Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические положения. Информационная логистика – это управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.






Информационная логистика – это управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.

Результаты движения ма­териальных потоков находятся в прямой связи с рационально­стью организации движения информационных потоков.
В по­следние десятилетия именно возможность эффективного упра­вления мощными информационными потоками позволила ста­вить и решать задачу сквозного управления потоками матери­альными. Высокая значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики – информационной логистики. Объект исследования здесь – информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопряженных с материальными).

Информационная логистика тесно «вплетена» во все другие функциональные области логистики в связи с тем, что она обеспечивает организацию информационных потоков как внутри предприятия, так и обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 6.1).

 

 

Рис. 6.1. Виды информационных потоков в логистике

 

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

– опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

– опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

– одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

– вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

– источником возникновения;

– направлением движения потока;

– скоростью передачи и приема;

– интенсивностью потока и др.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

– изменяя направление потока;

– ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

– ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени (бит или байт). В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

– количеством обрабатываемых или передаваемых документов;

– суммарным количеством документострок в обрабатываемых документах.

Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элемен­тов и обладать некоторой совокупностью интегративных ка­честв. Декомпозицию информационных систем на составляю­щие элементы можно осуществлять по-раз­но­му. Наиболее ча­сто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обес­печивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя сле­дующие элементы:

– техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

– информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

– математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.

Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэто­му математическое обеспечение в логистических информацион­ных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение спра­вочных данных и функционирование технических средств.

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике – задач по управлению материальными потоками).

На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяются на три группы:

• плановые;

• диспозитивные (или диспетчерские);

• исполнительные (или оперативные).

Плановые информационные системы. Эти системы создают­ся на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

– создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

– управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющи­мися, данными;

– планирование производства;

– общее управление запасами;

– управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

– детальное управление запасами (местами складирования);

– распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

– отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

В настоящее время создаются достаточно совершенные па­кеты программ. Однако применимы они не во всех видах ин­формационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

– производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;

– структура обрабатываемых данных существенно разли­чается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оператив­ном уровне управления применяют, как правило, индивидуаль­ное програм­мное обеспечение.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем. С позиций системного подхода в процессах логистики выде­ляют три уровня (рис. 6.2).

 

 

Рис. 6.2. Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода

Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляет­ся логистическая операция с материальным потоком, т. е. пере­двигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, де­таль или любой другой элемент материального потока. Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транс­портировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень - система транспортирования и перемеще­ния в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материаль­ным потоком.
При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт–про­из­вод­ст­во–снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, по­строенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых тре­бований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему.

Одной из распространенных задач, решаемых в рамках информационной логистике, является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов, позволяющей обеспечить автоматизированный сбор информации на основании штриховых кодов разных видов в реальном режиме времени.

Каждый из кодов имеет свои технологические преимущества. Например, код ITF-14 печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках и использовать для кодирования товарных партий. В логистике часто применяется код 128, которым могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.

В сфере обращения широкое применение получил код EAN, который часто можно встретить на товарах массового потребления. Более подробно применение этого штрихового кода рассмотрено в примере 14 данного учебного пособия.

Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса.
Основными преимуществами являются:

1) на производстве:

– создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;

– сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок;

2) в складском хозяйстве:

– автоматизация учета и контроля за движением материального потока;

– автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;

– сокращение времени на логистические операции с матери­альным и информационным потоком;

3) в торговле:

– создание единой системы учета материального потока;

– автоматизация заказа и инвентаризации товаров;

– сокращение времени обслуживания покупателей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.