Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории конфликта






1. Конфликтология - это наука, изучающая причины, возникновение, развитие и разрешение конфликтов и представляющая со­бой синтез социологических, психологических, педагогиче­ских, политологических и юридических знаний.

Конфликт - это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Конфликтология исследует конфликты, их природу, причины в различных сферах жизни: социальной; бытовой; семейной; профессиональной.

Также конфликтология изучает динамику конфликтов:

· их возникновение;

· развитие;

· завершение..

При этом данная наука разрабатывает способы:

• предупреждения;

• разрешения конфликтов.

Объект конфликтологии - конфликт как явление социальное и психологическое.

Предмет конфликтологии - социальная природа, причины, типы
и динамика конфликтов, методы и способы их предупреждения и
урегулирования.

Субъекты конфликтологии - личность, группа, институты об­щества и их поведение в конфликтной ситуации.

Задачи конфликтологии:

• исследование конфликтов;

• распространение конфликтологических знаний в обществе;

• воспитание высокой культуры делового и межличностного об­щения.

Конфликтология учит:

· распознавать объективную и субъективную природу конфлик­тов, их непосредственные причины и мотивы;

· определять формы конфликтов и выбор путей их разрешения;

· управлять конфликтами;

· разрешать конфликты.

Знание основ конфликтологии необходимо для каждого человека, чтобы:

· избегать конфликтов там, где это возможно;

· правильно относиться к конфликту;

· управлять конфликтом;

· эффективно разрешать конфликт.

 

2. Конфликтология как отдельная наука сформировалась во второй половине XIX в. - XX в.

Вто же время проблемы, которые изучает современная конфликтология, привлекали внимание ученых и мысли­телей еще со времен античности. Среди первых таких ученых были:

Гераклит (530-470 гг. до н.э.). Ему принадлежит одна из пер­вых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в
процессе общественного развития.
Гераклит считал, что все в
мире рождается через вражду и распри, а война и конфликтос­нова всех вещей. По Гераклиту, " война - отец всего и царь всего".

Эпикур (341-270 гг. до н. э.) разделял мнение Гераклита и счи­тал, что в итоге распри и вражда убедят людей в необходимости
быть добрыми и жить в мире.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) считал, что люди по своей
природе изначально неравны. Таким образом, конфликт является естественным состоянием общества. По мнению Аристо­теля, основные источники конфликта кроются в имущественном неравенстве людей;

Платон (472-347 гг. до н. э.) сформулировал образ идеального
государства,
выступал за аристократическую форму рабовла­дельческого государства, способного подавлять конфликты силой.

В средние века христианская философия в соответствии с биб­лейскими канонами стремилась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми.

Крупным представителем данного направления был Фома Аквинский (1225-1274), который:

· высказывался о несовместимости войн с учениями Христа;

· считал войну грехом, но допускал существование справедливой
войны,
целями которой являются защита отечества и возмездие
агрессору со стороны государства, ведущего справедливую войну.

Для эпохи Возрождения было характерно резкое осуждение
социальных столкновений и вооруженных конфликтов.
Решающий
фактор развития общества - мир, добро и согласие. Крупней­шими учеными этого периода были:

Эразм Роттердамский (1469-1536). Отмечал наличие у кон­фликта собственной логики. Конфликт разрастается как цепная
реакция, затягивая все новых людей. Эразм Роттердамский
указывал на сложность примирения противостоящих сторон,
даже если они придерживаются сходных духовных позиций;

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Анализировал условия и причины
социальных беспорядков
и пытался выделить способы их пре­
одоления. Главная причина возникновения конфликтов - пло­хое материальное положение народа. Из политических причин,
чаще всего приводящих к столкновениям, — произвол власти и
подстрекательство знати. Считал политическое маневрирова­ние, умение обнадежить население лучшими средствами пре­дупреждения социальных конфликтов

В Новое время и в эпоху Просвещения английские демократы и
французские просветители выступают с резкой критикой воо­руженных конфликтов, насилия. Признавалась решающая роль
мира и согласия, царила надежда и вера в " вечный мир", к ко­торому приведет ликвидация феодальных устоев. Крупнейшими
учеными того времени были:

