Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идентификация.






 

Данный психологический механизм означает иногда сознательный, иногда происходящий на уровне подсознания процесс отождествления себя с тем или иным человеком. Идентификация лежит в основе моды. Примечателен факт: Людовику XIV пошили сапоги со слишком высокими для его ног голенищами. Не желая расставаться с обувью, в основном вполне удобной, он приказал подогнуть верхи сапог до уровня колен – так родились знаменитые ботфорты, в которых вслед за королём уже через неделю щеголяла уже вся знать Франция, а позже и Европы. Если бы подобный казус произошел с каким-нибудь бароном или графом, не говоря уже о простолюдине, его, выражаясь современным языком, nou hau, так бы

 

и осталось личным достоянием. Пример ценен тем, что показывает: объектом идентификации является значимый, а на языке социальной психологии, референтный субъект как сам по себе, так и в качестве носителя определённых атрибутивных свойств.

 

Когда солдатские и матросские службы были престижны и востребованы в обществе, а освобождение от воинских обязанностей по здоровью воспринималось как позор, любимой формой одежды детей, а то

 

и подростков, были матросские костюмчики, фуражки, буденовки, а школьная форма мальчиков шилась по образцу френчей. Более взрослые «мальчики» из сталинского окружения (Жданов, Мехлис, Щербаков и пр.) никакой иной формы, кроме френча, как у вождя, почти не надевали. Нет сомнения в том, что, являйся И.В. Сталин любителем костюма-тройки, именно в них мы бы видели этих людей. Акты идентификации могут быть проиллюстрированы многочисленными примерами того, как молодёжь имитирует не только одежду, но и манеры, походку, речь своих кумиров. Психозащитность ситуации заключается в том, что происходит своего рода самоиндукция: «Я не могу быть таким, как он на сцене, но буду похожим


на него в жизни, и это сходство смягчит осознание мною абсолютной недоступности кумира как человека».

 

С сожалением приходится констатировать, что далеко не всегда объектом идентификации, особенно в подростковом возрасте, становятся социально значимые личности. Это относится не только к нашим дням, когда бригадир Саша Белый затмевает своим примером не только офицера-подводника или пограничника, но и лётчика-испытателя, парашютиста, космонавта и т.д. – всех тех, кто был молодёжными кумирами 30-х, 60-х годов XX века. И в те времена, особенно когда после XX съезда распахнулись ворота ГУЛАГа, неформальными героями подворотен часто становились уголовники разного статусного положения, а игры в «чёрную кошку» или Лёньку Пантелеева едва ли уступали по популярности играм в челюскинцев и разведчиков десятилетием назад. Об абсолютной недопустимости поэтизации уголовщины, т.е. выбора подобных лиц в качестве объектов идентификации, предупреждали многие писатели, но особенно звучным был пророческий призыв автора «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, священника по происхождению.

 

Над объяснением сущности идентификации задумывались многие ученые. Приведем в качестве примера исследования двух из них.

 

Американский психолог Соломон Ош ввёл в социальную психологию важные понятия: «конформизм» и «подставная группа». В его исследованиях они взаимообусловлены. Перед тем, как испытывать кого-то, психолог договаривается с подставной группой, в состав которой входят 7–9 человек, о намеренном обмане испытуемого. Например, каждому из них предъявляется изображение двух отрезков, один из которых и 2 раза меньше другого. Каждый из членов подставной группы на полном серьёзе заявляет о том, что они абсолютно одинаковы. Доходит очередь до испытуемого. Репрезентативный математический анализ убедительно доказал, что в разнообразных выборках взрослых людей примерно 70%, – так называемых, конформистов – людей, произносящих


вслед за другими «да, они равны». 30% – нонконформисты, отстаивающие свою позицию, несмотря на мнение остальных.

 

Примеры выдающихся учёных-нонконформистов – Джордано Бруно или Николая Вавилова – общеизвестны. Можно привести и другие.

 

Сразу же после Великой Отечественной войны началась подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Они состоялись. Как и было положено в то время, на одном из избирательных участков кандидатура И.В. Сталина, по сообщениям прессы, набрала 100% голосов. На следующий день в избирательную комиссию пришёл простой инженер, фронтовик, и заявил, что счётчиками допущена ошибка, так как он голосовал «против». Эффект был настолько оглушителен, что нонконформиста даже не арестовали и не испортили его карьеры.

 

Во время обсуждения знаменитого хрущёвского доклада о последствиях культа личности И.В. Сталина в Президиум пришла анонимная записка: «А почему вы, Никита Сергеевич, не сказали всего этого Сталину в глаза, ведь вы же коммунист?» Не лишённый чувства юмора, Хрущёв парировал мгновенно: «Да потому же самому, почему вы не подписали записку, товарищ коммунист».

 

Известный психолог-академик Российский академии образования В.С. Мухина решила подойти к проблеме конформизма с позиции персоногенеза (развития личности) дошкольника. С детьми разных групп детских садов проводился одинаковый эксперимент. Участники подставной группы подводились к двум пирамидкам – чёрной и белой – и заявляли, что обе они одинаково чёрные. Очередь доходила до испытуемого, который также чаще всего заявляя, что обе пирамидки черные. «Молодец, – говорил экспериментатор, – теперь возьми себе шоколадку». «Где?» – спрашивал дошкольник. – «Под белой пирамидкой».

 

Уже через секунду шоколадка оказывалась во рту. «Но ведь ты же говорил, что они обе чёрные», – недоумевал экспериментатор. – «А я думал, так надо».


Примечательно то, что дети 3–4 лет в отличие от более старших все оказывались нонконформистами, подобно их ровеснику из сказки Андерсена «Новый наряд короля». В.С. Мухиной установлено, что причиной данного феномена является то обстоятельство, что в этом возрасте дети ещё не могут идентифицировать себя с группой, но уподобляются своим родителям, впитывая, как губка, и положительные, и особенно отрицательные черты.

 

 

Выдающийся кинорежиссёр А.А. Тарковский в одной из самых известных своих лент «Зеркало» сделал очень интересный не только режиссерский, но и психологический ход: роли матери и жены главного героя исполняет одна актриса – Маргарита Терехова. Это естественно. Выбирая спутницу жизни, мужчина бессознательно идентифицирует её с матерью. «Первая женщина – это мать, первый мужчина – это отец», – писал Фрейд. Не потому ли так тяжело найти путь к взаимопониманию свекрови и невестки, ведь одноимённые заряды отталкиваются – это правило не только науки электростатики, но в какой-то степени и психологии.

 

 

Поэтому так важно на родительских собраниях, сеансах семейной психотерапии объяснять отцам и матерям, что их дети в перспективе – это они сами прежде всего. Пословица «яблоко от яблони недалеко падает» выверена веками и только итожит результат идентификации.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.