в которую попадают герои, и не без лирики выписанные портреты персонажей. Так происходит в рассказах «О самом страшном», «Пасхальный визит», «Кавказский пленник».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал