Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Своеобразие стиля авторов юмористических повестей и рассказов в детской литературе второй половины XX века






Ви́ ктор Влади́ мирович Голя́ вкин (31 августа 1929, Баку — 24 июля 2001, Санкт-Петербург) — русский советский писатель, художник.

Родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов.

Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе). Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает В Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. Весь город построен в западноевропейском стиле. Этот стиль нравится ему отзывчивостью на события человеческой жизни.

Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Невозможность публикации невписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были напечатаны в 1999—2000 гг.

Умер в Санкт-Петербурге 24 июля 2001 года.

Творчество

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором. Это нечасто встречающаяся в литературе особенность — краткость. Такой ёмкий краткий стиль требует особого писательского мастерства, которым Голявкин владел, как никто другой. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные», например, рассказ «Рисунок»:

Ю́ рий Вячесла́ вович Со́ тник (14 июня 1914, Владикавказ - 3 декабря 1997, Москва) - русский советский писатель, автор книг для подростков.

Родился во Владикавказе, потом семья переехала в Москву. Свой первый рассказ о котёнке, живущем в их коммунальной квартире, Юрий написал в четвёртом классе. Окончив школу, Сотник много путешествовал по России, был фотолаборантом, работал сплавщиком на реке Лене, рыбачил. С увиденного он начал писать рассказы. В 1938 году вступил в объединение при издательстве Советский писатель. Свой первый рассказ " Архимед" Вовки Грушина" Сотник выпустил в 1939 году. В этом рассказе Сотник описал, как он в детстве хотел построить подводную лодку. В послевоенные годы он выпускал много рассказов о жизни подростков, которые попадали в разные истории. Многие его герои были пионерами. По сюжету, некоторым его персонажам доводилось попадать в разные приключения, даже сидеть в засаде. Вот как сам писатель объяснял свои рассказы: " Скажем, я недавно познакомился с мальчиком, который не переставая говорил о ракетах, при этом солидно покашливал и крутил от волнения пуговицу на своей курточке. Или видел девочку, которая через каждые пять минут причесывала свою челку и смотрелась в зеркальце. Я все это запомнил. А потом начинаю писать книжку о фантастических приключениях мальчика и девочки. И, чтобы хорошо представить себе этих ребят, я пишу, как мальчик крутит пуговицу, а девочка постоянно смотрится в зеркальце". Умер 3 декабря 1997 года в Москве.

Известные произведения" Архимед" Вовки Грушина (1939). Рассказ

Про наши дела (1946). Повесть

Невиданная птица (1950). Сборник рассказов

Приключение не удалось (1960). Повесть

Машка Самбо и Заноза(1965). Прикл.-фант. повесть

Эликсир Купрума Эса (1978). Фант. повесть

Ясновидящая, или Эта ужасная " улица". Повесть

Учитель плавания, рассказ (сборник " Такие мальчишки", Москва, ЭНАС-Книга, 2011)

Как меня спасали, рассказ (сборник " А я не боюсь! ", Москва, ЭНАС-Книга, 2012)

Как я был самостоятельным, рассказ (сборник " Один дома", Москва, ЭНАС-Книга, 2012)

" На тебя вся надежда", рассказ (сборник " Один дома", Москва, ЭНАС-Книга, 2012)

Главной темой детской прозы Н. Носова, В. Драгунского становятся взаимоотношения взрослых и детей, однако каждый из писателей разрабатывает свой аспект этой темы. В то же время всех этих авторов объединяет пристальное внимание к внутреннему миру ребёнка, особенностям его психологии в отличие от психологии взрослого человека. Писателей также объединяет юмористический подход к изображению жизни детей, их проблем, надежд.

Н. Носов одним из первых обращается к изображению внутреннего мира обыкновенного ребёнка в повседневной жизни. При этом исследователи отмечают, что в прозе Носова очень мало образов взрослых людей, однако автор нисколько не преуменьшает их роли в жизни маленького человека. Напротив, мнение взрослых - родителей или учителей - очень важно для героев повестей Носова " Дневник Коли Синицина", " Витя Малеев в школе и дома". Это мнение становится для них своеобразным ориентиром, а похвала - высшей наградой. Обращаясь к теме детей и взрослых, Носов говорит о важности сочувственного отношения к подрастающей личности, о важности гармоничных отношений между детьми и взрослыми. В изображении внутреннего мира своих героев писатель особое внимание уделяет детским эмоциям, которые оказываются ничуть не менее яркими и разнообразными, чем переживания взрослых.

В. Драгунский в " Денискиных рассказах" сосредоточен на том, какое отражение получают слова и поступки взрослых в душе маленького ребёнка. Дениска Кораблёв ещё не полноправный член общества взрослых, он как бы наблюдает за ними с позиций своих семи лет и приходит к удивительному выводу: оказывается, взрослые далеко не всегда правы, им тоже свойственны определённые слабости и недостатки, и самый большой из них - неумение понимать детей (" Ничего изменить нельзя"). Именно способность ребёнка объективно оценивать поведение взрослых и становится настоящим художественным открытием прозы Драгунского. Мир эмоций маленького героя он изображает в движении, показывая, как зарождается то или иное чувство и как оно может изменяться (" Он живой и светится", " Одна капля убивает лошадь", " Друг детства"). В способности испытывать самые разные эмоции дети в рассказах Драгунского ничуть не уступают взрослым: они радуются и печалятся, сердятся и удивляются, смущаются и торжествуют. И всё же эмоциональная жизнь ребёнка более позитивна: открывая для себя всё новые и новые стороны мира, он не устаёт удивляться и радоваться свои открытиям (" Красный шарик в синем небе", " Дымка и Антон").

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.