Жан-Жак Руссо (1712-1778). По его мнению, сначала все люди
были равны и свободны. Затем с развитием цивилизации люди это состояние утрачивают. Но заключая общественный договор, они снова возвращаются к миру и согласию;

Иммануил Кант (нем. философ, 1724-1804). Естественное со­
стояние людей,
соседствующих друг с другом, как считал Кант, -
война. А состояние мира должно быть установлено;

Томас Гоббс. Люди по природе равны в своих способностях и.
требованиях, и это неизбежно порождает конфликты. Поэтому
" война всех против всех" является естественным состоянием че­ловечества. Чтобы избавиться от конфликтов, люди по взаим­ному договору образуют государства. Государство является главным арбитром в конфликте. Только оно может разрешать и пресекать конфликты.

В XIX—XX вв. проявляется научный подход к изучению кон­фликтов и постепенно происходит становление конфликтоло­гии как самостоятельной науки. Конфликты рассматриваются как неизбежное явление, появляются теории о наличии венных причин конфликта и неустранимости их последствий. Большой вклад в развитие новой науки внесли социологи. Их труды ста­ли общетеоретической базой и методологическим руководством для последующих изучений в области конфликтологии. Крупней­шими из них были:

Томас Мальтус (англ. экономист, священник, 1766-1834). Он
находил причину безработицы в том, что рост населения опе­режает развитие экономики. Таким образом, он считал вечную
борьбу населения за средства существования естественной, а
возникающие на этой почве конфликты - фактором развития
общества;

Чарльз Дарвин (1809-1882). В своей работе " Происхождение ви­дов путем естественного отбора" раскрыл механизм естественно­
го отбора наиболее приспособленных видов, основу которого
составляет развитие живой природы, осуществляемое в, услови­ях постоянной борьбы за выживание. Позже получила развитие
теория социального дарвинизма, в соответствии с которой эво­люцию общественной жизни объясняли биологическими зако­нами естественного отбора и борьбы за существование;

Герберт Спенсер (1820-1903). Основой жизни общества считал
принцип борьбы за выживание наиболее приспособленных
индивидов. Борьба, конфликт выступают как всеобщий и осно­вополагающий закон;

Уильям Самнер (1840-1910). Выдвинул теорию естественной
селекции, которой бессмысленно противостоять. Борьба за существование является важным фактором прогресса. В ней гибнут наиболее слабые, худшие представители человечества, а побе­дители являются творцами ценностей, наилучшими людьми. Самнер был против вмешательства государства в общественную жизнь, осуждал социализм, считая абсурдной идею о сознатель­ном улучшении мира. Положил начало системному изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгруппо­вых отношений. Отметил связь межгрупповых конфликтов с внутренним единством групп;

Людвиг Гумплович (1838-1909). Рассматривал историю челове­чества как постоянную борьбу рас и отдельных индивидов за
существование. Находил источники конфликтов в различии
интересов как отдельных личностей, так и целых народов. Основные положения его теории:

· деление общества на господствующих и подчиненных - яв­ление вечное, поэтому конфликты вечны;

· конфликты - фактор прогресса. Конфликты способствуют
единству общества, а также возникновению новых объеди­нений, государств;

Карл Маркс (1818-1883). Автор социологической теории кон­фликтов утверждал, что в условиях классовой борьбы социоло­гические конфликты - неизбежные явления общественной жизни.
Причина конфликтности капиталистического общества состо­ит в непримиримости интересов рабочих и капиталистов. Но в
результате революционных преобразований, устранения част­ной собственности в обществе исчезнут объективные причины
для возникновения конфликтов. Таким образом, будет создано
бесконфликтное общество. К. Маркс разделил структуру обще­ства на 4 элемента:

· производительные силы;

· производственные отношения;

· политическая надстройка;

· формы общественного сознания;

Георг Зиммель (1858-1918). Он первый ввел термин " социология
конфликта".
Источник конфликта Зиммель видел не в противо­положности экономических интересов противоборствующих клас­сов, а в инстинкте враждебности. Основные моменты его теории:

