Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






социологический ;психологический.






Между социологическим и психологическим подходами существу­ют различия:

социология ориентирована на изучение конфликтов в обществе,
в системе общественных отношений. Формирование теорети­ческой базы конфликтологии происходило при участии таких
знаменитых социологов, как Огюст Конт, Герберт Спенсер,
Карл Маркс,

• в отличие от социологии психология изучает природу конфликт­ного поведения в зависимости от различных эмоционально-психо­
логических факторов.
И здесь свою лепту в становление конфликтологии внесли знаменитые психологи: Зигмунд Фрейд,
Карл Юнг, Альфред Адлер.

Кроме социологии и психологии, конфликт является предме­том изучения многих дисциплин: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, юриспруденции, правоведения, истории, математики, искусствоведения, культурологии, эко­номики, этики и т. д.

Конфликтология опирается на принципы познания, вырабо­танные в рамках других наук, которые позволяют глубже по­нять предмет конфликтологических исследований.

Сегодня конфликтология в России находится в стадии станов­ления и является междисциплинарной наукой.

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия.

В целом, воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:

  • переделать реальность под ожидания заинтересованных сторон и тем самым изначально убрать предмет возможного конфликта;
  • изменить свое отношение к проблеме, лежащей в основе противоречия (то есть повлиять на изменение своего поведения);
  • изменить отношение оппонента к проблеме (то есть воздействовать на его сознание и поведение).

Достаточно эффективным приемом изменения реальности под ожидания сторон и предупреждения конфликтов является поддержание сотрудничества.

Зачастую до начала конфликта участники взаимодействия находятся в нейтральных взаимоотношениях, а возможно, и сотрудничают друг с другом. Поэтому весьма важно не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений.

Методы поддержания и развития сотрудничества:

1. Метод согласия. Его сущность заключается: в вовлечении возможного противника в свое дело; в создании условий, которые исключают противоречие интересов, формируют общие интересы.

2. Метод практической эмпатии. Он предполагает психологическую «настройку» на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей. На практике этот метод выражается в доброжелательности, отсутствии немотивированной враждебности и агрессивности, выражении сочувствия и готовности оказать партнеру помощь.

3. Метод сохранения репутации партнера. Конкурент – не значит враг. Противник может быть достоин уважения. Авторитет и статус противника подчеркивает собственный статус и авторитет. В любом случае, правила межличностного общения предполагают уважительное отношение к партнеру.

4. Метод взаимного дополнения. Этот метод заключается в создании ситуации, когда возможно в совместном проекте использовать определенные характеристики, черты своего партнера, которыми не обладает субъект. Развивая и используя эти черты, можно укрепить взаимоотношения и сотрудничество, избежать многих конфликтов и остаться в выигрыше.

5. Метод исключения социальной дискриминации. В основе этого метода лежит недопустимость подчеркивания различий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим.

6. Метод разделения заслуг. В условиях коллективного труда целесообразно общие заслуги (результаты) делить на всех участников работы, даже если большая часть их принадлежит кому-либо одному. Этот метод позволяет избежать зависти, обид и других негативных моментов, окружающих и провоцирующих конфликт.

7. Метод психологического настраивания. В отличие от метода практической эмпатии, он предполагает многообразное, позитивное воздействие на партнера. В основе это воздействие сводится к своевременному информированию партнера о возможных или предстоящих переменах, обсуждение с ним последствий и т.п.

8. Метод психологического «поглаживания». Он заключается в постоянной и последовательной деятельности по поддержанию хорошего настроения, положительных эмоций, для чего используются различные поводы (презентации, юбилеи и т.п.). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и, таким образом, затруднить возникновение конфликта.

1. Конфликт - это столкновение несовместимых взглядов, пози­ций, интересов, противоборство взаимосвязанных, но пресле­дующих свои разные, часто противоположные цели двух или бо­лее сторон.

В латинском языке слово conflictus означает столкновение. В тол­ковом словаре русского языка Ожегова конфликт определяется как столкновение, серьезное разногласие, спор.

Существует двух основных современных подхода к пониманию кон­фликта:

· обобщенный (конфликтологический);

· психологический.

Обобщенный, или конфликтологический, подход рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и т. д.

Психологический подход делает акцент на человеческую сущность
взаимодействующих сторон. Он рассматривается как столкно­вение мнений, взглядов и позиций и предполагает обязатель­ное наличие субъекта конфликта - либо отдельного лица, либо группы людей.

В основе любого конфликта лежит противоречие. Противоречи­выми могут быть: цели; взгляды; мнения; ценности; интересы; потребности.

Противоречия - необходимые, но недостаточные условия кон­фликта. Они превращаются в конфликт только через носителей противоречий (конкретные люди, группы, социальные слои, политические партии, государства).

Основные черты конфликта:

· это явление социальное, порождаемое самой природой общест­венной жизни (как и человек, общество по своей природе не может быть бесконфликтным, идеальным, совершенным. Дис­гармония, противоречия и конфликты - постоянные, состав­ные части общественного развития. Поэтому нужно воспри­нимать конфликт как нормальное общественное явление, как процесс испособ взаимодействия людей);

· явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее
(конфликты возникают во всех сферах человеческой деятель­ности. Они являются неотъемлемым компонентом развития
общества ичеловека);

· это взаимодействие, которое протекает в форме противостоя­ния, столкновения, противоборства личностей или обществен­ных сил, взглядов, интересов, как минимум, 2 сторон.

Необходимые условия возникновения конфликта:

· наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфлик­тной;

· значимость ситуации для участников конфликта;

· неделимость объекта конфликта;

· наличие угрозы со стороны одного из оппонентов достижению
целей другим участником;

· желание участников продолжить конфликт для достижения
своих целей.

Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным це­лям, использование различных средств по их достижению, не­совпадение интересов, желаний и т. д.

Конфликтная ситуация является основой конфликта. Обязатель­ными факторами любого конфликта являются:

• субъекты конфликта;

• объект конфликта;

• предмет конфликта.

Субъекты конфликта - участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов могут выступать как отдельные личности (руководители, сотрудники), так и группы, организации, госу­дарства. Субъекты защищают значимые для них интересы. Другая часть участников, чьи интересы затронуты косвенно, являются посредниками, свидетелями, невольными участниками ко­нфликта и т. д.

Объект конфликта - конкретная материальная, социальная или духовная ценность, на которую претендует каждая из конфлик­тующих сторон.

Предмет конфликта - объективно существующая или вообра­жаемая проблема, противоречие, являющееся причиной спора.

Более подробно данные категории будут раскрыты ниже.

2. В основе любого конфликта лежит противоречие между:

· различными желаниями, потребностями, интересами;

· и возможностями для их удовлетворения.

Все виды конфликтов, возникающие либо в сознании одного человека, либо в межличностных отношениях, либо в отноше­ниях между отдельным человеком и группой происходят имен­но из этих противоречий.

В организациях конфликты чаще всего вспыхивают, когда по­требности одних лиц или групп сталкиваются с аналогичными потребностями других лиц или групп данной организации. Кро­ме того, причины конфликта могут лежать и внутри человека.

Все факторы конфликта можно разделить на две группы:

· субъективные;

· объективные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.