Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная научно-познавательная книга для дошкольников, ее жанрово-тематический диапазон.






Задачи научно-познавательной литературы очень схожи с основными задачами библиотечной работы:

расширить кругозор ребенка;

вызвать интерес (к занятиям);

научить самостоятельно находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск);

Нельзя обойти вниманием классиков научно-познавательной литературы, которые представлены в хрестоматиях «Зеленые страницы» (сост. С.Сахарнов) и «300 страниц про зверей и птиц».

В сборники вошли лучшие произведения известных российских писателей, классиков научно-познавательной литературы: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Э. Шима, Г. Скребицкого, К. Паустовского. Эти писатели считали, что чтение познавательных книг поможет детям выявить те или иные склонности в математике, технике, литературе, а также научит их любить и уважать природу.

Николай Иванович Сладков — автор документальных книг о природе. Он пишет о том, что сам видел и наблюдал. Человек недюжинной энергии и отваги, он спускался на дно морей, озер и рек, карабкался по скользким и сыпучим скалам, продирался через буреломы, залезал в заброшенные колодцы пустынь.



Геннадий Яковлевич Снегирев. В его рассказах и маленьких повестях тайга, тундра, пустыня и океан показаны глазами ребенка, глазами изумленными и заинтересованными.

Юрий Дмитриевич Дмитриев. По основной профессии - ученый-биолог. В молодости работал учителем. Наблюдая за ребятами, он замечал, что многие из них жестоки к природе. Как бороться с этим пороком? Как внушить ребятам бережное и трепетное отношение ко всему живому? Поэтому девизом его творчества стало: «Чтобы любить природу, надо ее знать».

Виталий Валентинович Бианки – основоположник природоведческой культуры для детей. В своих сказках Виталий Бианки по доброму, интересно рассказывает детям о разных законах живой природы. В его сказках главное – познавательный материал, но не менее важна и нравственная сторона поступков героев.

300 страниц про зверей и птиц.

Хрестоматия об удивительной и загадочной жизни родной природы. В своих рассказах авторы рассказывают об этом чудесном мире, о том, как трогательно, забавно и в тоже время трудно живут его обитатели. Авторы пробуждают в душе каждого любовь к окружающей природе, призывают ценить и беречь красоту родной земли.

Зелёные страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы (сост. С. Сахарнов).

Книга выпущена к семидесятилетию издательства «Детгиз». Эта книга — самый настоящий подарок всем читателям. Для взрослых — это воспоминание об их далёком детстве, а для маленьких детей — это встреча с «певцами родной природы».

Перед нами «школа» Виталия Бианки: классические сказки-рассказы самого мастера и работы шестерых его учеников. Алексея Ливеровского, Кронида Гарновского, Нины Павловой, Зои Пироговой, Святослава Сахарнова и Николая Сладкова.

В своем предисловии С. Сахарнов (один из самых успешных «учеников» «школы») рассказывает о своем учителе и его последователях, а потом отдельно — в послесловии — разговаривает с ребятами о природе и ее охране. Иллюстрации Татьяны Капустиной сопровождают текст в лучших традициях познавательной детской литературы — на каждом развороте.

Вот что пишет С. Сахарнов: «Все без исключения страницы этой навсегда новой книги написаны людьми, одаренными редким счастьем — счастьем созерцания. Его почти не осталось. Оно забыто, утрачено, и вовсе не писатели, а медики пытаются теперь научить современного ребёнка сосредоточиться хотя бы на пять минут…

Бианки и друзья никого ничему нарочно не учат. Они только выражают своё искреннее восхищение тем, что у одной птицы нос длинный, а у другой — крепкий. После этого необязательно идти в зоологи. Достаточно просто жить живым человеком».

А к маленьким читателям он обращается так: «Постарайся быть ближе к природе… Будь наблюдателен. Знай, что жизнь муравья не менее интересна, чем жизнь лисы или тигра. Не разоряй гнезда и норы, не захламляй лес и не поджигай сушняк. Полюби охоту с фотоаппаратом или научись делать зарисовки с натуры. Ощути себя частью единого мира всего Живого. Если можешь — веди дневник».

Следуя советам Святослава Сахарнова, научиться вести дневник поможет книга Ренцо Барцотти «Животные рядом с нами».

Автор этой книги предлагает каждому по-новому взглянуть на мир природы, проникнуть в тайны природы, заглянуть в ее укромные уголки, став настоящим исследователем и открывателем. Автор предлагает свой опыт общения с природой — это наблюдение и ведение дневника, где все впечатления от встречи с природой преображены в замечательные рисунки и заметки. Книга расскажет о «Снаряжении юного натуралиста», где лучше наблюдать за природой, а на выделенных страницах дневника ребенок познакомиться с особенностями каждого животного, его образа жизни, питания, местах обитания, воспитания потомства. Восхитительные иллюстрации сделают книгу не забываемым помощником.