· чем сильнее межгрупповые конфликты, тем менее вероятно
исчезновение границ между группами;

· чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность
внутри конфликтующих групп;

Зигмунд Фрейд (1856-1939) на первый план в развитии чело­
века выдвинул влечение, в первую очередь сексуальное. Разде­лил личность на 3 инстанции: " Оно", " Я" и " Сверх-Я";

Альфред Адлер. Адлер в противовес Фрейду отдал предпочтение
в человеческом поведении социальным факторам. Человек
прежде всего социальное существо,
поэтому его нельзя рассматри­вать в отрыве от общества;

Карл Густав Юнг (1875-1961). Он отказался от фрейдистской
теории сексуальности, тем не менее придавал большое значе­ние сексуальным влечениям. Поведение и поступки человека
зависят от психической энергии, которая может быть обращена
во внутреннюю среду, в себя или на внешнюю среду. В связи с
этим Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов и
выделил 4 основных типа характера: мыслительный, эмоциональ­ный, сенсорный и интуитивный.

В истории становления конфликтологии общей тенденцией было движение от положительной оценки роли конфликта в жизни человека и одобрения войн, борьбы и междоусобиц к осознанию значимости мира и единства, а затем к пониманию неизбежно­сти конфликтов как фактора социального развития и прогресса.

 

3. Существенный вклад в становление конфликтологии как отдель­ной науки внесли такие современные ученые, как:

Толкотт Парсонс. Теория структурно-функциональной модели общества. Парсонс выступает за бесконфликтное отношение в системе. Естественное состояние общества - социальный поря­док, а конфликт Парсонс считает социальной болезнью общества, которую необходимо лечить. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации. Он перерастает из напряжен­ности, которая возникает между физиологическими потребно­стями организма и потребностями человека в социальных от­ношениях. Психологическое напряжение в обществе необхо­димо снимать, так как оно опасно для системы и может ее разрушить. Парсонс формирует функциональные предпосылки стабильности общества, обеспечение которых позволяет избе­жать социальных потрясений:

· удовлетворение потребностей большей части членов общества;

· эффективная работа органов " социального контроля" в вос­питании членов общества в соответствии с установленными
в нем нормами;

· совпадение индивидуальных мотивов с общественными уст­ремлениями, благодаря чему индивиды выполняют функции
и задачи, возложенные на них в данном обществе;

Элтон Мэйо. Школа " человеческих отношений". Представители
школы ''человеческих отношений" также рассматривают конфликт
как социальную аномалию. Естественное состояние общества -
состояние гармонии и социального консенсуса. Элтон Мэйо при­зывал к установлению мира в производственных отношениях,
считал конфликт болезнью социальной, а социальное равнове­сие и сотрудничество — верным признаком здорового общест­ва. Настаивал на замене индивидуального вознаграждения
коллективным, экономического - социально-психологическим
(Дружественная атмосфера, удовлетворенность работой, одоб­рение начальства, демократическое руководство и пр.).

В 1960-е - 1990-е гг. конфликтология сменила направление теоретических исследований и вернулась к изучению преиму­щественно конфликтной модели общества. Факторами, способ­ствовавшими этому, были: новая ситуация в мире; бурный экономический рост; усиление конкуренции.

Все это привело к распространению современных концепций, в ча­стности, Льюиса Козера, Дарендорфа, Боулдинга и др.:

Льюис Козер. Концепция позитивно-функционального конфлик­та. В соответствии с данной концепцией конфликт - неиз­бежное явление, которое оказывает позитивное воздействие на
функционирование общественной системы. Чем больше кон­фликтов в обществе, тем стабильней общество и тем сложнее
разделить его членов на группы. По Козеру функции конфликта
в обществе состоят в том, что конфликт:

· является способом периодически разряжать обстановку и
разрешать противоречия;

· способствует установлению и поддержанию стабильных внутригрупповых и межгрупповых отношений;

· предупреждает о наличии в системе проблем и противоречий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.