Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ деятельностного подхода к анализу учения с бихевиористским и когнитивным.






Бихевиористские теории учения учитывают только воздействия (стимулы), которые оказываются на обучаемого, и его ответные реакции на эти воздействия. Предмет изучения – поведение, «очищенное» от психики, сведенное к совокупности движений. + Биологизм: не видят качественного отличия поведения ч-ка от животных, пренебрегают социальной природой ч-ка. Основоположник – Трондайк. Проводили исследования в области пед псих-гии на животных. Процесс учения – в установлении определенных связй м/у стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей. В качестве закрепления – закон эффекта, повторяемости (упражняемости) и з-н готовности.

З-н эффекта: м.б. как положительным, так и отрицательным. Положит-й – состояние удовлетворения действует непосредственно на образовавшуюся связь, приводя к закреплению. Разочарование – разрушает связь.

З-н упражняемости – чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочней будет связь.

З-н готовности – зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта.

Трондайк считал, что научение невозможно без подкрепления, положительного эффекта, испытываемого обучаемым от выполнения требуемой реакции.

Эти законы научения лежат в основе всех теорий учения бихевиоризма.

Когнитивные теории – исследовали познавательный процесс. Дле группы: информационные теории (учение, как вид информационного процесса, познават-я д-сть отождествляется с процессами, происходящими в компьютерах). Вторая группа – стремится описывать этот процесс с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления…

Подход Брунера: ученик, изучая тот или иной предмет, должен получить некие общие, исходные знания и умения, кот-е позволяли бы ему в дальнейшем делать широкий перенос, выходить за рамки непосредственно полученных знаний. Процесс овладения предметом: 1). Получение новой информации, 2). Трансформация имеющихся знаний: их расширение, приспособление к решению новых задач 3). Проверка адекватности применяемых способов стоящей задаче. Все эти процессы протекают почти одновременно.

Отличие деятельностного подхода от двух предыдущих в том, что анализу подвергается реальный процесс взаимодействия человека с миром, взятый в его целостности и протекающий как процесс решения задачи.

Деятельность – целостная система, психическое входит в систему деятельности как элемент. Системный подход.

Главные принципы: 1) принцип единства психики и д-сти. 2) отношения внутренних видов д-сти и внешних материальных. Внутренние – вторичны, родятся из внешних.3)социальная природа развития чел-ой психики, не согласие с бихевиористами.

 

 

67. Мнестические процессы и эффекты памяти.

68. Развитие эмоционально-мотивационной сферы в онтогенезе.

69. Чем, на ваш взгляд, опасна «диагностомания» практического психолога (гипертрофированная установка на диагноз, стремление, во что бы то ни стало поставить диагноз).

Для многих людей, в том числе для некоторых терапевтов, слово «диагноз» - «плохое» слово. Все мы знаем о неправильном использовании психодиагоностических формулировок: сложная личность легкомысленно упрощается интервьюером, который испытывает тревогу из-за неопрелённости; беспокойного пациента наказывают навешиванием патологизирующего ярлыка. Диагноз должен быть беспристрастным.

Существует по меньшей мере пять взаимосвязанных достоинств диагностики, когда она производится разумно и после соответствующей подготовки: (1) использование диагноза для планирования лечения, (2) заключённая в нём информацтя т прогнозе, (3) защита интересов пациента, (4) то, что диагноз может помочь тепрапевту в эмпатии своему пациенту и, наконец, (5) диагноз может уменьшить вероятность того, что некоторые боязливые пациенты уклоняются от лечения.

 

70. Теории мотивации. Классификация мотивов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.