Продолжая разговор о научно-художественной книге нельзя обойти книги замечательной современной писательницы Тамары Шамильевны Крюковой. Её стиль — это умение рассказать о сложном простым языком. Читаются такие книги на одном дыхании.

Т. Ш. Крюкова «Лесной календарь».

Книга знакомит малышей с приметами каждого месяца года. Главный герой — Лис от скуки решает посвятить себя науке — изучать приметы. Он отправляется в путешествие по лесу, где встречает различных зверей, которые помогают рассказать ребятам о приметах каждого месяца.

Т. Ш. Крюкова «Сказки почемучки».

Сказка «Почему грибной дождик с солнцем дружит» приглашает ребят в гости к дождливой семье. В этой семье все работают дождями, и каждый дождь твердо знает «свое место и время». Так ребята знакомятся с разными видами дождей: Косохлестом, который дружит с Порывистым Ветром; с бабушкой Морось, которая «принималась осенью за дело», с папой Ливнем, мамой Дождиной. Однажды рождается в их семье маленький дождик — Ситничек. И многочисленная родня никак не может прийти к общему мнению, как и где должен работать Ситничек. У Ситничка была своя заветная мечта — он хочет приносить людям радость! Но никто не хотел слушать маленького дождика. Тогда Ситничек решает свою судьбу сам…

В книге «Сказки Почемучки» есть еще не мало замечательных поучительных сказок: «Откуда у дятла красная шапочка?», «Почему в году четыре сезона?», «Почему летучая мышь вниз головой спит?» и др.

 

32. Энциклопедическая книга в современной ДЛ начинает появляться на рубеже XVIII—XIX вв., а свои четкие контуры окончательно формирует к 40-м гг. XIX в.

В 1802 г. издается на двух языках — на русском и французском — «Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук для употребления юношества», впоследствии несколько раз переиздававшаяся. Особого внимания заслуживает «Детская энциклопедия, или Новейшее понятие о всех науках». Она была «подготовлена к изданию для юношества» С. Ушаковым в 6 частях и прекрасно иллюстрирована 96 картинками. Первое издание состоялось в 1811 г. Второе включало уже 8 частей.

В 1848 г. осуществлено грандиозное издание «Детской энциклопедической библиотеки в 40 томах» X. Ваханского. Библиотека эта давала самые широкие по тем временам сведения. Открывается издание Азбукой. Хотя тома были и невелики по объему, каждый из них посвящался конкретным дисциплинам: грамматике, риторике и логике, арифметике, алгебре и геометрии, в шестом и седьмом томах давалась мифология, два тома отводилось рисованию, три тома — архитектуре. Кроме перечисленных, а также равным образом обязательных в издании подобного рода музыки, физики, химии, медицины, зоологии, астрономии, всеобщей и российской географии, российской и всеобщей истории, особое место уделялось художественным ремеслам (два тома). Последний том посвящался Семи чудесам света.

Переводятся или пишутся в России также энциклопедии по специальным отраслям знания.

Особую популярность и признательность учеников завоевывают издания, учитывающие особенности детской психологии и радеющие о разностороннем развитии личности.

Исследователи называют первой воспитательной печатной книгой для детей и юношества «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717).

Колоссальная но обширности нравоучительная литература для детей в XVIII—XIX вв. зачастую создается в жанре беседы воспитателя и воспитанника, тети и племянников, отца и сына, матери и детей.

Собственно содержательная сторона бесед ныне может выглядеть устаревшей не только в части лексикона, но и в отношении манер, считавшихся тогда хорошим тоном. Но сам жанр беседы, на который как на один из основных в образовании ребенка указывал еще Ян Амос Каменский и который восходит еще к античности (а с другой стороны, к поучениям святых отцов и священнослужителей христианства), не терял своих свойств и достоинств вне зависимости от того, каким содержанием в тех или иных конкретных сочинениях беседа наполнялась. Эти свойства и достоинства лишь приумножались, когда в диалоге в роли собеседников выступали близкие ребенку люди. Одним из таких популярных изданий было «Детское училище, или Нравоучительные разговоры между Учительницею и Ученицами». Шесть весьма объемных частей этого произведения написаны в 1761 г. Ле Пренс де Бомонт, а переведены, дополнены и исправлены они первоначально Петром Свистуновым.

Данное сочинение впоследствии было много раз, вплоть до 1817 г., заново переведено и издано по-русски. Менялись его объем, количество томов, переводчики вносили «от себя» новые и новые дополнения, но на протяжении десятилетий неизменной оставалась читательская популярность издания.

Жанровая форма беседы и впоследствии неоднократно использовалась в российской педагогике. И именно говоря о ней, естественно упомянуть наконец об учебной книге, явившейся прорывом в отечественной системе детского образования и по сей день сохранившейся как проверенная-временем книга для чтения учащихся. Эта книга — «Азбука» Л. Н. Толстого. В 1859—1862 гг. писатель лично работал в Яснополянской школе с художественным материалом, послужившим основой для его «Азбуки».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.