Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя картина болезни (ВКБ) и ее связь с этапами развития заболевания.






ВКБ зависит от стадий течения б-ни: 1. начальная (в ВКБ преобл. чувств. компонент; возникает реакция стресса®запускаются механизмы адаптации). 2. разгар ( взаимодействие с б-нью; формируются когнитивные компоненты; некоторое привыкание к б-ни; острые / подострые / хронические состояния) 3. исход (выздоровление или смерть; выздоровление - б-нь уходит, а ВКБ остается; Задержка структуры ВКБ может привести к глубокой формам неврозов и тп.; проблема эвтаназии; фазы умирания: непринятие прогноза®фаза протеста®введение торга или самогипноз®примирение). Знание структуры ВКБ позволяет правильно обосновать выбор психокоррекционных (коррекция масштаба переживаний - при панич. и ипохондр; способствовать достижению осознания факта т формирование адекватн. к ней отнош-я - при отрицании)

 

 

 

 

78. Зарубка на дереве, «узелок на память», жребий… - всё это примеры психологических орудий, при помощи которых человек овладевает своим поведением. Попытайтесь самостоятельно продлить этот ряд.

79. Образ мира. Способы репрезентации.

 

 

80. Социальная установка: понятие, структура, функции.

Узнадзе. Установка– досознательная стадия психики (т.к. гипноз – ничего неосознается). С точки зрения филогенеза – промежуточная ступень сознание – неосознание. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Речь идет о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует.

Установка характеризуется: 1. Целостное состояние субъекта (не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, которое противопоставляется другим содержаниям сознания и вступает с ними во взаимодействие); 2. Это момент динамической определенности психической жизни; 3. Целостная направленность сознания на определенную активность. Необходимыми условиями появления установки в определенном направлении является потребности и соответствующие им ситуации. Потребности: а) субстанциональные (голод); б) функциональные)потребность к деятельности, действовании в определенном направлении); в) теоретические потребности (специфические человеческие). Для того чтобы возникла установка к определенной активности, нужно чтобы потребность совпадала с наличием ситуации, включающей в себя условия ее удовлетворения. Установка лежит в основе волевого поведения и проявляется в момент принятия решения. Мотив решения – осознание преимущества ценности, присущей тому или иному поведению В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. У каждого человека выработаны свои особые фиксированные установки, так или иначе проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении. Личность человека создают исключительно эти установки.

Примеры установок: моторная установка: преднастройка позы руки, спринтер на старте, готовый к рывку; перцептивная установка: ожидание угрозы – слышатся шаги, шорохи; умственная установка – пример в тригонометрических символах – решать при помощи тригонометрических формул. Состояние установки имеет важное функциональное значение: субъект подготовлен к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно. Эксперименты Узнадзе: иллюзии объема, зрения, силы давления, слуха, освещения, количества, веса. Обнаружились контрастные иллюзии установки и ассимилятивные иллюзии установки. Установка предваряет появление определенных фактов сознания или предшествует им.

Типы установок (Асмолов): 1) смысловые, 2) целевые, 3) операциональные. Содержание установки зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку в структуре деятельности. 1) Смысловые установки: выражают проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). с помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранять статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). Возникнув в конкретной деятельности, они могут проявиться при встрече личности со сходными значимыми объектами и определять ее поведение в широком круге сходных ситуаций. Такие смысловые установки становятся обобщенными установками и превращаются в черты характера личности. В отличии от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.

2) Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия.

3) Операциональные установки имеют место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т.д. Психофизиологические механизмы, реализующие различные операциональные установки, проявляются в тонусе организма, выражающем позу субъекта в целом, определенную преднастройку в сенсорной и моторной области, что предшествует развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

 

81. Какова роль семьи в воспитании ребёнка с отклонениями в развитии? Обоснуйте свой ответ.

 

 

82. Психологические механизмы волевой регуляции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.