Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие жанра научно-познавательной детской книги в русской литературе XIX – XX вв.






1. Энциклопедическая книга для ребенка начинает появляться на рубеже XVIII—XIX вв., а свои четкие контуры окончательно формирует к 40-м гг. XIX в.

В 1802 г. издается на двух языках — на русском и французском — «Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук для употребления юношества», впоследствии несколько раз переиздававшаяся. Особого внимания заслуживает «Детская энциклопедия, или Новейшее понятие о всех науках». Она была «подготовлена к изданию для юношества» С. Ушаковым в 6 частях и прекрасно иллюстрирована 96 картинками. Первое издание состоялось в 1811 г. Второе включало уже 8 частей.

В 1848 г. осуществлено грандиозное издание «Детской энциклопедической библиотеки в 40 томах» X. Ваханского. Библиотека эта давала самые широкие по тем временам сведения. Открывается издание Азбукой. Хотя тома были и невелики по объему, каждый из них посвящался конкретным дисциплинам: грамматике, риторике и логике, арифметике, алгебре и геометрии, в шестом и седьмом томах давалась мифология, два тома отводилось рисованию, три тома — архитектуре. Кроме перечисленных, а также равным образом обязательных в издании подобного рода музыки, физики, химии, медицины, зоологии, астрономии, всеобщей и российской географии, российской и всеобщей истории, особое место уделялось художественным ремеслам (два тома). Последний том посвящался Семи чудесам света.



Исследователи называют первой воспитательной печатной книгой для детей и юношества «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717).

Колоссальная но обширности нравоучительная литература для детей в XVIII—XIX вв. зачастую создается в жанре беседы воспитателя и воспитанника, тети и племянников, отца и сына, матери и детей.

Собственно содержательная сторона бесед ныне может выглядеть устаревшей не только в части лексикона, но и в отношении манер, считавшихся тогда хорошим тоном. Но сам жанр беседы, на который как на один из основных в образовании ребенка указывал еще Ян Амос Каменский и который восходит еще к античности (а с другой стороны, к поучениям святых отцов и священнослужителей христианства), не терял своих свойств и достоинств вне зависимости от того, каким содержанием в тех или иных конкретных сочинениях беседа наполнялась. Эти свойства и достоинства лишь приумножались, когда в диалоге в роли собеседников выступали близкие ребенку люди. Одним из таких популярных изданий было «Детское училище, или Нравоучительные разговоры между Учительницею и Ученицами». Шесть весьма объемных частей этого произведения написаны в 1761 г. Ле Пренс де Бомонт, а переведены, дополнены и исправлены они первоначально Петром Свистуновым.

Данное сочинение впоследствии было много раз, вплоть до 1817 г., заново переведено и издано по-русски. Менялись его объем, количество томов, переводчики вносили «от себя» новые и новые дополнения, но на протяжении десятилетий неизменной оставалась читательская популярность издания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.